Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Не впаривать и не втюхивать: как работает принцип be no evil в рекламе и продажах


Быть искренним в рекламе — как такой подход меняет индустрию и помогает бизнесу зарабатывать


Эту статью написал участник сообщества

Денис Лапшинов

Денис Лапшинов

CEO SLAVA

SLAVA

SLAVA

Креативное агентство

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Быть искренним в рекламе — как такой подход меняет индустрию и помогает бизнесу зарабатывать


Эту статью написал участник сообщества

Денис Лапшинов

Денис Лапшинов

CEO SLAVA

SLAVA

SLAVA

Креативное агентство

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

По данным AdIndex, в 2023 году 59% россиян используют блокировщики рекламы. И эта цифра растет от года к году. Например в 2019 году не желающих смотреть рекламу жителей России было 44%. Почему люди не хотят видеть рекламу и что нужно менять, чтобы индустрию воспринимали как несущую пользу, а не обман и манипуляции — рассказывает основатель креативного агентства Slava Денис Лапшинов.

Почему люди думают, что реклама — зло и как это подтверждают бренды

Плохие фильмы обречены на коммерческий провал: ленты не окупаются в прокате, потому что их не смотрят. Плохая музыка залегает на дне стриминговых сервисов. Некачественную и манипулятивную рекламу, сделанную на скорую руку, видят миллионы людей ежедневно. Только просмотры ― не синонимы слов «продажи» и «лояльность» по ряду причин.

Человеческое внимание лучше всего привлекают две противоположные категории:

  • то, от чего нельзя оторвать взгляд;
  • то, что хочется развидеть, но уже не выходит.

Внимание конвертируется в ассоциации с брендом, а ассоциации в дальнейшем — в продажи. Люди могут не захотеть купить товар в моменте, но вспомнят о нём в момент, когда будет необходимость.

Глобальная проблема в том, что единицы брендов хотят тратить время на разработку рекламы, от которой сложно оторвать взгляд из-за ее внешней и смысловой привлекательности.

До 2022 года Google ежегодно выпускал отчёт о том, что волновало людей больше всего и собирал все значимые события года.

Например, в 2021 году ролик команды совместно с агентством Slava Google Россия «Год в поиске » набрал больше 30 миллионов просмотров и 46 тысяч лайков на YouTube-канале компании. В нём компания отражает всё, что волновало людей за год — напоминает о важных ценностях, поднимает насущные темы.

Гораздо быстрее и дешевле создается трешовая реклама, которую хочется развидеть. Примеров миллион: уродливые биллборды с двусмысленными слоганами, креативы на сайтах с глупыми картинками.

Получается реклама, которая действительно привлекает внимание. Вот только ее результат ― не увеличение продаж и лояльности аудитории, а повышенный интерес к сервисам блокировки рекламы.

В комментариях пользователи пишут, что этот ролик заставил вспомнить о важных событиях и с трепетом пережить их вновь
Один из многочисленных примеров провокационной рекламы

Грубые манипуляции брендов как маркеры некачественной рекламы

Помимо сомнительных креативов, рекламная индустрия часто использует «поставленные на поток» манипуляции. Их цель — ввести пользователя в заблуждение, чтобы получить коммерческую выгоду. К счастью, сегодня потребители все чаще понимают, что их просто пытаются обмануть, чтобы «впарить» продукт.

Примеров манипуляций довольно много…

Людям показывают «спецпредложение». Такие манипуляции связаны в первую очередь с ценой товара. Сильно завышенную подают как обычную, а реальную называют ценой со скидкой или спецпредложением.

Пример ― новости о закрытии сети ювелирных магазинов SUNLIGHT. Бренд так настойчиво и так часто сообщал о больших скидках в связи с закрытием, что реклама превратилась в мемы.

Один из мемов в соцсетях, родившийся из-за новости о закрытии сети ювелирных магазинов SUNLIGHT

Апеллируют к авторитету. Манипулятивный прием, когда к рекламе привлекают селебрити инфлюенсеров. Медиаперсоны рекламируют бюджетные продукты, которыми сами, скорее всего, не пользуются.

Апеллируют к жадности. Бренды создают искусственный дефицит на свой продукт. Популярный пример, когда на сайтах указывают, что осталось всего несколько единиц товара. Или когда счетчик отсчитывает время до повышения цен, но изо дня в день это время не меняется.

Можно привести еще с десяток примеров манипуляций в креативах, но мы сегодня не об этом. А о том, что реклама может работать совсем по-другому: без обмана, подтасовки фактов, введения в заблуждение.

