Что случилось. Общественная потребительская инициатива — ОПИ — предложила ужесточить наказание для тех компаний и ИП, которые включают в договор с потребителями противоречащие закону условия. Например, некоторые маркетплейсы обязывают покупателей платить за возврат некачественных товаров, а банки навязывают вместе с кредитом дополнительные страховки.
Сейчас за такое нарушение бизнесу грозит штраф от 10 000 до 20 000 ₽, но в ОПИ предлагают взимать с компаний и ИП оборотный штраф в 1% с учетом выручки за прошлый год. Эту инициативу общественники направили в Роспотребнадзор и правительство. Роспотребнадзор ее уже поддержал.
Что это значит для бизнеса. Эксперты опасаются, что ужесточение штрафов может сильно ударить по бизнесу. Так, президент Ассоциации компаний интернет-торговли — АКИТ — Артем Соколов называет оборотные штрафы исключительной мерой, которая ставит под угрозу существование компании.
Вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников опасается, что инициатива с оборотными штрафами может привести к массовым злоупотреблениям на местах, когда любую дополнительную услугу в договоре будут трактовать как навязанную.