Закончился суд Роспотребнадзора с Wildberries: платный возврат бракованного товара признали незаконным. Маркетплейс взимал плату за возврат товара, даже если его качество ненадлежащее. Роспотребнадзор подал иск: по общему правилу, если покупатель купит товар с дефектом, он может бесплатно вернуть его продавцу и требовать:
- замены товара на продукт той же марки или другой, но с перерасчетом цены;
- бесплатной починки;
- возврата денег за товар;
- полного возмещения убытков, причиненных из-за продажи товара ненадлежащего качества, — например, если из-за неисправного чайника сгорела розетка.
Суд встал на сторону Роспотребнадзора. Если решение вступит в силу, продавцам нужно будет подготовиться к возможным возвратам с новыми требованиями. Например, запастись обменным фондом.
Яндекс планирует открыть центр робототехники для тестирования собственных складских роботов Маркета. С их помощью маркетплейс планирует оптимизировать затраты на отгрузку товара и развивать склады с минимумом операционных затрат. Скажется ли это на стоимости хранения товара для селлеров, пока неизвестно.
Зато известно, что роботов будут продавать — в том числе за рубеж. Эксперты говорят, что запрос на складскую автоматизацию в России остается высоким, особенно в свете того, что российский рынок покинули многие зарубежные игроки.
М.Видео — Эльдорадо: спрос на смартфоны восстановился после падения на 20% в 2022 году. Аналитики компании подсчитали: спрос в январе — марте вернулся к значениям 2022 года. В топ-5 брендов вошли Xiaomi, Realme, Samsung, Apple и Tecno. Доля китайских брендов в штучном измерении достигла 70%, годом ранее они занимали половину рынка.
Средний чек на смартфоны составил 22 000 ₽: это на 23% меньше, чем годом ранее. Снизился спрос на смартфоны ценовых категорий до 5000 ₽ и 20 000—30 000 ₽, зато более популярными стали гаджеты стоимостью 5000—20 000 ₽: их доля за год выросла с 25 до 35%. В других категориях спрос не изменился.
Samsung Fashion выведет на российский рынок аналог Uniqlo. У Samsung Fashion 39 брендов — они работают в разных странах, но в России пока неизвестны. Компания планирует познакомить российского потребителя с двумя: 8 seconds, который по стилистике похож на Uniqlo и H&M, и премиальным Juun.J. Первый магазин 8 seconds откроется уже в текущем году, а в течение 5 лет запустится еще 25 точек в 11 городах России. Планы по запуску и развитию Juun.J пока не конкретизируют.
Тем временем крупные игроки fashion-рынка Gloria Jeans и sela открывают новые точки:
- Gloria Jeans откроет в 2023 году в Москве, Новосибирске и Хабаровске 130 магазинов — в том числе на площадях ушедших из России брендов H&M, Uniqlo, Decathlon, M&S;
- sela в этом году откроет 45 новых магазинов — это удвоит торговые площади бренда и позволит ему выйти в новые города: Саратов, Астрахань, Таганрог, Рязань и Липецк. За первый квартал у sela уже появилось 15 новых точек.
Читай-город — Буквоед откроет магазины комиксов. Пилотный магазин нового формата появится в Екатеринбурге в конце мая. Основу ассортимента составят российские, японские, китайские и южнокорейские комиксы. Если запуск окажется успешным, в 2023 году откроют еще 20 точек.
В России открылся первый белорусский магазин с товарами IKEA. Shwed House продает собственную продукцию и товары шведской IKEA. Основа ассортимента — товары для кухни, мебельные аксессуары и текстиль.
Первый магазин открылся в Москве в ТЦ «éелковский», в этом году компания планирует запустить еще 10 точек в столице, а в ближайшие годы — 50 по всей стране.