Маркетплейсы могут уравнять в обязанностях с офлайн-магазинами. Общественная потребительская инициатива направила в Госдуму обращение, в котором попросила уравнять обязанности маркетплейсов и обычных магазинов. По мнению организации, площадки нарушают закон «О защите прав потребителей» и не соблюдают правила обмена и возврата товаров. Вот некоторые из них:
- Крупные площадки предлагают клиенту вернуть некачественную вещь, получить за нее деньги, а потом купить заново. Это отнимает время, а цена товара к моменту повторного заказа может вырасти.
- Запросы на возврат товаров рассматривают продавцы. Они сами принимают или отклоняют заявки и определяют размер компенсации за некачественный товар.
- Покупатели не могут вернуть бракованный габаритный товар без доплаты. Некоторые площадки требуют доплачивать за возврат курьером. Если клиент отказывается, тяжелый товар придется нести самостоятельно в пункт выдачи.
Общественная инициатива отмечает, что права потребителя не могут ограничиваться требованиями конкретной площадки.
Маркетплейсы предлагают блокировать продавцов, которые торгуют контрафактом. Крупные площадки хотят создать реестр недобросовестных поставщиков и вносить туда продавцов, торгующих нелегальной продукцией. Речь идет о товарах, подлежащих обязательной маркировке.
Ранее общественные организации проверили 450 продавцов на маркетплейсах и выяснили, что большую часть контрафакта продают на Wildberries. Так происходит, потому что площадки практически не проверяют маркировку, хотя в правилах у крупных площадок указано, что селлеры обязаны предоставлять документы на товар.
Во втором квартале 2023 года площадки планируют начать проверку продавцов, используя данные системы маркировки товаров. Если продавец нарушит правила маркировки, например не зарегистрируется в системе «Честный знак» или не разместит на товаре код маркировки, маркетплейсы узнают об этом автоматически. Продавца занесут в черный список, и он больше не сможет торговать на крупных площадках.
Wildberries
Владельцы ПВЗ Wildberries устроили забастовку из-за новых штрафов. 3 марта 2023 года маркетплейс добавил в оферту для владельцев ПВЗ пункт 8.2.1. В нем сказано, что, если покупатель возвращает бракованную вещь в пункт выдачи, с владельца удерживают 20% от стоимости товара. Но даже после уплаты штрафа за брак товар по-прежнему остается в обороте и может снова попасть к покупателю. Еще один возмутивший владельцев ПВЗ штраф — за подмену товара. Если в посылке оказывался не тот предмет, владельцы ПВЗ должны были заплатить за него всю цену товара.
Из-за жесткой политики Wildberries владельцы пунктов выдачи заказов устроили забастовку и не открыли ПВЗ в некоторых регионах. В ответ руководство площадки дополнило пункт 8.15 оферты новыми штрафами — владельцу ПВЗ придется заплатить 100 000 ₽, если он будет распространять недостоверную, ложную или вводящую в заблуждение информацию по отношению к Wildberries. Штраф в размере 100 000 ₽ получат и те, кто решил устроить забастовку.
К ситуации вокруг Wildberries подключились Госдума, Федеральная антимонопольная служба и прокуратура.
Возвращает деньги владельцам ПВЗ, которых штрафовали за подмены товаров. Wildberries перестал начислять один из новых штрафов — за подмену товара — и начал возвращать деньги владельцам пунктов выдачи, которых ранее оштрафовал. Несколько владельцев уже подтвердили Forbes, что списанные деньги вернули на счет.
Маркетплейс также сообщил, что планирует ввести новое правило: владельцы ПВЗ, которых заподозрят в подмене, смогут в течение семи дней подать апелляцию и прислать доказательства своей правоты. Это может быть, например, видео с приемкой и выдачей товара.
Ozon
Опередил Wildberries по количеству новых продавцов. По данным Tinkoff eCommerce и Tinkoff Data, Ozon впервые стал лидером по доле новых продавцов. В августе 2022 года доля новых селлеров на Wildberries составила 76%, но в январе 2023 упала до 41%. Тем временем у Ozon за этот же период рост новых продавцов подскочил с 16 до 47%.
В Tinkoff Data полагают, что популярность Wildberries среди продавцов начала снижаться после введения комиссии за регистрацию в 30 000 ₽. Кроме того, площадка поднимает тарифы на хранение продукции и логистику и тем самым дает понять, что компании интереснее работать в основном с крупными продавцами. Для начинающих продавцов это может быть слишком затратно.
Поддержит российских продавцов одежды и обуви. Маркетплейс запустил раздел «Гардероб». На специальной витрине собраны более 100 локальных брендов одежды, обуви и аксессуаров. Среди них марки Aim clo, TOPTOP.RU, Belle YOU, ARNY PRAHT, Lichi и другие. Бренды для витрины отбирает команда экспертов Ozon, отвечающая за направление моды.
На витрину могут попасть локальные марки, у которых есть своя концепция бренда. Для этого нужно написать на почту artechernyshev@ozon.ru. Внутренние эксперты Ozon в сфере моды изучат заявки и свяжутся с теми, кто их заинтересовал.
Витрина позволит продавцам привлечь новую аудиторию и повысить узнаваемость. Площадка поможет предпринимателям с продвижением: «Гардероб» появится в разделе женской одежды, на него будут вести баннеры с главной страницы и пуш-уведомления клиентам маркетплейса.
Введет динамический тариф для пунктов приемки товаров на FBS. Продавец на FBS платит маркетплейсу за доставку. Эта оплата складывается из трех частей: обработки отправления, логистики и доставки до покупателя.
Обработка отправления — это приемка и сортировка посылок после заказа. Доставить отправление до Ozon можно двумя способами: вызвать курьера или самостоятельно привезти в пункт приема — от этого зависит стоимость услуги. При самостоятельной отгрузке плату берут за каждое отправление.
Теперь плата за обработку отправления станет динамической и будет зависеть от загруженности пункта приема заказов, в который продавец привозит товары для доставки покупателям. Повышенный тариф устанавливают на определенное время, только пока пункт перегружен. Перед этим продавца предупредят, что плата выросла, а когда пункт станет свободнее — вернут стандартную плату. Если не хочется переплачивать, можно изменить пункт приема на более свободный, там тариф будет ниже.
Продавцам придется тщательнее следить за загруженностью выбранного пункта приема, чтобы быть готовым отвезти товары на другой ППЗ или заплатить за обработку по повышенному тарифу.
Яндекс Маркет
Разрешил продавцам редактировать заявку на поставку. Продавцы, которые торгуют по модели FBY, то есть со склада маркетплейса, смогут редактировать заявку на поставку. Например, добавлять новые товары, удалять лишние или менять их количество. Раньше в таком случае заявку приходилось отменять и создавать заново.
Если у продавца изменилось количество товаров в поставке в меньшую сторону, можно внести изменения в запланированную поставку и загрузить файл обратно. Если в большую — Яндекс Маркет предложит слот побольше, чтобы хватило времени на приемку. Редактировать заявку можно, если до приезда на склад осталось больше 24 часов.
Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов