О чем речь. Инспекция ФНС по Центральному району Челябинска провела выездную проверку индивидуальной предпринимательницы, которая продавала и сдавала в аренду недвижимость. По итогам проверки налоговая доначислила ИП более 3 млн рублей налога при УСН и дополнительных страховых взносов.
Определяя доход, полученный предпринимательницей, налоговая опиралась на договоры аренды и показания арендаторов, которые расплачивались наличными, после чего ИП не показывала соответствующие суммы в налоговых доходах.
ИП не согласилась с решением налоговой и обратилась в суд. Суды трех инстанций указали, что налоговая действовала незаконно — по их мнению, показания свидетелей в данном случае не могут быть единственным доказательством суммы незадекларированного дохода.
Что случилось. Верховный суд встал на сторону челябинской налоговой.
Суд направил дело на новое рассмотрение и указал, что в ситуациях, когда налогоплательщик не ведет учет доходов и расходов либо делает это с нарушениями, сумма налога может определяться на основе информации о самом налогоплательщике или аналогичных налогоплательщиках. В качестве доказательств налоговики также могут привести показания свидетелей.
Что это значит для бизнеса. При определении налоговой базы налоговики могут опираться только на показания свидетелей, следует из решения суда. Доказывать, что налоговики ошиблись в расчетах, придется налогоплательщику — налоги могут быть исчислены точно только при верном оформлении учета доходов и расходов.