На стоимость ИТ-компании влияют уровень прибыли EBITDA, метод оценки и известность основателя бизнеса
Эксперты в сфере ИТ-бизнеса
На стоимость ИТ-компании влияют уровень прибыли EBITDA, метод оценки и известность основателя бизнеса
Эксперты в сфере ИТ-бизнеса
Читатель Алексей задает вопрос: «Узнал, что убыточный Uber был продан за баснословные деньги. Как вообще проводят оценку ИТ-компании?»
Стоимость ИТ-компании зависит от нескольких факторов
При оценке ИТ-бизнеса стоит обратить внимание на три момента:
- Показатель EBITDA. Именно на него смотрят в первую очередь при оценке компании.
- Метод оценки. Существует три подхода к оцениванию. Каждый из них используется при определенных условиях, и для них также важно знать показатель EBITDA.
- Роль основателя компании — насколько известен этот человек и будет ли он участвовать в решении важных задач в компании после ее продажи.
Рассмотрим дальше каждый из этих факторов по порядку. Разобраться в теме нам помогли несколько предпринимателей:
- Игорь Петровец, основатель и партнер инвестиционной компании Rogfor Capital;
- Владислав Мокроусов, сооснователь сервисной ИТ-компании StecPoint;
- Михаил Кириченко, сооснователь продуктовой ИТ-компании Jump.Finance.
Знать стоимость ИТ-компании нужно не только в случае ее продажи. Периодическая оценка поможет увидеть проблемы в процессах и понять, как развиваться и куда расти.
Что такое EBITDA
EBITDA — финансовый показатель, который показывает доход бизнеса до вычета налога на прибыль, процентов по кредитам и амортизации.
Когда происходит предварительная оценка компании, много времени уделяется пониманию того, насколько бизнес устойчивый и насколько он хорошо растет. Поэтому для оценки бизнеса чаще всего берется EBITDA за последние 12 месяцев. Она поможет инвестору выстроить прогнозы и понять, что примерно будет происходить с прибылью EBITDA в будущем.
Больше статей про ИТ-бизнес
- Как торговому сервису соответствовать запросам современных инвесторов
- Минцифры: ИТ-компании должны подтвердить аккредитацию до 1 июня
- «Найдем инвестора — он отберет компанию»: какие заблуждения помешали быстро выйти на рынок
- ИИ в частных клиниках: как помогает врачам и пациентам
- Российские компании стали больше доверять отечественному ПО
Какие есть методы оценки
Существует три подхода оценивания стоимости компаний. Они универсальны для бизнеса из любой отрасли.
При инвестировании обычно используют два первых метода: DCF-оценки и сравнительный. Затратный метод используют аудиторы или ликвидаторы, когда нужно оценить и продать проблемный бизнес.
Метод DCF-оценки, или метод дисконтированного денежного потока, — самый популярный. Его основа — прогноз, что будет происходить с прибылью EBITDA компании в будущем. Чаще всего делается прогноз на три-пять лет вперед, и предполагают, какой будет EBITDA в каждом следующем году.
Чтобы спрогнозировать будущую EBITDA, обычно строят финансовую модель в нескольких десятках сценариев. Как минимум всегда есть три: оптимистичный, пессимистичный, консенсусный. То есть считают, какая будет EBITDA компании за каждый следующий год в лучшем случае, в худшем и среднее между этими показателями.
Например, нужно спрогнозировать выручку ИТ-компании «Забава», которая разработала игру с платными услугами и разместила ее в Google Store и Apple Store. За прошлый год у «Забавы» в среднем был 1 миллион пользователей в месяц, из них 10 000 человек делали покупки в игре, средний чек — 250 ₽. То есть в месяц компания зарабатывала 2,5 млн рублей, это 30 млн рублей в год.
В оптимистичном сценарии количество платежеспособных пользователей увеличится и вырастет средний чек. Допустим, станет 2 млн пользователей в месяц, из них платить будут 20 000 человек, средняя оплата будет 450 ₽. Значит, за следующий год компания заработает 108 млн рублей.
В пессимистичном сценарии число платежеспособных пользователей уменьшится. Например, их станет 500 000 человек, а платить будут только 5000. Средний чек — 350 ₽. Значит, в пессимистичном прогнозе компания заработает 21 млн рублей за следующий год.
Исходя из двух сценариев, консенсусный вариант — 25,5 млн рублей.
Потенциальный покупатель будет смотреть на эти цифры и оценивать свои риски и готовность вложиться в компанию «Забава».
Когда строят финансовую модель, показатель EBITDA дисконтируют. Дисконтирование — оценка стоимости денежных потоков на определенный момент времени. Это нужно, потому что деньги постоянно обесцениваются, и особенно важно учитывать этот фактор в долгосрочных прогнозах. Самый простой пример дисконтирования денег — учет инфляции.
Это значит, что в примере с «Забавой» будущую прибыль нужно еще дисконтировать, итоговая цифра окажется меньше. Расчет дисконтированной стоимости довольно сложный, и в рамках этой статьи мы не будем его рассматривать.
С помощью дисконтирования оценщики понимают, сколько денег компания принесет в будущем и как лучше поступить: инвестировать эти деньги в компанию или положить условно на депозит.
Сравнительный метод. Позволяет быстро определить, стоит ли дальше тратить время и ресурсы на то, чтобы вести переговоры по сделке. В этом методе используется сравнение мультипликаторов EBITDA.
Мультипликатор — это коэффициент, который показывает взаимосвязь между вложением инвестиций и изменениями дохода. По сути, это средний показатель, который можно вычислить, взглянув на несколько сделок внутри рынка.
С помощью мультипликаторов можно максимально быстро и приближенно посмотреть на компанию, сравнить ее стоимость с аналогичными компаниями на рынке и понять, могут ли две стороны договориться о продаже-покупке компании.
Артем хочет купить компанию «Степь» за 3 EBITDA, поскольку знает, что похожая компания «Рожь» была продана за 3,5 EBITDA. Но владельцы «Степи» согласны только на 100 EBITDA. Вряд ли они сойдутся посередине и смогут заключить договор, потому что разброс между оценками очень большой и предложение основателей не в рынке.
Владелец продуктовой компании «Невод» Дмитрий оценивает ее в 5,5 EBITDA, а покупатель Антон готов купить ее за 5 EBITDA. На рынке подобные компании продаются за 4—6 EBITDA. Скорее всего, участники сделки между собой договорятся, поскольку их предложения в рынке.
Расходный, или затратный, метод. Его суть в том, чтобы посчитать, сколько денег нужно было бы потратить, чтобы с нуля создать такую же компанию такого же размера. В этом случае EBITDA не нужна, поскольку считается стоимость оборудования, найма сотрудников и привлеченных клиентов.
ИТ-компания «Рожок» уже полгода терпит убытки. Ей нужно оценить себя, чтобы присоединиться в качестве филиала к крупной компании «Рог». Для справедливой оценки владельцы «Рожка» должны понять, сколько «Рог» должен потратить на покупку столов, компьютеров, наем людей, привлечение клиентов, чтобы сделать компанию такого же размера с такими же финансовыми потоками.
Этот метод используют аудиторы или ликвидаторы, когда есть проблемная компания и проще всего бизнес распродать по частям или кому-то продать. В реальных сделках такой метод почти не используется.
Какую роль в оценке ИТ-компании играют основатели
ИТ-компании — это в первую очередь люди. При продаже доли или полном выкупе компании новый собственник будет хотеть, чтобы основатели остались в бизнесе еще какое-то время. Как минимум на период передачи дел новым управляющим.
Это также влияет на стоимость компании. Каждый продавец по-разному будет оценивать свое время и опыт, которые он потратит в переходном периоде. Тут нет каких-то стандартов, каждая сделка индивидуальна.
Так, если собственники продают ИТ-компанию, они почти всегда обсуждают обязательный период, в течение которого они будут еще какое-то время помогать в бизнесе. И чем больше своих ресурсов затратит бывший владелец, тем выше может быть итоговая стоимость компании.
Спросите у эксперта
В разделе «Вопрос-ответ» эксперты Тинькофф разбирают популярные вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Вы можете отправить свой вопрос на почту secrets@tinkoff.ru.
Что самое сложное в оценке компании, на ваш взгляд?