В 2022 году авиакомпании выполнили 2000 рейсов на самолетах с просроченными запчастями. Об этом заявил глава Ространснадзора Виктор Басаргин. По его словам, допуск к полетам самолетов с такими нарушениями — это вынужденная мера. Так, сроки поставок комплектующих для самолетов после введения санкций выросли в среднем с 3—7 до 60—120 дней. А некоторые специфические запчасти завезти просто невозможно. Басаргин не уточнил, идет ли речь о коммерческих или всех типах авиаперевозок. Источники «Коммерсанта» в крупных авиакомпаниях отрицают использование запчастей с истекшим ресурсом и не знают о нарушениях у конкурентов. Топ-менеджер одного из перевозчиков допускает, что «проверяющие могли пересчитать батарейки или аккумуляторы». А выпуск на линию самолетов с изношенными критически важными запчастями, например механизацией крыла и гидравлическими системами, невозможен, потому что «в отличие от малых и деловых перевозок у крупных пассажирских компаний слишком большая ответственность».
Компания «Принцип ЗОЖ» купила производителя спортивного питания «Прайм-Крафт». До сделки компанией владели предпринимательницы Серафима Максимова и Ольга Нестерова. Компанией «Принцип ЗОЖ» владеет председатель совета директоров ГК «Черноголовка» Алексей Четвергов. Изменения о смене собственника внесены в ЕГРЮЛ, стороны не разглашают сумму сделки. Прайм-Крафт разрабатывает и производит спортивное питание под основным брендом Prime Kraft на заводе в Ленинградской области с 2015 года. Ассортимент включает протеиновые батончики, печенье, арахисовую пасту, чипсы под марками Wowbar и Primebar, витамины и добавки. Продукцию Prime Kraft продают в магазинах сети «Рив Гош», интернет-магазине «Золотое яблоко», а также на Ozon и Wildberries. В 2022 году выручка Прайм-Крафт выросла почти вдвое год к году — до 618,42 млн рублей.
Минэкономразвития предложило отменить преимущественное право покупки доли в ООО для других владельцев долей в компании. Для этого министерство разработало поправки в закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в часть 1 Гражданского кодекса. Если новую норму примут, то чтобы лишить совладельцев преимущественного права, можно будет внести изменения в устав компании по единогласному решению общего собрания собственников. В Минэкономразвития сообщили, что инициатива разработана по запросу бизнеса. Эксперты отмечают, что новая норма позволит быстрее принимать решения и совершать сделки с долями в компаниях. Сейчас на реализацию преимущественного права отводится минимум 30 дней, а продажа доли в ООО третьим лицам участником общества возможна лишь после отказа остальных совладельцев компании от ее покупки на условиях, предложенных покупателям. В результате продавцу часто приходится ждать, прежде чем он сможет закрыть сделку. Также, по словам экспертов, быстрая продажа части активов будет актуальна для предпринимателей, которые подпали под санкции, а соблюдение требований о преимущественном праве может этому препятствовать.
Российские туроператоры разрабатывают организованные туры в Грузию. По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Дмитрия Горина, сейчас программы могут формироваться на базе стыковочных рейсов, а с 19 мая появятся предложения с прямыми перелетами. В OneTwoTrip отмечают, что 10—15 мая Грузия стала четвертым по популярности зарубежным направлением по числу поисков билетов. В Яндекс Путешествиях сообщают, что потенциальный спрос на полеты в Грузию вырос в семь раз, но количество бронирований пока невелико. В Ostrovok.ru говорят, что количество бронирований отелей в Грузии в период 10—15 мая на 25% превысило показатель предыдущих шести дней и в восемь раз — в сравнении с тем же периодом прошлого года. Представители туристического рынка также фиксируют всплеск интереса к путешествиям в Грузию, но объем перевозок пока может не покрывать повышенный спрос. Также на спрос может влиять стоимость перелетов: сейчас средняя цена перелета в Грузию в одну сторону 10—15 мая составляет 22 000 ₽, а билеты туда и обратно в среднем стоили 53 000 ₽.
Рекомендация от российских властей для туроператоров не продавать организованные туры в Грузию действовала с 2019 года — эту норму отменили с 10 мая вместе с восстановлением прямого авиасообщения между двумя странами. С 19 мая авиакомпания «Азимут» планирует запустить перелеты частотой в семь рейсов еженедельно. По такому же графику из Грузии в Россию с 20 мая начнет регулярные рейсы перевозчик Georgian Airways — продажи билетов стартовали вечером 16 мая.
Российские фэшн-бренды вытеснили зарубежных рекламодателей на площадках офлайн-рекламы. По данным Mediascope, к концу первого квартала 2023 года не осталось ни одной зарубежной компании среди крупнейших фэшн-брендов, которые продвигали свои товары на телевидении, радио, в печати и наружной рекламе. Годом ранее — в первом квартале 2022 года — в топ-5 крупнейших рекламодателей российского рынка моды входили LVMH, Max Mara, Chanel, Prada и Levi’s. За тот же период 2023 года их заменили крупные российские продавцы одежды и обуви, а также небольшие региональные игроки.
Лидером по объему инвестиций в телевизионную и наружную рекламу стала компания Gloria Jeans: компания нарастила рекламный бюджет в 2000 раз год к году — потратила на рекламу 215,7 млн рублей. Второе место занял бренд «Снежная Королева» — до 212,1 млн рублей, а третье — «Спортмастер», 137,5 млн рублей. На четвертой позиции — сибирский бренд верхней одежды «Ермак» с двукратным ростом рекламного бюджета год к году, до 90,4 млн рублей. Пятое место заняла пятигорская фабрика «Шубовик» — компания нарастила бюджет в три раза, до 21 млн рублей. Представители рынка отмечают, что в целом покупательский спрос на одежду и обувь сохранился на прежнем уровне, и для российских брендов открылось окно возможностей, чтобы занять доли ушедших зарубежных конкурентов.
Опрос: малый и средний бизнес борется с падением выручки снижением расходов на пиар, премии сотрудникам и аренду офиса. Об этом говорится в исследовании компании по аналитике больших данных Platforma. Аналитики провели опрос среди 1248 руководителей и сотрудников компаний в сфере малого и среднего бизнеса. Так, 60% респондентов признались, что у них нет определенности в прогнозах на 2023 год. А снижение выручки стало одной из проблем, с которой небольшие компании сталкивались чаще всего. Чтобы снизить издержки, 35% опрошенных были вынуждены сокращать бюджет на маркетинг и PR, 31% — сокращали премии сотрудникам, а 26% — сменили офис из-за высокой стоимости аренды.