В 2022 году 17% россиян испытали нехватку денег на еду, одежду или обувь. 4% россиян в 2022 году не хватало денег на еду, выяснили аналитики Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ. Еще 13% сказали, что не могли позволить себе купить одежду и обувь. Среди пожилых доля нуждающихся заметно выше: каждый четвертый опрошенный испытывал проблемы с покупкой еды или одежды. Каждый десятый участник опроса сообщил, что тратит на еду «почти все» деньги, еще 15% тратят две трети дохода.
С 2019 года ситуация улучшилась: тогда с покупкой еды проблемы были у 7%, а с приобретением одежды и обуви — еще у 16%. Эксперты объяснили динамику мерами господдержки, которые улучшили жизнь самых бедных россиян.
Книжные магазины снижают долю книг в своих ассортиментах. К такому выводу пришел «Коммерсантъ», опросив нескольких крупных игроков рынка. В марте 2022 года в магазинах «Республика» книги составляли 55% ассортимента, а в марте этого года — не более 40%. Сейчас в магазинах компании «Меломан/Marwin» книги занимают 20—25% торговых площадей, а в сетях «Дом книги» и «Книга+» — около 50%. Компании не назвали показателей за предыдущие годы, но согласились с трендом. В «Читай-городе» также подтвердили тенденцию к снижению доли книг в ассортименте, но не привели конкретных цифр.
Главная причина снижения доли книг в ассортименте сетей — потеря издателями прав на зарубежные произведения, считают эксперты. Вторая причина — резкий рост цен на книги. За два года цены выросли в среднем на 40% и могут вырасти еще на 10—15%. Кроме того, на маркетплейсах книги часто оказываются дешевле, чем в спецмагазинах. Чтобы не уступать, сети наращивают продажи других позиций: канцтоваров, виниловых пластинок и проигрывателей и небольших гаджетов.
Российский рынок HR-tech вырос на 21% за год. Объем российского рынка сервисов найма сотрудников и инструментов для работы в компании в 2022 году составил 34 млрд рублей, следует из отчета агентства Smart Ranking. В 2021 году рост был в пять раз выше — больше 100%. Однако причина тому — взрывной рост индустрии во время ковида. Текущее пятикратное замедление роста эксперты назвали вполне ожидаемым.
Большую часть рынка HR-tech составили сайты для поиска работы, платформы поиска временных сотрудников и системы автоматизации рекрутинга, констатируют в Smart Ranking. Лидер отрасли HeadHunter с выручкой в 17 млрд рублей в одиночку занял половину всего рынка HR-tech. Однако рекордный рост показали сервисы кадрового электронного документооборота, КЭДО: за год общая выручка сервисов выросла на 80%. Причину эксперты видят в переходе части работодателей на удаленную работу и в принятии нового закона об электронных документах. Из-за этого спрос бизнеса на сервисы КЭДО заметно вырос.
Посещаемость торговых центров в Москве и Петербурге начала расти. В первую неделю апреля посещаемость торговых центров Москвы была на 2% выше, чем в этот же период 2022 года. В Петербурге показатель вырос на 5%, подсчитали в Focus Technologies. По словам аналитиков, посещаемость растет несколько недель подряд. В среднем посещаемость оказалась лишь незначительно выше уровня 2022 — в первую половину прошлого года она заметно снизилась из-за закрытия магазинов зарубежных компаний. В сравнении с допандемийным 2019 годом текущая посещаемость ниже на 24% в Москве и 28% в Петербурге.
В столичных ТЦ сейчас пустуют 14% торговых площадей — с начала года доля выросла на два процентных пункта. Пик числа вакантных площадей придется на второй квартал 2023 года, после чего их число начнет снижаться, считают эксперты.
В 2022 году число слитых строк персональных данных в четыре раза превысило население России. За 2022 год в России утекло более 670 млн записей с персональными данными — это почти в три раза больше уровня 2021, подсчитали в InfoWatch. В среднем в 2022 году хакеры за один слив раскрывали на треть больше строчек информации, чем годом ранее. Эксперты отметили, что в 80% утечек, скорее всего, виновны как внешние нарушители, так и сами сотрудники компаний. Сильнее всего вырос объем утечек информации у компаний из сфер ретейла, отельного и ресторанного бизнеса — в пять раз. Аналитики отмечают, что в большинстве случаев у киберпреступников не было мотива заработать — они хотели нанести репутационный или экономический ущерб бизнесу.