О чем речь. Российские компании и ИП, которые по экспортным контрактам получают выручку в валюте, обязали продавать 80% этой валюты в течение трех рабочих дней со дня получения денег. Правило временное, оно работает с 28 февраля 2022 года, чтобы укрепить курс российского рубля.
Продавать валюту можно любым законным способом: банку со статусом агента валютного контроля или на бирже. Продавать валюту нужно невзирая на то, состоит ли внешнеторговый контракт на учете в банке или нет.
Что произошло. Власти разрешили не продавать валютную выручку компаниям и ИП, которые являются одновременно импортерами и экспортерами товаров, работ или услуг.
При этом контракты на импорт и экспорт должны быть действующими — если последний импортный договор закончился год назад, использовать послабление не получится. Соотношение оборотов по сделкам зарубежных покупок и продаж может быть любым. То есть продавать можно, например, на 1 млн евро, а закупаться — хоть на 25 млн. Или наоборот. Также нужно соблюсти еще два условия.
Первое условие: экспортный и импортный контракты состоят на учете в одном банке либо расчеты по ним проходят по счету в одном банке. Контракты ставят на учет, когда сумма платежей или товаров в пределах одного договора достигнет 6 млн рублей вне зависимости от валюты расчетов. Чтобы поставить контракт на учет, нужно отправить скан подписанного договора в банк, который присвоит договору уникальный номер.
Второе условие: валюту для оплаты импортного контракта списывают с транзитного счета, на который она пришла в качестве оплаты экспортного контракта. На транзитном счете в банке находится валюта экспортера, пока он не покажет банку документы об операциях и не пройдет валютный контроль. Пока деньги лежат на транзитном счете, пользоваться ими нельзя.
Разрешение не продавать валюту действует до 1 сентября 2022 года включительно.
Что это значит для бизнеса. Бизнес, который занимается импортом и экспортом, может оставлять деньги в валюте для оплаты импортных сделок. До этого такие компании и ИП переводили деньги в рубли по одному курсу, а потом покупали валюту — по другому. Курс рубля активно меняется, и эффект от таких операций был непредсказуем. Еще приходилось дважды платить комиссию за конвертацию.