Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Картина дня 24 марта


Онлайн-продажи в России в 2022 году увеличились почти на 40%, покупатель российских активов IKEA займется производством школьной мебели, объем венчурного инвестирования может сократиться вдвое в 2023 году, Skyeng отказалась покупать стартап StudyFree, в НИУ ВШЭ просчитали четыре сценария развития рынка труда, в Авито Работе рассказали, как работодатели поддерживают сотрудников


Онлайн-продажи в России в 2022 году увеличились почти на 40%, покупатель российских активов IKEA займется производством школьной мебели, объем венчурного инвестирования может сократиться вдвое в 2023 году, Skyeng отказалась покупать стартап StudyFree, в НИУ ВШЭ просчитали четыре сценария развития рынка труда, в Авито Работе рассказали, как работодатели поддерживают сотрудников


Онлайн-продажи в России увеличились почти на 40% по итогам 2022 года. Аналитическая компания Data Insight провела исследование и подсчитала, что оборот розничной интернет-торговли в 2022 году составил 5,7 трлн рублей — это на 38% больше, чем в 2021 году. В количественном выражении рост еще более заметный — число заказов выросло на 65%, до 2,8 млрд штук. С оценкой Data Insight согласны и в Infoline-аналитике. Чуть менее оптимистичны в Ассоциации компаний интернет-торговли, АКИТ, там приводят цифру в 4,98 трлн рублей. Основной вклад в рост рынка привнесли маркетплейсы. Их доля в общем объеме онлайн-продаж во втором полугодии 2022 года достигла рекордных 73%. Однако даже с учетом существенного роста темпы развития этого рынка замедлились по сравнению с 2021 годом, когда общий оборот интернет-торговли вырос на 52% в деньгах и на 104% в числе заказов. В Data Insight замедление динамики рынка связали с уходом зарубежных компаний. Интернет-продажи росли исключительно за счет перехода потребителей из офлайна в онлайн. Именно онлайн-компании стали основными выгодоприобретателями ухода с российского рынка международных поставщиков и ретейлеров, а также снижения трафика в торговых центрах.

По оценкам Data Insight, общий рынок онлайн-продаж по итогам 2023 года должен вырасти на 33—34%, до 7,6 трлн рублей. Из них на 45% увеличится сегмент продовольственных товаров, на 32% — непродовольственных.

Покупатель российских активов IKEA займется производством школьной мебели. Об этом РБК рассказал председатель совета директоров ООО «Лузалес» Руслан Семенюк. ООО «Лузалес» производит мебель и пиломатериалы. В марте 2023 года компания приобрела два завода IKEA в Ленинградской и Кировской областях. Остальные производственные площадки, объединенные в один актив в Новгородской области, купил производитель кухонь «Слотекс». ООО «Лузалес» рассчитывает заменить школьные парты из ДСП на столы из массива. По словам Семенюка, «сейчас школьная мебель быстро приходит в негодность, у столов и стульев крошатся края, о них можно зацепиться и порвать одежду». Помимо школьной мебели, предприятие планирует выпускать стеллажи, кровати, комоды, тумбочки и другие предметы интерьера. Однако в модельный ряд внесут изменения, так как права на модели IKEA остались за шведской компанией. Первая продукция под новым брендом может появиться на рынке уже через 2—3 месяца. Но название бренда пока неизвестно. Продавать мебель ООО «Лузалес» планирует на российских маркетплейсах. Компания также рассчитывает выйти на зарубежный рынок и поставлять продукцию в страны Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

Объем венчурного инвестирования в стартапы в 2023 году может сократиться вдвое. По оценкам специалистов аналитической компании Dsight, число сделок может снизиться до 130—150, а объем инвестиций в стартапы — до 400 млн долларов. В своем прогнозе Dsight не учитывает крупные сделки от 100 млн долларов и IPO. Наличие таких сделок сложно прогнозировать, а в 2023 году их может и вовсе не быть. Согласно результатам исследования, в 2022 году в России закрыли рекордно малое количество сделок — 139 против 306 в 2021 году. Это самый низкий результат за последние семь лет. Общий объем венчурного финансирования в России в 2022 году сократился на 68% — с 2,93 млрд до 819 млн долларов.

