Актуальное

Прием платежей по QR-коду без комиссии

Прием платежей по QR-коду без комиссии

Подключить →

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Урок 2

Закупки до 600 000 ₽: что это такое и как в них участвовать

В прошлый раз мы познакомились с Иваном — ИП из Ростова-на-Дону, который с помощью госзакупок хочет найти клиентов и поставлять им мебель. Вместе с нашим героем мы узнали, какие бывают закупки. А еще выяснили, что начинающим поставщикам лучше начинать с закупок до 600 000 ₽.

В этом уроке разберемся, в чем отличие таких закупок от всех остальных и что нужно для участия в них.

Собираем отзывы и предложения

Если вы хотите поделиться обратной связью о курсе или предложить тему по госзакупкам, пишите на secrets@tinkoff.ru. Так может родиться серия статей или даже новый курс.

Чем закупки до 600 000 ₽ отличаются от остальных

Закупки до 600 000 ₽ по-другому называются закупками малого объема. По мнению государства, это небольшая сумма, а значит, можно проводить такие закупки в упрощенном режиме.

Все, что нужно поставщикам для участия, — это квалифицированная электронная подпись и регистрация на специальном сайте. Мы поговорим об этих требованиях дальше.

Закупки до 600 000 ₽ относятся к неконкурентным закупкам. Это означает, что заказчик сам выбирает, у кого ему купить товар или услугу.

Есть два основных отличия закупок малого объема от остальных способов закупок:

  1. Заказчики могут указывать конкретную марку товара. Например, школа может прямо написать, что ей нужен смартфон Xiaomi Poco X3 NFC. В других видах закупок заказчикам пришлось бы размещать обобщенное описание смартфона, соответствующее моделям разных производителей.
  2. Короткая процедура закупки. На подачу предложения у поставщиков есть от нескольких часов до нескольких дней. Правда, и сам процесс участия здесь гораздо проще, чем, например, в электронном аукционе. Об этом мы еще поговорим в уроке.

В итоге все в плюсе: заказчики быстро покупают именно то, что им нужно, а поставщикам не нужно заморачиваться с подготовкой документов для участия.

Кажется, что раз все так просто и удобно, все закупки до 600 000 ₽ заказчики могут проводить по этой упрощенной схеме. Но так не выйдет: государство установило ограничения по общей сумме закупок. Поэтому, как правило, заказчики выбирают закупки малого объема, когда нужно что-то купить срочно.

Где проходят закупки до 600 000 ₽

Закупки до 600 000 ₽ проводятся на специальных сайтах только для маленьких закупок. У федеральных и региональных заказчиков они разные.

Федеральные заказчики пользуются единым агрегатором торговли «Березка».

Единый агрегатор торговли «Березка»
Главная страница единого агрегатора торговли «Березка»

Заказчики уровня субъектов федерации или муниципалитета размещают закупки и ищут поставщиков на региональных ресурсах. Они могут называться порталами поставщиков или электронными магазинами малых закупок.

Чтобы найти портал своего региона, достаточно в любой поисковой системе ввести запрос «Электронный магазин малых закупок [название региона]». Одна из первых ссылок в выдаче будет ссылкой на нужную площадку.

Для региональных сайтов нет унифицированных требований. Некоторые сайты могут быть похожи, так как используют один шаблон, у других интерфейс будет совсем другим.

Главная страница электронного магазина малых закупок Санкт-Петербурга
Главная страница электронного магазина Московской области

Несмотря на внешние отличия, принципы работы таких сайтов схожи.

Что нужно для участия

Чтобы поучаствовать в закупках малого объема, нашему предпринимателю Ивану и другим поставщикам нужно совершить два действия:

  1. Оформить квалифицированную электронную подпись, если ее еще нет.
  2. Зарегистрироваться на том портале, где они собираются участвовать в закупках.

Оформление квалифицированной электронной подписи. Для госзакупок используется квалифицированная электронная подпись, сокращенно — КЭП.

Чтобы работать с КЭП, нужно получить:

  • токен — устройство для хранения ключа и сертификата электронной подписи, которое внешне похоже на флешку;
  • ключ и сертификат электронной подписи — их записывают на токен.

Чтобы что-то подписать, владелец подключает токен к компьютеру и вводит ПИН-код. Для безопасности ПИН-код нужно хранить в секрете.

Токен с подписью

Руководитель компании или индивидуальный предприниматель должны получить КЭП, чтобы участвовать в торгах. Для этого подают заявление на сайте Федеральной налоговой службы или обращаются к доверенному лицу удостоверяющего центра ФНС. Список подразделений, которые выдают сертификат подписи, есть на сайте налоговой службы.

Список подразделений налоговой службы, где можно получить КЭП

КЭП выдают только лично, дистанционно получить ее не получится, как и по доверенности. Каждый сотрудник, который подписывает документы, должен получить личную КЭП. Это может быть юрист, бухгалтер или тендерный специалист.

Изготавливают сертификат в ФНС бесплатно, а вот токен для его хранения стоит от 1100 ₽, его нужно купить заранее. Токены поставляют три основных производителя: «Аладдин Р.Д.», ESMART и «Рутокен». На их сайтах есть списки аккредитованных продавцов в России.

Обратите внимание: токены должны быть сертифицированы ФСТЭК. При покупке токена вам обязаны выдать два документа: сертификат соответствия и сертификат подлинности. Когда пойдете в налоговую за КЭП, возьмите эти документы с собой.

Сертификат соответствия и сертификат подлинности выдают при покупке токена, они понадобятся в налоговой, когда будете получать КЭП

У сертификата электронной подписи, выданной налоговой, ограниченный срок действия — 15 месяцев, после этого его нужно перевыпускать.

Чтобы вы могли без проблем подписывать электронные документы, на компьютере лучше использовать операционную систему Windows 8 или новее. С Linux и iOS тоже можно работать в госзакупках, но установить нужные программы и плагины проще всего на Windows.

Наш герой Иван купил токен и получил сертификат электронной подписи.

Регистрация на портале закупок. Иван живет в Ростове-на-Дону, а значит, логичнее всего для него зарегистрироваться на портале закупок малого объема в своем регионе. Поэтому дальнейшие шаги мы рассмотрим на примере этого сайта.

Портал закупок малого объема Ростовской области

Сначала Ивану нужно заполнить небольшую анкету: указать информацию о себе и реквизиты своего банковского счета. Часть данных подтянется из реестров, оставшиеся обязательные поля нужно заполнить вручную.

Часть анкеты на сайте закупок малого объема Ростовской области

После этого Ивану нужно подтвердить отправку данных с помощью электронной подписи: обычно это делается в пару кликов. Готово. Теперь у Ивана есть доступ к личному кабинету и он может участвовать в закупках.

Как проходят закупки малого объема

Есть два способа получить заказ от государства в закупках малого объема:

  • по прямому заказу;
  • откликнуться на закупку.

Поговорим о каждом варианте подробнее.

По прямому заказу. На федеральном и региональных порталах зарегистрированные поставщики могут размещать свои предложения. То есть рассказать, что они продают или какие услуги оказывают.

По сути предложения поставщиков на сайтах закупок малого объема очень похожи на витрину маркетплейса. Заказчик может посмотреть разные варианты, отфильтровать их по параметрам и выбрать тот, что подойдет ему больше всего.

Витрина товаров, работ и услуг на портале поставщиков

Наш герой Иван продает мебель. Допустим, у него в наличии всегда есть деревянные стулья и столы. Он может разместить информацию об этом на региональном сайте, загрузить цену.

Когда заказчику понадобятся стулья или столы, он может найти предложение Ивана. И если оно подойдет и будет самым дешевым из всех представленных на портале, заказчик может напрямую предложить Ивану госзаказ.

Пример предложения о продаже стульев на сайте закупок малого объема Ростовской области

Все общение между заказчиком и поставщиком происходит здесь же, на сайте: они могут обмениваться сообщениями.

В Ростовской области контракт и закрывающие документы можно подписывать как на бумажных носителях, так и в электронной форме — это остается на усмотрение заказчика. Конечно, проще в электронной форме, тогда не нужно обмениваться бумажными документами и отправлять с ними курьеров.

Для подписания контракта в бумажном виде и электронной форме предусмотрены разные сроки:

  • 10 дней — для контрактов на бумаге;
  • 2 рабочих дня — для контрактов в электронном виде.

Сам контракт нужно внимательно прочитать, и лучше до того, как согласиться на закупку. Если заказчик направит контракт, а поставщик его не подпишет, его могут признать уклонившимся от закупки.

Мы описали процесс с учетом особенностей законодательства Ростовской области. В других регионах могут быть свои нюансы. Поэтому прежде чем начинать участвовать в таких закупках, лучше изучить местные постановления правительства. Часто их можно найти прямо на сайтах закупок малого объема.

На портале закупок малого объема Ростовской области региональное постановление правительства можно скачать по ссылке «Положение»

«Участие в закупках малого объема по прямым договорам с апреля 2020 года стало еще интереснее, потому что максимальная цена заключаемого договора выросла с 300 000 до 600 000 ₽. При этом снижения цены не происходит: заказчик просто выбирает подходящую для него оферту и предлагает заключить контракт. Для начинающих поставщиков участие в таких закупках — возможность получить опыт взаимодействия с заказчиками перед тем, как идти в „большие“ закупки»

Антон Будников

Антон Будников

Предприниматель из Нижнего Новгорода

Откликнуться на закупку. На любом сайте малых закупок есть раздел, где заказчики размещают свои закупки. Поставщики отслеживают их, и если могут выполнить условия закупки, подают заявку. Госзаказ получает поставщик, который предложил товар или услугу по самой низкой цене.

Чтобы найти нужную закупку, введите ключевые слова и параметры в поиске. Например, наш предприниматель Иван ищет закупки, где нужна мебель. Его интересуют только те, в которых он еще может принять участие. Поэтому он выбирает закупки на этапе «Прием предложений».

Проще всего искать по наименованию закупки. Так, Иван может вводить ключевые слова, такие как «мебель», или что-то конкретное — «стулья» или «столы». Есть и другие поля, но их имеет смысл заполнять, если вы ищете какую-то конкретную закупку — например, от конкретного заказчика или с определенной суммой.

Поиск закупок мебели на портале закупок малого объема Ростовской области

В итоге Иван находит одну подходящую закупку: Волгодонский педагогический колледж закупает школьные столы. Теперь можно изучить закупку подробнее. Для этого Иван открывает карточку закупки и смотрит, какой именно стол нужен заказчику, по какой цене и когда его нужно доставить.

Описание закупки на поставку детских столов

Иван понимает, что может выполнить условия закупки и привезти нужные столы в указанные сроки и по цене ниже, чем в закупке. Теперь ему нужно сообщить об этом заказчику — подать предложение. Для этого в личном кабинете ему нужно выбрать закупку и нажать на кнопку «Подать предложение», заполнить форму и отправить ее.

Пока у закупки статус «Прием предложений», свое предложение можно корректировать. Например, снизить цену, если удалось найти способ поставить товар дешевле

Если по каким-то причинам поставщик понимает, что не сможет выполнить заказ, он может отозвать свое предложение.

Дальше все то же самое, что и в закупке по прямому заказу. Если всех все устраивает, подписывают контракт и выполняют заказ.

После того как контракт подписан, площадка удержит с поставщика плату за свои услуги. Конкретный размер платы и правила списания денег лучше уточнять на том сайте, где вы планируете участвовать в закупках. В разных регионах они могут отличаться.

«В закупках малого объема простые правила участия, и в них легко разобраться начинающим поставщикам. Я рекомендую начинать с лотов на небольшие суммы — до 200 000 ₽.

Сами по себе такие закупки удобнее, чем, например, электронный аукцион. Если на аукционе во время торгов нужно сидеть рядом с компьютером, то здесь можно выставить свою цену и все. Заказчик сам объявит победителя», —.

Анонимный поставщик

Анонимный поставщик

Предприниматель из областного центра

Ответы на частые вопросы

Могу ли я зарегистрироваться на сайте закупок малого объема не своего региона?

Да, можете. Если вы готовы поставлять товары или оказывать услуги заказчикам из других регионов, регистрируйтесь на местных сайтах закупок малого объема. В законе нет никаких ограничений.

Закупки малого объема проходят быстро. Как мне быстро узнавать о новых закупках, которые публикуют заказчики?

На некоторых сайтах есть возможность настраивать уведомления. Тогда каждый раз, когда будет публиковаться новая закупка по вашему профилю, вы сможете получать оповещение. Например, такая возможность есть на портале поставщиков Москвы.

Правда ли, что с 1 апреля 2021 года лимит закупок малого объема вырос до 3 млн рублей

Не совсем так. В законодательство действительно были внесены изменения, но лимит увеличили для так называемых электронных закупок или закупок с полки. Они должны проводиться в электронной форме на электронных торговых площадках. Это новый механизм и пока не очень популярный. Но важно понять, что этот лимит не относится к закупкам малого объема, описанным в нашем уроке.

Запомнить

  1. Закупки малого объема — это закупки на сумму до 600 000 ₽. Заказчикам удобно их проводить, когда им нужно быстро закрыть свою потребность или купить товар определенной марки.
  2. Закупки малого объема проводят на специальных сайтах. Федеральные заказчики пользуются единым агрегатором торговли «Березка», а заказчики уровня субъекта федерации и муниципалитета — региональными площадками.
  3. Чтобы принять участие в закупке малого объема, поставщику потребуется регистрация на выбранном портале и квалифицированная электронная подпись.
  4. На портале у поставщика есть возможность разместить информацию о своих товарах или услугах на витрине или подать предложение на объявленную заказчиком закупку.

Иван попробовал поучаствовать в закупках малого объема и понял, что это не так сложно, как ему казалось на первый взгляд. Теперь он готов переходить к более сложным закупкам — запросам котировок и электронным аукционам.

Пройдите тест, чтобы двинуться дальше

В следующем уроке мы разберем, из чего состоит процесс участия в конкурентных закупках: запроса котировок и электронного аукциона.

Тест
Как участвовать в закупках до 600 000 ₽
Пройти тест
Все для работы с госзакупками в личном кабинете Тинькофф Бизнес Предложение Тинькофф

Все для работы с госзакупками
в личном кабинете Тинькофф Бизнес

  • Дистанционное открытие спецсчета за две минуты
  • Получение независимой гарантии
  • Кредит до 10 000 000 млн рублей на исполнение контракта
  • Ролевой доступ в личный кабинет
Подробнее