Снизились зарплаты ИТ-специалистов начального и среднего уровня. По данным HeadHunter, в январе 2023 года начинающему специалисту — джуну — работодатели стали предлагать примерно 100 000 ₽, что на 13% меньше предложения в 2022 году. Зарплата специалистов среднего уровня — мидл — также снизилась: на 11%, до 160 000 ₽. Рост показывают только зарплаты высококвалифицированным программистам уровня сеньор: работодатели в этом году предлагают на 4% больше, чем в 2022, в среднем до 250 000 ₽ в месяц. По словам экспертов, на снижении зарплат сказался приток джунов на рынок труда с весны 2022 года — соотношение резюме на одну ИТ-вакансию сейчас достигло почти 4 против 1,8 в начале 2022 года.
Банки могут потерять до 50 млрд рублей ежегодно при внедрении цифрового рубля. Как отмечают аналитики консалтинговой компании «Яков и партнеры» — бывшего подразделения McKinsey в России, — выпуск нового вида валюты грозит банкам снижением доходов от межбанковских комиссий за операции по картам и процентным ставкам по банковским продуктам. Ожидается, что в первые три-пять лет при внедрении крипторубля банки потеряют до 250 млрд рублей прибыли. Аналитики отмечают, что в выигрыше от внедрения цифровой валюты будут ретейлеры: в первую очередь, за счет снижения затрат на эквайринг торговый сектор может сэкономить не менее 80 млрд рублей в год. От этого косвенно пострадают обычные покупатели — например, клиенты банков могут остаться без кэшбэка, который начисляют из дохода банков за проведенные безналичные платежи.
Законопроект о цифровом рубле сейчас рассматривается в Госдуме. В случае принятия закона цифровой рубль станет третьей официальной формой денежного обращения в стране после наличных и безналичных денег. Один цифрорубль равен номиналу физического рубля, им можно будет пользоваться так, как обычными деньгами: оплачивать товары и услуги, делать переводы. Валютой будут рассчитываться госорганы, бизнес и обычные граждане.
Российские и китайские компании интересуются покупкой или арендой заводов LG, Bosch и Samsung в России. По данным источников «Коммерсанта», в число тех, кто обсуждает варианты покупки или аренды сборочных мощностей ушедших с рынка компаний, вошли китайский Hisense и российские вендоры Kuppersberg и Schaub Lorenz. Hisense владеет брендами Toshiba и Gorenje и продает в России холодильники, стиральные машины, телевизоры и другую технику. Kuppersberg и Schaub Lorenz используют контрактное производство в разных странах, например Китае и Турции, а на российском рынке продает холодильники, вытяжки, варочные панели и другую технику. Официально компании отказываются от комментариев или опровергают факт переговоров. По оценке экспертов, локализация производства бытовой техники будет выгодна компаниям, которые планируют развивать продажи на внутреннем российском рынке.
Samsung приостановила поставки техники в России. У южнокорейской компании есть завод в Калужской области по производству телевизоров, мониторов и стиральных машин — известно, что в 2022 году он работает на зарубежные рынки. LG также ввела ограничения на поставки своей техники в России. Концерн владеет заводом в поселке Дорохово Московской области — в октябре 2022 года стало известно о планах LG перенести производство в Казахстан или Узбекистан. Немецкая Bosch не объявляла о прекращении поставок в Россию, но из-за экспортных ограничений ЕС завод компании в Санкт-Петербурге по выпуску миллиона устройств в год остановил работу. Российское подразделение Bosch ищет покупателя на завод с августа 2022 года.
Wildberries вводит новые субсидии для предпринимателей, которые откроют ПВЗ в приоритетных регионах. Воспользоваться поддержкой смогут владельцы новых партнерских точек выдачи в Еврейской автономной области, Архангельской, Астраханской, Вологодской, Костромской областях, в Адыгее, Ингушетии, на Чукотке, Камчатке и в других регионах. Регионы маркетплейс определяет как приоритетные для развития сети ПВЗ. По программе поддержки новые партнеры могут получить повышенный процент от оборота пункта — до 7,2% от суммы проданных товаров, дополнительные выплаты от маркетплейса в размере от 270 000 до 360 000 ₽ за три месяца в зависимости от региона, а также вывеску для оформления новой точки выдачи в подарок.
Яндекс Маркет открыл продажи подержанной одежды, обуви и аксессуаров. Тем самым маркетплейс расширил ассортимент ресейл-платформы — на площадке уже продаются подержанные смартфоны, ноутбуки, детские коляски, фотоаппараты, игровые приставки и другие товары. В случае с одеждой, обувью и аксессуарами продать можно вещи определенных брендов: в списке есть премиальные марки, такие как Hugo Boss, Balenciaga, Max Mara, а также бренды масс-маркета — H&M, Zara, Uniqlo и другие. Тем, кто хочет продать свои вещи, Яндекс Маркет предлагает два варианта: продать товар сервису и получить деньги сразу или сдать вещь, а деньги получить после ее продажи на маркетплейсе. Новая услуга пока доступна жителям Москвы. Маркетплейс планирует в будущем расширять сервис на другие города страны, а также увеличить список брендов и типов одежды, которые можно продавать на площадке.