Что случилось. В России чашка кофе объемом 150—200 мл подорожала на 118% с 2016 года — до 166 ₽. Об этом свидетельствуют подсчеты оператора фискальных данных «Платформа ОФД».
Аналитики изучили обезличенные сведения о продажах кофе в заведениях общепита — это порядка 90 млрд чеков. Для удобства подсчетов за единицу измерения взяли условную чашку объемом 150—200 мл либо прямое указание в чеках — «чашка кофе». Ее цена складывалась из расходов на кофейные ингредиенты, молоко, работу бариста, включая коммунальные услуги и другие траты, а также наценку, которая определяет прибыль.
Выяснилось, что на август-сентябрь 2023 года чашка кофе в российской кофейне в среднем стоит 166 ₽. Это на 11% больше прошлогодних значений и на 118% выше уровня 2016 года.
Первое серьезное подорожание кофе произошло в 2020 году, когда разразилась пандемия. За год чашка напитка выросла в цене на 15% на фоне снижения трафика.
В 2021 многие заведения попытались вернуть клиентов, удерживая цену ниже уровня предыдущего года на 6%. Однако в следующие пару лет кофе подорожал еще сильнее из-за роста мировых цен на него. Рост был вызван слабым урожаем, сокращением ассортимента в связи с уходом некоторых брендов из России, валютными колебаниями и увеличением других издержек бизнеса. Сильнее всего ценник подскочил в 2022 году — сразу на 61%.
Кофе в магазинах подорожал не так заметно. В августе-сентябре 2023 он стоил 289 ₽, что на 1% больше, чем в 2022 году, и на 52% выше уровня 2016. Скачок средней цены случился также в прошлом году — на 28%.
Что это значит для бизнеса. Не исключено, что из-за перебоев с поставками кофе продолжит расти в цене. На этом фоне владельцы кофеен в России были вынуждены поднимать цены на напиток, в некоторых случаях не единожды. Часть посетителей это отпугнуло, но в основном оттока клиентов не произошло.