Papa John’s продолжит работу вне американского холдинга. Сеть пиццерий Papa John’s в России планирует развиваться отдельно от Papa John’s International, рассказал источник «Коммерсанта»: для этого компания сменит логотип на «Папа Джонс», описание, концепцию и историю бренда. На начало 2023 года у компании 198 точек в разных городах, они управляются франчайзи. В марте 2022 года американский холдинг приостановил поддержку российского бизнеса, но пиццерии продолжили работу. По словам источников «Коммерсанта», владелец мастер-франшизы Papa John’s в России и глобальный офис Papa John’s International не могли решить, по какому сценарию компания покинет российский рынок. По мнению источника, продажи бизнеса не будет, а управлять сетью продолжит действующая команда во главе с американцем Кристофером Уинном. В компании на вопросы журналистов не ответили.
МТС продает бизнес в Армении. Дочерняя компания оператора Viva-MTS обратилась к регулирующим органам страны за разрешением на продажу бизнеса. За 16 лет работы в Армении у Viva-MTS открыто 72 офиса продаж и обслуживания в Ереване и областях, есть база из 2 млн абонентов, запущены разные сервисы — например, пополнение банковских карт в салонах связи. Эксперты оценивают стоимость компании в 19 млрд рублей. В пресс-службе МТС подтвердили намерение компании покинуть рынок — топ-менеджеры «готовы рассмотреть продажу актива, если найдутся покупатели с хорошей оценкой». Причиной ухода МТС назвали «фокус на развитие бизнеса в РФ». Эксперты полагают, что на решение влияют и наложенные на МТС-банк санкции Великобритании и США, и невысокая доходность бизнеса в Армении. Армянские СМИ предполагают, что покупателями могут стать Газпром и сервис ставок на спорт 1XBet — сами компании утверждения армянской прессы не комментируют.
Маркетплейсы могут уравнять в обязанностях с офлайн-магазинами. Общественная потребительская инициатива направила в Госдуму обращение, в котором попросила уравнять обязанности маркетплейсов и обычных магазинов. По мнению организации, площадки нарушают закон «О защите прав потребителей» и не соблюдают правила обмена и возврата товаров. Например, обычно крупные площадки предлагают клиенту вернуть некачественную вещь, получить за нее деньги, а потом купить заново. Это отнимает время, а цена товара к моменту повторного заказа может вырасти. По закону покупатель вправе в течение двух недель после покупки обменять товар надлежащего и ненадлежащего качества, если он ему не понравился. Маркетплейсы подтвердили недоступность прямого обмена товара. Сейчас единственный доступный вариант обмена — через возврат и новую покупку, запросы на обмен товаров рассматривают продавцы. Причем если стоимость за это время вырастет, разницу в цене не компенсируют.
Оборот внешней торговли России вырос на 8,1% за 2022 год. Федеральная таможенная служба возобновила публикацию данных по внешней торговле впервые с марта 2022 года. Из приведенных данных следует, что российский экспорт вырос почти на 20% по сравнению с 2021 годом и составил 591 млрд долларов. Самый большой экспортный рост показали товары, которые не попали под прямые санкции США и ЕС. Это никель и алюминий — рост экспорта на 190%, до 5,8 млрд долларов, и удобрения — на 54%, до 19,3 млрд долларов.
Импорт в страну сократился на 11,7%, до 259 млрд долларов. Самый большой спад по импорту показал наземный транспорт, прежде всего автомобили — на 41,5%, до 15,7 млрд долларов. Импорт продовольствия и сельхозсырья, наоборот, вырос — на 5%, до 35,7 млрд долларов, и фармпродукции — на 16,3%, до 16 млрд долларов.
Бытовая химия и товары для гигиены стали самыми быстрорастущими категориями в онлайне среди товаров повседневного спроса. По данным аналитиков NielsenIQ, за 2022 год онлайн-продажи средств для стирки выросли почти на 97% по сравнению с 2021 годом, предметов женской гигиены — на 96,1%. Почти на 80% увеличился спрос на средства для ухода за телом, на 68% — на средства для полости рта и бритья, на 65,8% — на средства для уборки. Тренд подтверждают и представители маркетплейсов: на Wildberries и Ozon хозяйственные и чистящие средства показали рост продаж в разы. По словам NielsenIQ, прирост спроса на бытовую химию и средства гигиены в онлайне связан с сокращением этих категорий в рознице — например, с полок магазинов пропали бренды Ariel, Lenor, Pampers, Always и другие. В то же время на маркетплейсах нишу занимают новые имена — например, товары российского производителя бытовой химии Grass и китайского YokoSun. Недорогие аналоги привлекают потребителей.