Минпромторг возобновляет программы льготного автокредитования и лизинга. При покупке в кредит бюджет компенсирует дилеру 20% стоимости авто, а на Дальнем Востоке — 25%, из-за высоких логистических издержек. В льготный кредит можно взять все модели УАЗ, Lada и ГАЗ стоимостью до 2 млн рублей. Повышенная скидка в 35% распространится на электромобили Evolute, производство которых начнется в сентябре 2022 года на заводе «Моторинвест» в Липецке. Льготный кредит можно взять семьям с хотя бы одним несовершеннолетним ребенком, на первую покупку авто, работникам медицинских и образовательных организаций. Льготы коснутся и лизинга. Скидка составит 10% от стоимости авто, но не более 500 000 ₽. В льготный лизинг можно будет взять автомобили марок Lada, УАЗ, Урал, ГАЗ и Камаз.
Каршеринги переходят на китайцев. Каршеринговые сервисы, лишившись доступа к западным и японским авто, начали пополнять парки китайскими машинами. Делимобиль закупил первые 150 Chery Tiggo 4. Ситидрайв с начала года добавил в свой парк более 3000 «китайцев» — это Haval Jolion и Chery Tiggo 7 Pro. Яндекс Драйв планирует закупить в этом году до 7000 китайских авто. Для каршеринга китайские марки фактически единственный вариант, кроме Lada, констатирует Сергей Удалов из Автостата.
Кредиток одобряют больше, но лимит остается осторожным. В июне банки выдали 1,66 млн кредитных карт общим лимитом 114,69 млрд рублей — это на 14% больше и в деньгах, и в штуках, чем было выдано в мае, подсчитало Объединенное кредитное бюро. Средний лимит по кредиткам второй месяц подряд держится на уровне 69 000 ₽, что почти на 19% ниже показателя в начале года: банки снижают риски.
Hortex достался поставщику рыбы. Польский производитель замороженных овощей, фруктов и смесей Hortex продал свое российское подразделение поставщику рыбы «Агама», свидетельствуют данные ЕГРЮЛ. У Hortex были заводы в Подмосковье и Карелии. Агама выпускает рыбу и морепродукты под брендами Agama и «Бухта изобилия». Стороны сделку не комментируют. Участники рынка рассказывают, что Hortex искала покупателя еще до кризиса.
Бренд молочных продуктов Valio сменит название на Viola при продажах в России. Valio — финская компания, которая отказалась работать в РФ в апреле. Ее российские активы, в том числе завод в Подмосковье, купила группа «Велком». В сделку также вошла марка плавленых сыров Viola, а вот право на использование марки Valio Велкому не досталось. Новый собственник решил превратить Viola во флагманскую марку — под этим названием будут выпускаться не только плавленые сыры, но и все те молочные продукты, которые раньше брендировались Valio.
Онлайн-сервис «Самокат» запустил доставку в формате «жесткого дискаунтера». Сервис намерен конкурировать с магазинами низких цен вроде Светофора, доставляя продукты большими упаковками — например, несколько банок консервов. В приложении опция называется «Выгодно». Пока доступ к ней получила часть пользователей в Москве и Санкт-Петербурге. Ассортимент — около тысячи позиций преимущественно с длинным сроком годности. Продукты доставят в течение дня, если заказать до 10 утра. Если позже — на следующий день. В Самокате ожидают, что цены на продукты в новом сервисе будут на 25% ниже, чем в Пятерочке, Магните и других магазинах «у дома».
Металлургические комбинаты работают в убыток. Рентабельность экспортных продаж российских металлургов по итогам июня составила до минус 49%, внутри страны продукция продается в лучшем случае с околонулевой рентабельностью, рассказали участники рынка. Производители рассматривают варианты сокращения инвестпрограмм и ждут льгот от государства.
В России отменяется каждый третий конкурс по госзакупкам лекарств. Вот антилидеры: не состоялись 81% закупок вакцины для профилактики пневмококковых инфекций, 72% закупок иммуноглобулина и 54% закупок тоцилизумаба — средства от ревматоидного артрита. Такие данные получила консалтинговая компания Headway, проанализировав результаты госзаказа за первую половину 2022 года. В компании отмечают, что в первом квартале 84% отмен закупок произошли по причине отсутствия заявок от поставщиков — никто не хотел продавать эти лекарства. После введения санкций дистрибьюторы потеряли уверенность в том, что смогут поставить товар в срок, объясняют участники рынка. Никто не хотел победить в закупке, нарушить условия контракта и попасть в черный список поставщиков. Кроме того, цена в госзакупках иногда была слишком низкой, поэтому даже успешный контракт стал бы для поставщика невыгодным.
На 11% сократилось число такси с разрешениями. В начале года таксопарки имели разрешение на использование 460 тысяч такси, а к июлю это число упало до 410 тысяч. Есть два варианта: либо машин в такси становится меньше, либо часть из них начинают работать нелегально. Эксперты Forbes отметили, что большинство таксопарков намеренно теряют официальные разрешения на работу, чтобы уйти в тень. Из-за санкций заметно выросла стоимость автомобилей, запчастей и шин — держать такси в хорошем состоянии становится очень дорого. Работая «в черную», можно эксплуатировать автомобиль без ремонта намного дольше.