Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Госдума отклонила законопроект о едином операторе цифровой рекламы


Монополизация рынка рекламы в России пока отменяется. Но маркировать рекламу в интернете все равно придется


Монополизация рынка рекламы в России пока отменяется. Но маркировать рекламу в интернете все равно придется


Что случилось. Госдума во втором чтении отклонила проект поправок к закону «О рекламе», который создавал правовую базу для появления нового игрока на рекламном рынке — единого оператора цифровой рекламы и объявлений.

Законопроект депутата Артема Кирьянова, который мог принципиально изменить рекламный рынок, прошел первое чтение 15 июля почти без обсуждений, однако вызвал резкую критику со стороны не только участников рынка, но и государственных структур: Минцифры, департаментов по рекламе правительств Москвы и Санкт-Петербурга, ФАС, а также бизнес-объединений, включая РСПП.

Глава Минцифры Максут Шадаев заявлял, что принятие законопроекта несет риск искусственной монополизации на успешно развивающемся высокотехнологичном конкурентном рынке классифайдов. В правительстве Москвы заявили, что законопроект предоставляет оператору необоснованные преференции, вмешивается в их полномочия и приведет к падению доходов бюджета столицы. Остальные критики также указывали на риск монополизации рынка.

С учетом этого депутаты единогласно отклонили законопроект, который поддержали пятью месяцами ранее. Вице-спикер Госдумы Владислав Даванков назвал это «победой здравого смысла».

Чем это грозило рынку. Законопроект предлагал создать в России единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений «для защиты национальных интересов от угрозы распространения недостоверной информации».

Под цифровыми конструкциями подразумевались любые электронные носители наружной рекламы: в первую очередь уличные медиаэкраны, проекторы и экраны в общественном транспорте. Оператор смог бы собирать плату за размещение рекламы на цифровых конструкциях с владельцев этих самых конструкций, премодерировать объявления, а также получать ряд преференций от государства.

Например, он получил бы право вести предпринимательскую деятельность и без проведения торгов устанавливать собственные экраны на земельных участках и зданиях, которые принадлежат государству или муниципалитету, сроком на 30 лет. На тех же условиях он мог бы устанавливать экраны и в общественном транспорте.

Кроме этого, появление оператора полностью отменяло бы рынок классифайдов — сервисов размещения объявлений физических лиц. Все объявления людей должны были бы размещаться только в системе электронных досок, принадлежащей оператору. Таким сервисам, как Юла и Авито, запрещалось бы публиковать объявления от людей.

Против законопроекта выступили больше 60 представителей рекламного рынка и рынка классифайдов, в том числе Авито, Яндекс, Ozon, Рамблер и многие другие. В Авито заявили, что подобные непродуманные инициативы могут «в одночасье привести к разрушению целой интернет-отрасли».

Единственным представителем рекламного рынка, который публично поддержал эту инициативу, стала компания Russ Outdoor — крупнейший в России оператор наружной рекламы, также он выполняет функции оператора рекламы для РЖД и Московского метрополитена. Директор компании Роберт Мирзоян назвал идею единого оператора «своевременной и важной». Он также заявил, что его компания не причастна к разработке скандального законопроекта.

Что теперь будет с маркировкой рекламы. Инициатива депутата Кирьянова появилась в Госдуме одновременно с обсуждением других поправок к закону «О рекламе», которые обязывают участников рынка маркировать всю рекламу в интернете и передавать данные в ЕРИР — Единый реестр интернет-рекламы.

Из-за тематического сходства многие решили, что после отклонения законопроекта маркировать рекламу не нужно. Это не так: закон о маркировке интернет-рекламы вступил в силу, и с 1 сентября 2022 года все объявления и интеграции должны быть специальным образом помечены и обработаны с помощью операторов рекламных данных.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 187 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости