Data Insight наградила победителей рейтинга интернет-магазинов E-commerce Index Top-100. 29 марта прошла церемония по итогам 2022 года.
Лидером рынка признали Wildberries. Кроме этого, маркетплейс победил в номинации «Стайер» за то, что даже минимальные темпы роста в течение трех лет оказались самыми высокими среди конкурентов, и получил награду за наибольший прирост доли онлайн-рынка. Ozon и Яндекс Маркет заняли второе и третье места в лидерах рынка, но другими наградами отмечены не были.
Рассказываем, что еще произошло на маркетплейсах на этой неделе.
Wildberries
Запускает чат-бот вместо чата поддержки продавцов в Телеграме. В последние несколько месяцев в официальном чате Wildberries селлеров не раз обманывали мошенники — они представлялись официальными представителями, запрашивали данные для входа и могли, например, украсть личный кабинет.
Чат решили закрыть, и теперь в Телеграме продавцам будет отвечать бот — так никто не сможет прикинуться работником площадки.
По каким вопросам ответит бот:
- доступ в личный кабинет;
- отгрузка товара на склад;
- работа портала и мобильного приложения.
Бот обещают выпустить совсем скоро, а чат закрыли 31 марта. А если все-таки нужно будет задать вопрос работнику площадки, это можно будет сделать только на самом портале Wildberries — через внутренний чат в разделе «Обращения».
Ограничит поставки для продавцов с низким рейтингом и скроет их из каталога. Рейтинг — это среднее арифметическое всех оценок, которые покупатели оставляют на товары. В расчет берутся только те товары, у которых больше 10 отзывов.
Теперь для продавцов с рейтингом ниже 3 площадка может ограничивать создание поставок на складе маркетплейса и продажи со склада продавца, а еще скрывать их из каталога. Площадка объясняет эти ограничения заботой о покупателях.
Продавцу нужно будет еще более внимательно относиться к оценкам — например, проверить описания, фотографии и инфографику в карточках, чтобы у покупателей не создавалось ложных ожиданий.
Добавит галочку «Знак отличия» к товарам, которые подлежат обязательной сертификации или декларированию. Ее поместят под описанием товара, если продавец предоставил маркетплейсу документы. Так продавец сможет выделить товар среди других, а покупатель будет уверен в качестве.
Ozon
Запустил новую схему экспресс-доставки — realFBS Comfort. На схеме realFBS продавцы сами доставляют товары покупателям. На других площадках такой вариант обычно называется DBS.
Если у продавца есть возможность быстро собирать и доставлять заказы, можно подключить схему realFBS Express. Заказ нужно собрать за 15—30 минут, а потом в течение 120 минут доставить покупателю своими силами или через партнеров Ozon.
Теперь Ozon добавил еще один вариант экспресс-доставки — realFBS Comfort, на нем у продавцов будет больше времени на сбор заказа — от 1 до 3 часов. Те, кому немного не хватало времени на сборку заказов в рамках экспресс-схемы, могут попробовать модель сотрудничества с большим сроком и привлечь покупателей, которым товар нужен в тот же день.
Площадки обычно поддерживают продавцов, которые работают с экспресс-доставкой. Вот что предлагает Ozon для продавцов на realFBS Comfort:
- более высокие позиции в поиске;
- красную кнопку заказа на карточке;
- выдачу по фильтру «Доставка от 1 часа».
Все правила работы на realFBS Comfort читайте на портале для продавцов.
Открывает новый склад в Московской области. Новый склад будет называться «Жуковский». Записаться на поставку можно уже сейчас.
Вот ключевые даты, которые нужно запомнить, чтобы начать работать с новым складом:
- с 6 апреля — можно отгрузить товары кросс-докингом или через виртуальный распределительный центр;
- с 10 апреля — можно отгружать на самом складе;
- с 17 апреля — начнут доставлять товары до покупателей.
Заказы отправляют по всей стране, а домашним регионом считается Москва и Московская область.
Отгрузить можно любые товары, кроме крупногабаритных, опасных и продуктов, которые нужно хранить при температуре ниже +17 °С.
Тариф на размещение — 15 копеек за литр товара в день.
Литробонусы за хранение тоже будут начислять по самому высокому коэффициенту — 90.
Добавил новые готовые стратегии ценообразования. Стратегия ценообразования помогает автоматически изменять стоимость товаров с учетом самых выгодных цен на аналогичные позиции у конкурентов, чтобы оставаться на рынке.
Ozon предлагает новую готовую стратегию — теперь продавец может следовать не за самым выгодным предложением на рынке, а ориентироваться на цену:
- такого же самого дешевого товара на Wildberries — считается цена до скидки от площадки или спецкупонов;
- такого же самого дешевого товара на Ozon.
Получается, если следовать за чьей-то ценой, цена на товар будет автоматически уменьшаться или увеличиваться.
Если цена вашего товара 1000 ₽, а у конкурента 900 ₽, то при добавлении такого товара в стратегию «Следовать за самой выгодной ценой» — цена вашего товара станет 900 ₽.
Если следовать готовым стратегиям или создавать собственные с учетом цен конкурентов, товар станет заметнее в поиске и в категории. В обратную сторону тоже работает — если цена у конкурента вырастет, система сама поднимет цену на соответствующий товар у продавца.
Яндекс Маркет
Добавил «Полки». Это рекламные блоки с товарами, которые показывают в карточках и поиске, — в отличие от рекламы конкретной карточки можно показать сразу весь магазин или несколько нужных позиций. В такой блок можно добавить от одного до девяти товаров, а еще баннер и логотип магазина.
Пока «Полки» работают по предоплате, минимальная ставка 100 ₽ за 1000 показов. Все условия и требования к новому инструменту — в Яндекс Справке.
Выравнивает размер кэшбэка для всех категорий товаров. На Яндекс Маркете действует Плюс — это подписка, которая дает разные преимущества покупателям. Например, за покупки они получают кэшбэк баллами Плюса и могут потратить их при следующих заказах. Продавец может настроить кэшбэк для покупателей через личный кабинет, а часть расходов на него возьмет площадка.
Раньше кэшбэк считался в зависимости от категории товара и составлял от 1 до 3% от суммы заказа. Теперь он станет одинаковым для всех категорий — 1% от цены товара. Если продавец хочет, он может повысить его за свой счет.
Стоимость участия тоже станет одинаковой — продавец платит 0,7%, а Маркет — 0,3% от цены товара. Новые условия станут доступны всем продавцам с 10 апреля.
Товар стоит 1000 ₽ → покупатель получит кэшбэк 10 ₽, из них 3 ₽ заплатит площадка, а 7 ₽ — продавец.
Пользоваться кэшбэком или нет — продавец решает сам. По сути, это еще один способ продвижения товаров, как реклама или участие в акциях. Если хочется продавать больше и чаще, можно настроить кэшбэк для покупателей.
Авито
Разрешил юридическим лицам отправлять крупногабаритные товары с помощью партнерских служб. На Авито все больше развивается модель DBS — когда товары до покупателя доставляет продавец. Раньше так могли работать только физлица, а с марта 2023 схема доступна и компаниям.
С помощью служб доставки теперь можно привозить покупателю крупногабаритные товары, которые не попадают под «Авито Доставку». Например, это можно сделать через Почту России, СДЭК, DPD, Деловые Линии, ПЭК и другие компании.
Продавцы могут сами определять тарифы и сроки доставки. Обещают, что скоро бизнес сможет самостоятельно задавать географию доставки товара и формировать тарифные сетки.
Lamoda
Персонализировала выдачу товаров с помощью искусственного интеллекта. Теперь выбирать, какие товары показывать пользователю на первых страницах выдачи, будет искусственный интеллект.
Сейчас в каталоге маркетплейса больше 500 тысяч товаров, поэтому покупатель тратит много времени на подбор нужного варианта. ИИ собирает и анализирует информацию о клиенте: какой бренд, цвет и стиль тот предпочитает, по какой цене он обычно покупает товары и другие важные факторы. И на их основе предлагает новые модели, которые должны максимально подойти.
Lamoda все больше использует искусственный интеллект: на площадке уже работает сервис для визуального подбора одежды. Он показывает покупателю разные варианты и в зависимости от реакции — нравится или нет — формирует подборку во вкусе клиента.
Возможно, в ближайшем будущем могут измениться алгоритмы выдачи товаров на всех площадках — придется по-новому смотреть на продвижение и работу с карточками.
Рассылка: как зарабатывать на маркетплейсах
Каждые две недели присылаем новости торговых площадок, инструкции для селлеров и лайфхаки успешных продавцов