О чем речь. Летом 2024 года Ozon и Wildberries начали автоматически включать товары с плохой оборачиваемостью в категорию распродажи. Сначала участие в них носило добровольный характер: продавцам предлагали самостоятельно выбрать, на какие товары они готовы сделать скидки. Однако с осени товары начали попадать в автоакции по умолчанию, а продавцы теперь должны в короткий срок уведомить маркетплейсы о нежелании участвовать в распродаже.
Цель автоакций — разгрузка мощностей маркетплейсов, так как складские помещения имеют ограничения, особенно в периоды высокого спроса, объясняют эксперты.
Что случилось. Член общественного совета при ФАС России Алексей Кожевников попросил главу ведомства Максима Шаскольского рассмотреть автоакции маркетплейсов на предмет нарушения закона о защите конкуренции.
Как отмечает Кожевников, в рамках автоакций цифровые платформы фактически действуют как регуляторы бизнеса.
Руководитель антимонопольной практики «Рустам Курмаев и партнеры» Елена Кузнецова отмечает, что если предприниматель лишается права контролировать цены, он попадает в зависимость от маркетплейса, который становится основным каналом сбыта.
Ранее Минэкономразвития также предложило запретить маркетплейсам менять цены без предварительного согласования с продавцом.
При этом в Wildberries сообщили, что предупреждают селлеров об автоакциях за три рабочих дня. Кроме того, продавцы получили возможность заранее устанавливать минимальную цену товара и блокировать свое участие в программах. В Ozon уточнили, что также предоставили селлерам право устанавливать нижнюю пороговую цену.