70% покупателей недовольны работой маркетплейсов. К таким выводам пришла маркетинговая платформа Calltouch.
Вот как изменилось отношение покупателей к онлайн-площадкам за последний год.
70% респондентов не устраивает работа маркетплейсов. Чаще всего покупателей не устраивает следующее:
- 25,7% — повышение цен;
- 21,6% — продажа подделок;
- 17,6% — продажа некачественных товаров.
Несмотря на то, что опрошенные недовольны маркетплейсами, они продолжают покупать там товары — иногда даже дорогие. Например, вот так разделились траты на площадках:
- 24% — покупают товары стоимостью до 2 тысяч рублей;
- 24% — покупают товары выше 20 тысяч рублей;
- 22% — не ограничивают себя в стоимости покупок;
- 7—9% — покупают товары в диапазоне от 5 до 15 тысяч рублей;
- 4,2% — покупают товары в диапазоне от 15 до 20 тысяч рублей.
Покупатели отмечают, что стали чуть реже пользоваться двумя основными площадками — Wildberries и Ozon, а каждый десятый покупатель проявляет интерес к нишевым маркетплейсам, например ВсеИнструменты.ру, Oozor.
Рассказываем, что еще произошло на маркетплейсах на этой неделе.
Wildberries
Снова обновил оферту. Вот какие изменения ждут продавцов:
- За продажу запрещенных товаров продавец может получить штраф 25 000 ₽ за один факт нарушения.
- Появился пункт 4.8, по которому продавец обязан самостоятельно контролировать срок годности товаров на складе Wildberries. Товары с истекшим сроком годности нужно самостоятельно забирать или утилизировать. Если этого не сделать и такой товар попадет к покупателю, продавца оштрафуют на стоимость обратной доставки до склада Wildberries.
- Появился термин «подмененный товар». К нему относятся все товары, которые не соответствуют описанию на упаковке или информации в карточке. Если такой товар попадет к покупателю, можно получить штраф 35% от стоимости товара, но не менее 100 ₽ за единицу для FBO и 50% от стоимости товара, но не менее 100 ₽ за единицу для FBS.
Еще Wildberries поднял планку рейтинга для блокировки: теперь маркетплейс может заблокировать кабинет, если рейтинг продавца меньше 4 — раньше было 3,5.
Добавил новый виджет в карточку товара для продавца. Виджет называется «Воронка и динамика заказов». «Воронка» показывает количество просмотров карточки, добавлений в корзину, заказов за неделю и конверсию в процентах между этими этапами. А «Динамика заказов» показывает количество заказов товара за текущую и прошлую недели.
Новая функция помогает продавцу более точно выявить возможные узкие места в карточке товара и принять меры, чтобы увеличить продажи. Пока Wildberries тестирует новый виджет, он доступен не всем продавцам. После завершения тестирования новая опция появится у всех селлеров.
Ozon
Внесет изменения в договор. Вот какие нововведения ждут продавцов с 30 мая:
- Площадка начнет скрывать карточки, которые мало просматривают. Автоматически будут архивироваться карточки, если за последние 80 дней остатки товара были на складе продавца, но закончились на складах Ozon, у карточки было меньше 100 просмотров и не было заказов, которые получил покупатель. Если совпадают не все пункты, карточку архивировать не будут.
- Начнет тестировать отгрузки без помощи сотрудника. Такая отгрузка будет похожа на кассу самообслуживания в супермаркете. Тестирование уже началось, но пока доступно не на всех сортировочных центрах.
Есть еще несколько правил, которые уже действовали некоторое время, но теперь Ozon закрепил их в договоре:
- Уточнил правила работы на FBS — они касаются передачи отправлений. Теперь не нужно распечатывать акты приема, а акт о расхождениях при поштучной отгрузке на пунктах приема заказов не оформляется. Если статус отправления в личном кабинете отличается от статуса в документах, нужно ориентироваться на личный кабинет.
- Зафиксировал срок, когда можно отредактировать товары для акции. Недавно Ozon начал автоматически добавлять подходящие товары для участия в акциях. Продавец может удалить товар из акции, если он не хочет делать на него скидку. Но сделать это нужно до того, как площадка зафиксирует ассортимент акционных товаров, — о сроках Ozon будет предупреждать заранее.
Еще несколько изменений начнут действовать с 1 июня. Вот что изменится.
- Появится новая функция для FBO — заполнение состава грузовых мест. Грузовое место — это большая общая упаковка с отправлениями: палета, коробка или мешок. Продавцы смогут заполнить состав грузовых мест в заявке на поставку, как только появится функция.
- Тестирует новый процесс продажи товаров в страны ЕАЭС. Ozon берет на себя перемещение таких товаров и оформление документов для них. Маркетплейс выкупает продукцию из заказа за вычетом затрат на использование площадки: то есть к цене продажи применяется специальный коэффициент. Деньги за такие продажи маркетплейс будет перечислять через 5 рабочих дней после подписания универсального передаточного документа — УПД — с двух сторон.
Добавит в личный кабинет новый показатель «Индекс локализации». Это новый виджет в личном кабинете. Он показывает, насколько близко товары продавца находятся к покупателям.
Продавцы могут отгружаться на один склад или делать поставки в разные регионы. Несколько регионов объединяются в кластеры. Если товар заказали из того же кластера, где он хранится на складе, срок доставки будет меньше — а значит, больше вероятность, что покупатель выберет именно этот товар.
Индекс обновляется каждый день и рассчитывается по специальной формуле как доля региональных продаж среди всех заказов продавца за последние 14 дней. С 1 июля стоимость логистики будет зависеть от индекса локализации:
- при индексе от 70 до 100% логистика станет дешевле до 50%;
- от 55% до 70% — рассчитывается по обычному тарифу;
- ниже 55% — станет дороже на 10—30%.
Скидку рассчитывают по индексу, который отображается в момент создания поставки.
Яндекс Маркет
Ввел потоварный расчет для всех пунктов выдачи. В апреле Яндекс Маркет изменил расчет вознаграждения для новых пунктов выдачи заказов и ввел фиксированную ставку за выдачу отправлений — 5% от объема выданных заказов, но не больше 250 ₽ за товар.
Эти правила распространяются только на пункты выдачи, которые открылись 11 апреля 2023 года и позже. С 1 июня площадка будет использовать потоварный расчет для всех пунктов выдачи — даже если они начали работать до 11 апреля 2023 года.
AliExpress
Закрывает свой единственный склад в России. Площадка объявила, что с 1 июня склад в Чехове закрывается. Продавцам нужно создать заявку на бесплатное перемещение товаров на склад маркетплейса KazanExpress в России или вывезти товары со склада самостоятельно. В противном случае AliExpress утилизирует товары без выплаты компенсаций.
AliExpress Россия не завершает работу, просто маркетплейс закрыл собственный фулфилмент. Продавцам, которые еще хотят сотрудничать с компанией, предлагают другие варианты доставки, например пересылать заказы Почтой России или решать вопрос собственными силами.
Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов