Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Что делать, если продажи есть, а прибыли нет?


Чтобы разобраться, почему прибыль снижается, нужно проанализировать статьи расходов и оценить кредитную нагрузку на бизнес


Светлана Гагина

Светлана Гагина

Финансовый директор компании «Нескучные финансы»

Чтобы разобраться, почему прибыль снижается, нужно проанализировать статьи расходов и оценить кредитную нагрузку на бизнес


Светлана Гагина

Светлана Гагина

Финансовый директор компании «Нескучные финансы»

Читатель Дмитрий спрашивает: «Отшиваю и продаю спортивную одежду. Есть несколько офлайн-точек, сайт, вышел на маркетплейсы. Продажи стабильные, выручка есть, а прибыли все меньше. В чем может быть дело?»

Если прибыли нет, нужно разобраться, где бизнес теряет деньги

Прибыли и убытки — это финансовые результаты деятельности компании.

Чтобы определить финансовый результат, из доходов вычитают расходы. Если получают положительную разницу — компания получила прибыль; отрицательную — убыток.

Если прибыль есть, а денег нет, нужно проанализировать расходы и посмотреть, какие из них влияют на прибыль в большей степени.

Когда бизнес небольшой, собрать все доходы и расходы можно в таблице Excel. Лучше всего делать это регулярно и не забывать учитывать даже самые маленькие операции.

Чтобы следить за эффективностью бизнеса более точно и в постоянном режиме, эксперты советуют вести финансовый учет.

Финансовый учет — это регулярный сбор и анализ информации о том, сколько ваш бизнес заработал и потратил, сколько должны вам, а сколько — вы. Финансовый учет ведут в таких таблицах:

  1. Отчет о движении денежных средств — ДДС.
  2. Отчет о прибылях и убытках — ОПиУ.
  3. Управленческий баланс.
  4. Платежный календарь.

Вот что советуют сделать эксперты, если прибыль снижается:

  1. Пересмотреть расходы бизнеса. Возможно, есть способ их оптимизировать: избавиться от избыточных трат или снизить их.
  2. Оценить кредитную нагрузку. Рассчитать, покрывают ли доходы проценты по займам бизнеса.
  3. Рассчитать, сколько дивидендов можно выводить из бизнеса. Если собственник берет больше денег, чем бизнес зарабатывает, это влияет на текущую ситуацию в компании и на ее развитие.

Теперь разберемся, как все это делать и чем помогут инструменты финансового учета.

Пересмотреть расходы бизнеса

Расходы влияют на прибыль от продаж, поэтому бизнесу важно следить за тем, как они меняются и почему. Для этого расходы удобно делить на три основные группы:

  1. Производственные — сырье и материалы, фонд оплаты труда производственного персонала, затраты на логистику, техническое обслуживание, коммунальные платежи, связь, аренда производственных площадей.
  2. Административные — зарплата административного персонала, канцтовары и расходные материалы, услуги банка, связь, программное обеспечение, затраты на доработки программ, постоянные или разовые консультации с экспертами, налоги на зарплату.
  3. Коммерческие — оплата всех видов рекламы, например контекстной рекламы, рассылок, буклетов, вывесок, плакатов, расходы на участие в выставках. Также сюда входит зарплата отдела продаж: менеджера по продажам, маркетолога, копирайтера и других специалистов, которые участвуют в продаже и продвижении товаров или услуг.

Что сделать. Самый простой способ оптимизировать затраты бизнеса — поискать возможности уменьшить расходы. Например, найти более дешевые материалы для производства и упаковки товаров, выстроить более выгодную логистику, снизить зарплаты, найти избыточные расходы и избавиться от них.

Но снижение затрат без их глубокого анализа может повлиять на качество товаров и спровоцировать потерю квалифицированного персонала. Чтобы избежать таких последствий, лучше сначала изучить и проанализировать основные статьи расходов вашего бизнеса, а потом принимать решение.

«У каждого бизнеса свой уникальный список расходов. Если вы считаете все доходы и расходы вместе, без группировки и анализа, в „общем котле“, вам сложно отследить их динамику, где бизнес зарабатывает, а где теряет прибыль, а также как на нее влияет каждая из статей расходов».

Светлана Гагина

Светлана Гагина

Финансовый директор компании «Нескучные финансы»

Разберем на примере.

Сергей считал все расходы общим списком. Выручка компании в марте и апреле — 500 000 ₽. Расходы в марте составили 200 000 ₽, а в апреле выросли на 70 000 ₽. Сергей хочет разобраться, что случилось.

ПараметрМартАпрель
Выручка500 000 ₽500 000 ₽
Расходы200 000 ₽270 000 ₽
Прибыль300 000 ₽230 000 ₽

После того как Сергей распределил расходы по группам, он обнаружил, что больше всего выросли коммерческие расходы.

РасходыМартАпрель
Производственные100 000 ₽100 000 ₽
Коммерческие50 000 ₽120 000 ₽
Административные50 000 ₽50 000 ₽
Всего200 000 ₽270 000 ₽

Сергей проанализировал статьи коммерческих расходов и понял, что на прибыль больше всего повлияли расходы на рекламу: Сергей нанял таргетолога и запустил рекламу, но она не сработала — продажи не увеличились.

Коммерческие расходыМартАпрель
Зарплата менеджера по продажам50 000 ₽50 000 ₽
Гонорар таргетолога40 000 ₽
Расходы на новую рекламную кампанию30 000 ₽
Всего50 000 ₽120 000 ₽

Анализ статей расходов помог Сергею понять, что больше всего повлияло на прибыль. Теперь он может принять решение — например, скорректировать рекламную стратегию или сменить таргетолога.

Как поможет финансовый учет. Для анализа прибыли и расходов больше всего поможет ОПиУ — отчет о прибылях и убытках. В него ежемесячно вносят выручку, а расходы собирают по группам. На основе этого в отчете автоматически рассчитываются четыре вида прибыли и рентабельности продаж по каждому виду прибыли — маржинальной, валовой, операционной и чистой. Эти показатели говорят о том, сколько какой прибыли остается в бизнесе за вычетом соответствующих расходов.

Если анализировать эти показатели один за другим, видно, какие затраты оказывают наибольшее влияние на чистую прибыль.

В ОПиУ компании видно, что изменение прибыли связано с ростом производственных расходов из месяца в месяц

Оценить кредитную нагрузку на бизнес

Для развития бизнеса часто привлекают заемные деньги. Это помогает бизнесу быстрее развиваться и масштабироваться. Но деньги взаймы не дают бесплатно — нужно платить проценты, которые влияют на прибыль. Важно оценивать заранее, может ли бизнес справиться с такой кредитной нагрузкой.

Заемные деньги берут не только у банков, но и у клиентов в виде предоплаты за заказы. Чем дольше отсрочка платежа — тем эффективнее бизнес. Правда, пользоваться этим инструментом нужно аккуратно. Если объем кредиторской задолженности выйдет из-под контроля, бизнес рискует обанкротиться.

Что сделать. Зависимость от кредитных денег можно отследить с помощью коэффициента финансовой независимости.

Капитал — это все, за счет чего сформированы активы. Например, деньги, дебиторская задолженность, основные средства. Капитал может быть собственным и заемным.

Целевым показателем коэффициента финансовой независимости считается 40%, оптимальным — от 50 до 70%. То есть около половины ресурсов компании должно обеспечиваться собственными вложениями и прибылью. Если показатель ниже — значит, бизнес в большей степени развивается за счет кредиторов.

Рассмотрим на примере.

Капитал компании Ирины с учетом авансов от клиентов — 3 000 000 ₽, это деньги на счетах и в кассе. Авансы от клиентов — 1 000 000 ₽. Ирина решила взять кредит на новое оборудование — 8 000 000 ₽. Разберемся, не будет ли кредитная нагрузка на бизнес слишком большой.

МартАпрель
Капитал3 000 000 ₽3 000 000 ₽
Обязательства1 000 000 ₽1 000 000 ₽ + 8 000 000 ₽ = 9 000 000 ₽
Коэффициент финансовой независимости3 000 000 ₽ × 100% / (3 000 000 ₽ + 1 000 000 ₽) = 75%3 000 000 ₽ × 100% / (3 000 000 ₽ + 9 000 000 ₽) = 25%

Коэффициент финансовой независимости в марте — 75%. Это значит, что компания Ирины может полностью расплатиться по всем обязательствам. В апреле показатель снизился до 25%. Это показывает, что компания не может позволить себе такой большой кредит. Максимальный размер заемных средств, на который можно рассчитывать, — 4 000 000 ₽. С таким кредитом коэффициент финансовой независимости останется в рамках целевого: 3 000 000 ₽ × 100% / (3 000 000 ₽ + 4 000 000 ₽) = 42%.

Чтобы взять больший кредит, Ирине нужно нарастить собственный капитал компании за счет прибыли.

Чем поможет финансовый учет. Оценить кредитную нагрузку поможет управленческий баланс. Он позволяет провести углубленный финанализ бизнеса. На основании данных баланса в таблице автоматически рассчитываются многие показатели, в частности ликвидность и рентабельность капитала, финансовая устойчивость и независимость.

В управленческом балансе компании мы видим, что обязательства существенно превышают собственный капитал
По коэффициенту финансовой независимости, который автоматически рассчитывается в управленческом балансе, можно сделать вывод, что компания зависима от кредитных средств

Рассчитать, сколько дивидендов можно выводить из бизнеса

Дивиденды — это вознаграждение собственникам за риск ведения бизнеса. Важно понимать размер дивидендов, чтобы выводить их без ущерба для деятельности.

Если предприниматель забирает больше денег, чем может позволить бизнес, это отразится на размере не только текущей, но и будущей прибыли. Ведь компании необходимы ресурсы как для стабильной работы, создания резервов, так и для развития.

Что сделать. Оценить размер дивидендов. Для этого нужно:

  1. Определить стадию развития бизнеса.
  2. Проанализировать финансовое положение.

Например, на старте и на стадии роста нет стабильного потока доходов. Если в это время забрать большую долю прибыли, есть вероятность, что бизнес сразу пойдет на спад.

На стадии стабильности чистая прибыль примерно на одном уровне, можно предсказать расходы и доходы. В этом случае собственник может позволить себе брать больше денег без ущерба для бизнеса.

«В вопросе дивидендов и трат на развитие нужно смотреть на цели компании и на стадию развития, на которой она находится. Например, если это стартап, на развитие лучше откладывать как минимум 50% от чистой прибыли, на дивиденды — не больше 10—20%.

При этом не стоит забывать, что на счетах компании тоже должны быть деньги, поэтому, если грозит кассовый разрыв, дивиденды лучше не выводить вообще».

Светлана Гагина

Светлана Гагина

Финансовый директор компании «Нескучные финансы»

Основные случаи, при которых нельзя выводить дивиденды:

  • размер чистой прибыли из месяца в месяц падает;
  • частые кассовые разрывы;
  • остатки денег на счетах уменьшаются;
  • собственный капитал уменьшается, а заемные средства растут.

Чем поможет управленческий учет. Если вы ведете финансовый учет, все показатели для расчета дивидендов всегда будут под рукой и вы всегда будете знать, сколько можно забрать из бизнеса.

Вот какие показатели можно отслеживать в финансовом учете:

  • в ОПиУ — чистую прибыль и ее динамику;
  • в платежном календаре — кассовые разрывы;
  • в ДДС — остатки на счетах;
  • в балансе — капитал.
Кассовый разрыв в платежном календаре компании

Если вы уже работаете, но отчетности у вас нет, специалисты рекомендуют начинать вести ее в любое время — вне зависимости от того, какой сейчас день недели или число.

Бесплатный курс «Финансовая грамотность для предпринимателей: как управлять деньгами компании»

Курс для предпринимателей, бухгалтеров и финдиректоров о том, как настроить финучет, вести отчетность и держать деньги под контролем.

  • Покажем, как вести три основных отчета: ДДС, ОПиУ и баланс.
  • Дадим шаблоны отчетов и инструкцию, как их заполнять.
  • Объясним, когда и сколько можно выводить дивидендов.
  • Расскажем, какие выводы можно сделать из отчетов.

Начать учиться

Наталья Митькина
Наталья Митькина

Расскажите, какие отчеты вам помогают контролировать деньги бизнеса?


Больше по теме

Финансовое планирование в стоматологической клинике: как вести успешный бизнес

Основатель сети стоматологических клиник рассказал, что учитывать при бюджетировании клиники, какие стратегии развития выбрать и как улыбка приносит прибыль

Новости