Сильнее всего инвестиционную деятельность снизили корпорации и корпоративные фонды. В 2021 году они инвестировали 424 млн долларов, а в 2022 — всего 15 млн долларов. Однако, как объясняет основатель Dsight Арсений Даббах, на фоне «шоков на рынке» корпорации всегда останавливают инвестиционные проекты. Иностранные инвестиции сократились в 4,5 раза — с 638 млн до 138 млн долларов. Это связано с «изоляцией России от американских и европейских партнеров». Снизили активность и бизнес-ангелы: в 2022 году они закрыли в два раза меньше сделок, чем в 2021 — сумма инвестиций сократилась с 77 млн до 27 млн долларов. Меньше всего пострадали компании в области биотехнологий. Несмотря на падение венчурного рынка, они привлекли 119 млн долларов, что на 111 млн больше, чем в 2021 году. При этом основатель Dsight сомневается, что тренд на инвестирование в биотехнологии сохранится в 2023 году.

Skyeng отказалась покупать стартап StudyFree. Онлайн-школа английского языка Skyeng отказалась от покупки стартапа StudyFree, который помогает поступить в зарубежные вузы со стипендией. Стартап основала Дарья Крошкина, победительница рейтинга 30 самых перспективных россиян до 30 лет в категории «Предприниматели». Генеральный директор Skyeng Рустам Айнетдинов уточнил, что их компания несколько лет следила за развитием StudyFree и считала его ценным активом. Переговоры о потенциальной сделке начались в ноябре-декабре 2022 года. Skyeng планировал купить активы StudyFree в России и СНГ, бренд, домены, платформу, команду и русскоговорящих клиентов. По словам Айнетдинова, стороны также обсуждали «частичное погашение долга StudyFree перед сотрудниками и покрытие возвратов клиентам». В 2022 году компания задолжала около 100 000 $ своим бывшим сотрудникам. У StudyFree также скопились долги перед клиентами и подрядчиками. Однако в феврале 2023 года совет директоров Skyeng отказался от сделки. Гендиректор Skyeng пояснил, что компания на старте недооценила инвестиции в развитие StudyFree. Раскрыть сумму необходимых инвестиций и другие детали он отказался.

В НИУ ВШЭ просчитали четыре сценария развития рынка труда до 2030 года. Специалисты из Института социальной политики НИУ ВШЭ опросили профильных экономистов из различных научных институтов РФ и собрали экспертные оценки, как может измениться рынок труда и уровень жизни. Первый сценарий — единственный позитивный — предполагает ослабление санкций и рост мировой экономики. Многие отрасли, которые обеспечивают базовые потребности экономики и населения, например строительство, туризм, сельское хозяйство, логистика, торговля, покажут умеренный рост доли занятых. Благодаря этому начнут расти доходы населения — зарплата вырастет на 2% к 2025 году, а ожидаемый уровень бедности составит 9,8% — в 2022 году он был равен 11,8%.

Второй сценарий предполагает, что мировая экономика будет расти, а санкции в отношении России усилятся. В этом случае эксперты ожидают роста уровня безработицы до 6% к 2025 году, сокращения размера реальных доходов на 7% и повышения уровня бедности до 14%.

В третьем сценарии санкции в отношении России будут ослабевать, но мировая экономика войдет в фазу стагнации или спада. Уровень безработицы вырастет до 5,8% к 2025 году и останется на практически том же уровне до 2030 года. Занятость снизится в сферах общественного питания, в гостиничном и туристическом бизнесе, в финансах и страховании, вырастет — в сфере информационных технологий, транспорте и логистике.

Четвертый сценарий рисует самую пессимистичную картину. Он предполагает усиление санкционного давления в сочетании с глобальным кризисом и стагнацией мировой экономики. Уровень безработицы к 2030 году может составить 6,8%, показатели реальных доходов и реальной зарплаты будут снижаться. Уровень бедности в 2026—2030 годах при этом составит 18,7%.

В Авито Работе рассказали о популярных у работодателей мерах поддержки сотрудников. По результатам исследования Авито Работы, 37% опрошенных отметили обучение сотрудников. Работодатели активнее привлекают молодых сотрудников, доучивая их под свои требования, или специалистов из смежных сфер, организуя для них переобучение. На втором месте среди распространенных мер — забота о здоровье сотрудников. Так, 32% рассказали, что предоставляют медицинскую страховку. Еще 21% отметили, что полностью или частично компенсируют расходы на питание, а 18% — возмещают расходы на транспорт при использовании личного автомобиля в служебных целях. Компании используют и другие меры поддержки персонала: например, 10% готовы компенсировать занятия спортом, давать скидки на посещение фитнес-зала или бассейна, путевки, доставку к месту работы или оплату проезда.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 765 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673


Больше по теме

Картина дня 14 сентября

Услуги самозанятых подорожают, спрос на ремонтные бригады вырос на 71%, запасы молочной продукции на складах снизились, спрос на складскую недвижимость вырос до рекордного уровня, Аркадий Ротенберг потратит 129 млрд рублей на развитие курортов, в России появилась ассоциация дистрибьюторов видеоигр

Новости