О чем речь. Чтобы оформлять документы для грузоперевозок в электронном виде, используют государственную информационную систему обмена электронными перевозочными документами — ГИС ЭПД. Например, на ней можно оформить электронные:
- транспортные накладные;
- заказы-наряды;
- сопроводительные ведомости;
- путевые листы;
- договоры фрахтования.
Чтобы подключиться к системе, нужно выбрать оператора из реестра Минтранса: передавать документы в госсистему можно только через него. Логистические компании часто разрабатывают свои системы для оформления электронных документов и отслеживания грузов. Эти системы также интегрированы с ГИС ЭПД.
Что случилось. С 1 августа 2024 года в России запустят Национальную цифровую транспортно-логистическую платформу. Поначалу она будет действовать в тестовом режиме — до 1 июня 2025 года. В течение неполного года систему будут дорабатывать под нужды участников грузоперевозок всеми видами транспорта и властей.
За время эксперимента Минтранс хочет:
- вместе с грузоперевозчиками определить, какие сведения о перевозках стоит включать в систему;
- проработать технологию выдачи разрешительных и товаросопроводительных документов через единое окно;
- протестировать технологию сбора данных о перевозчиках. Кроме того, планируется вести рейтинг перевозчиков на основании скорости и качества перевозок;
- разработать поправки о переходе на электронный документооборот;
- определить, как новая система будет обмениваться информацией с РЖД, ГИС ЭПД и частными системами самих перевозчиков.
В период эксперимента пользоваться новой системой можно добровольно. Для подключения нужно подать заявку в соответствии с методическими рекомендациями, которые вскоре опубликует Минтранс.
Что это значит для бизнеса. Предполагается, что новая платформа позволит обмениваться документами со странами АСЕАН, БРИКС, ШОС и ЕАЭС, — сейчас из-за санкций пересылка документов затруднена. Кроме того, систему могут интегрировать с аналогичными платформами в Индии и Китае.