Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Принят новый закон о работе такси


О чем речь. Сфера услуг такси в России нечетко отрегулирована: например, не разделены зоны ответственности агрегаторов, владельцев автомобилей, водителей, а также нет единых реестров с информацией обо всех агрегаторах и машинах такси. И законодатели, и участники рынка признавали необходимость разработки нормативной базы.

Что изменилось. Закон, регулирующий работу такси, подписан президентом. Новые правила вводятся и для агрегаторов такси, и для владельцев автомобилей, и для водителей. Закон вступит в силу 1 марта 2023 года, но отдельные положения заработают с 1 сентября. Коротко объясняем, что изменится для участников рынка.

Для водителей. Прямой договор с агрегатором теперь сможет заключить водитель в статусе самозанятого. Сейчас такое право есть только у зарегистрированных в качестве ИП. А самозанятые — как и физические лица без всякого дополнительного статуса — могут заключать договоры только с партнерами агрегаторов — таксопарками. Таким образом, у самозанятого водителя появится возможность выбирать схему работы: напрямую с агрегатором или через посредничество таксопарка.

Сегодня таксисты без статуса ИП работают с таксопарками в основном через агентские договоры или договоры оказания услуг. Теперь же самозанятые смогут стать прямыми партнерами агрегаторов, заключив с ними агентский договор, — это позволит сэкономить на комиссии таксопарка.

Таксист не сможет работать, если за день до смены у него накопилось более трех неоплаченных штрафов за нарушение ПДД. Если же водителя лишили прав, то он не сможет вернуться к работе раньше, чем через год после их восстановления.

Для агрегаторов. Минтранс разработает правила для создания трех региональных реестров такси, которые будут вестись в каждом регионе. За ведение реестров будут отвечать региональные уполномоченные ведомства.

  • реестр служб заказа такси. В него войдут все агрегаторы, работающие в регионе;
  • реестр перевозчиков легковыми такси — таксопарки, а также ИП и самозанятые, у которых заключены прямые договоры с агрегаторами;
  • реестр легковых такси — в этот список попадают автомобили, зарегистрированные в качестве такси.

Кроме того, Минтранс создаст федеральную информационную систему легковых такси, куда будет стекаться информация из всех трех реестров. Данные этой системы будут размещены в общем доступе в интернете. Идея реестров и информационной системы — усиление контроля за агрегаторами и таксистами, систематизация информации о них и уменьшение количества «серых» участников рынка.

Также агрегаторы такси теперь будут обязаны предоставлять ФСБ удаленный доступ к своим информационным системам. Как именно это будет реализовано и какие данные агрегаторов обяжут предоставлять ФСБ — пока непонятно, порядок позже определит правительство. Базы данных агрегаторов со сведениями о заказах должны находиться на территории России.

С 1 сентября в случае ДТП агрегатор будет нести полную ответственность перед пассажиром, если сведения о машине и ее владельце отсутствуют в реестре перевозчиков легковым такси. Если водитель стал виновником ДТП и с реестрами все в порядке, то компенсация выплачивается из его обязательной страховки ОСАГО. В случае, если этих средств не хватает, наступает солидарная ответственность — пассажир может через суд потребовать компенсации как от водителя, так и от агрегатора.

Для владельцев автомобилей. Внешний вид такси обязан соответствовать определенным требованиям согласно постановлению правительства от 1 октября 2020 года № 1586. Теперь эти правила перенесены в новый закон о такси.

В частности, на всех автомобилях должен быть нанесен традиционный для такси узор из желто-черных квадратиков, а на крыше установлен опознавательный фонарь оранжевого цвета. Эта норма касается и водителей со статусом самозанятого, и ИП, использующих собственные машины в качестве такси.

В салоне такси необходимо указывать информацию о водителе, наименование перевозчика, номер записи в региональном реестре и сведения о разрешении на перевозку пассажиров и багажа легковым такси — такое разрешение водители в статусе ИП сейчас обязаны получать в региональном департаменте транспорта, оно выдается на каждую машину и действует пять лет. Новый закон позволяет получать такое разрешение и самозанятым.

Что это значит для бизнеса. Закон коснется всех действующих в России агрегаторов такси. Они, как и водители-ИП и самозанятые, теперь будут в обязательном порядке попадать в региональные реестры и должны выполнять требования к внешнему виду своих автомобилей. Ответственность за нарушение новых норм организации перевозок пока не определена — изменения в КоАП будут приняты до марта 2023 года.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 406 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации