АФК «Система» покупает производителя косметики Natura Siberica. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на источник, близкий к сделке. Информацию подтвердил гендиректор Natura Siberica Феликс Либ — он сообщил, что АФК «Система» станет владельцем 100% Natura Siberica. Подробные условия и сумма сделки не разглашаются. Эксперты в начале 2022 года оценивали бизнес Natura Siberica в 75—100 млн долларов, или 5,5—7,9 млрд рублей по курсу ЦБ. А сейчас, по оценке аналитиков, покупка Natura Siberica могла обойтись «Системе» в 3 млрд рублей.
Сделка стала возможной после двухлетнего конфликта между наследниками, который начался сразу после смерти основателя Natura Siberica Андрея Трубникова в январе 2021 года. На доли в структурах группы претендовали дети бизнесмена — Дмитрий и Екатерина Трубниковы от первого брака и Елизавета от второго, а также вдова Андрея Трубникова Анастасия и первая бывшая жена Ирина. Из-за споров наследников и топ-менеджмента приостанавливались производство и работа магазинов. В конце 2022 года Московский городской суд аннулировал брак между Андреем и Анастасией Трубниковыми, а его дети смогли вступить в наследство и получили по 20% в структурах Natura Siberica. Оставшиеся доли отошли Ирине Трубниковой, которая продала их Корпорации АГ. Сейчас владелец компаний группы — АО «Органик рус», его учредители не раскрываются.
S8 Capital приобрел три завода концерна Bosch в Энгельсе. По итогам сделки компания получила в собственность заводы по производству свечей зажигания и электроинструментов, а также площадку по выпуску отопительных котлов. Сумму сделки не уточнили. В S8 Capital отметили, что холдинг планирует сохранить всю прежнюю команду, технологии и специализацию купленных предприятий. Но товары будут выпускать под новыми брендами — ребрендинг планируют провести в течение полугода. Холдинг S8 Capital основал предприниматель Армен Саркисян, в группу компаний входят разработки ИТ-решений для бизнеса, а также лотерейная компания «Столото».
В Госдуму внесли законопроект об обязательной отработке для студентов-бюджетников. Согласно документу, выпускник должен будет отработать три года по распределению, а в случае отказа — возместить государству расходы на обучение. Проект закона внесли в Госдуму по инициативе Госсовета Татарстана. Авторы инициативы уточняют, что «государство тратит значительные средства на обучение студентов-бюджетников». В пояснительной записке говорится, что законопроект поможет решить проблему дефицита кадров, в том числе на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и в других приоритетных отраслях экономики. Также обязательное распределение может помочь молодым специалистам, которых не берут на работу без стажа. Ранее Центробанк указывал на нехватку рабочей силы во многих отраслях из-за частичной мобилизации и повышенного спроса на наем специалистов.
Adidas рассматривает продажу российского бизнеса другому иностранному инвестору. Об этом «Коммерсанту» сообщили три источника на рынке торговой недвижимости. По словам одного из источников, тем самым Adidas может перезапустить под новым брендом около 100 наиболее доходных магазинов в России. Эксперты рынка отмечают, что Adidas может выбрать схему ухода, которую предпочла Reebok: компания продала российский бизнес турецкому холдингу FLO Retailing, а по итогам сделки магазины Reebok в России переименовали в Sneaker Box и сделали мультибрендовыми.
Официально в российском подразделении компании Adidas информацию о продаже бизнеса не прокомментировали. Магазины Adidas закрыты с марта 2022 года. Но известно, что ООО «Адидас» договорилось о скидке в 14% на аренду московского офиса в 2023 году. Компания также сдала в субаренду офисные площади и два склада в Подмосковье до 2026 года. На конец 2022 года российская структура Adidas сохранила аренду 153 помещений под магазины, включая аренду бывшей ранее флагманской точки в Москве на Кузнецком мосту. Выручка ООО «Адидас» в 2022 году снизилась на 55,1% — до 24,97 млрд рублей. Чистый убыток компании в прошлом году составил 7,93 млрд рублей против чистой прибыли в 3,99 млрд рублей годом ранее.
В мае в России стартуют продажи машин люксового китайского автобренда Hongqi. Бренд принадлежит корпорации China FAW Group. Дистрибьютор марки — «ФАВ — Восточная Европа» — начнет первые официальные поставки в Россию с четырех моделей: электрического внедорожника HONGQI E-HS9, полноприводного внедорожника HONGQI HS5, а также седанов HONGQI H9 и HONGQI H5 New. Первые дилерские центры Hongqi откроются в мае в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Сочи, Казани, Ростове-на-Дону. Известно, что на кроссовер Hongqi HS5 уже выдано одобрение типа транспортного средства. Также в России заработал официальный сайт Hongqi, но в каталоге еще нет цен в рублях. На ресурсе «Китайские автомобили» модели E-HS9 и H9 стоят около 15 млн рублей, а кроссовер HS-5 можно заказать за 7,5 млн рублей.
Российское подразделение Cisco в России завершило 2022 год с убытком в 5,47 млрд рублей. Годом ранее российские юридические лица компании — ООО «Сиско солюшенз» и ООО «Сиско системс» — получили прибыль более 1 млрд рублей. За 2022 год выручка ООО «Сиско Солюшенз» снизилась на 84% — до 5,15 млрд рублей против 33,92 млрд рублей годом ранее. Выручка ООО «Сиско системс» за тот же период снизилась на 76% — до 441,2 млн рублей против 1,85 млрд рублей по итогам 2021 года. Cisco — крупный американский производитель интернет-оборудования и систем связи. Компания объявила об уходе с российского рынка весной 2022 года. В апреле 2023 года Cisco физически уничтожила запасы оборудования в стране на общую сумму в 1,86 млрд рублей.
Продажи российской фэшн-розницы выросли до 25% в 2022 году. Такие данные приводят аналитики Fashion Consulting Group, FCG. Из-за ухода крупных иностранных брендов одежды и обуви в 2022 году отечественные ретейлеры и торговые марки стали лидерами почти во всех каналах и сегментах продаж — например, в повседневной, вечерней, спортивной одежде и белье. Так, продажи лидеров фэшн-ретейла — группы компаний «Спортмастер», Gloria Jeans, Melon Fashion Group, Familia и Kari — выросли на 10—20% год к году. А небольшие нишевые российские бренды, по оценке FCG, в прошлом году демонстрировали «взрывной рост» и нарастили продажи «в разы». Так, часть таких брендов перешли от продаж в соцсетях в офлайн и сейчас открывают собственные магазины в крупных торговых центрах Москвы. В целом, по данным экспертов, объем фэшн-рынка в России по итогам 2021 года оценивался в 1,85 трлн рублей. В прошлом году он сократился в стоимостном выражении на 8,1%, в натуральном — на 12—15%. Аналитики прогнозируют, что в 2023 году основная конкуренция за потребителя продолжится между локальными отечественными брендами.