Реклама OPPO F5 Selfie Expert с Егором Кридом ― манипулятивный прием апеллирования к авторитету

Что значит be no evil в рекламе и почему это важно для брендов

Самое плохое в манипулятивном подходе к производству рекламы даже не сам продукт, а его последствия. Люди используют блокировщики рекламы, чтобы видеть ее как можно меньше → рекламодатель платит больше, чтобы рекламу увидели → продукт становится дороже → потребитель платит больше → проигрывают все.

При этом я не знаю ни одного примера долгой жизни компаний с хорошей коммуникацией и плохим продуктом. То же касается обратной ситуации: плохая коммуникация неизбежно губит хороший продукт. По итогу на рынке прочно закрепляются и растут длительное время те компании, которые стремятся все сделать хорошо: и продукт, и рекламу этого продукта.

Именно это я называю подходом be no evil в рекламе: когда бренд стремится дать пользу покупателю и на этапе продвижения. Изначально фраза была неофициальным девизом корпорации Google, который стал частью кодекса поведения сотрудников. Такой подход нам близок: здесь и про правильную коммуникацию с потребителями, и про высокие стандарты на всех стадиях вывода продукта на рынок, и про уважение.

Как реклама может приносить ценность потребителю и зачем это бренду

Все рекламодатели ― и хорошие, и плохие, давят на боли целевой аудитории, то есть показывают, как их продукты могут решить какие-то проблемы покупателей. Только делают они это по-разному: плохие выдают желаемое за действительное, а хорошие показывают, как пользоваться продуктом и какую пользу из него можно извлечь.

Я выделил несколько категорий таких креативов. Из числа актуальных в моменте, которые откликаются у нас и которые приносят пользу аудитории.

Дают надежду. Это контрпример рекламной манипуляций, взывающей к «темной» стороне человеческой души ― здесь бренды апеллируют к ее светлым качествам: силе воли, дисциплине, уверенности в себе.

Яркий пример ― креативы компании Nike. Слоган «Just Do It» переводится как «просто сделай это». Он впервые появился в рекламном ролике в 1988 году. Тогда это было видео 80-летнего бегуна с коротким рассказом о себе. В том же году бренд обогнал своего главного конкурента ― компанию Reebok.

А с 2015 Nike является бессменным лидером в списке самых дорогих брендов одежды и аксессуаров. Рекламная коммуникация бренда все та же, вселяющая надежду и веру в собственные силы.

Одна из рекламных кампаний Nike «Dream Crazier» не продает товары бренда, а заражает воодушевлением и эмпатией

Лечат боли. В то время как манипуляторы используют человеческие слабости, чтобы выдать желаемое за действительное, бренды с сильной коммуникацией показывают, как их продукт может быть полезен для аудитории. И завоевывают любовь на долгое время.

Ikea дает покупателям готовое решение для их проблем: красивую и функциональную мебель, которую может позволить себе семья даже с небольшим уровнем дохода. В коммуникациях компания апеллирует к понятиям «дешевый» и «доступный», но только это не является манипуляцией. Бренд действительно производит недорогую мебель, причем недорогую по меркам всех стран присутствия.

Один из российских креативов Икеа: бюджетная цена спального комплекта позволяет не переживать о питомцах на кровати и возможных последствиях

Дают чувство признания. Еще один из оттенков эмоциональной палитры, которую может вызывать коммуникация бренда ― чувство признания через сопричастность к определенной группе.

Хороший пример ― ролик Facebook* на YouTube «Skate Nation Ghana», в котором бренд обратил внимание на комьюнити скейтбордистов из Ганы.

Финальная фраза в ролике «Мы меняем игру, когда мы находим друг друга» усиливает лейтмотив креатива: внутреннее счастье человека кратно возрастает, когда он причастен к группе единомышленников

Помогают понять что-то важное о самих себе и о мире вокруг. Пример ― реклама British Airways, которую в этом году удостоили Гран-при Каннских львов. В ней бренд сместил фокус с себя на потребителя и предложил ответить на вопрос, который обычно задают в аэропорте прилета: «Какова цель вашего визита?». Получилось больше 500 вариантов ответов на рекламных поверхностях, от простых, вроде «жизнь короткая» до неожиданных, вроде «кольцо уже достаточно долго лежало у меня в кармане». Результат ― тысячи реакций от пользователей, каждый из которых нашел в креативах что-то ценное о себе.

Реклама набрала тысячи реакций пользователей. В кадре вариант ответа «Потому что искусственный загар воняет»

Достойно рассказывают о достойном продукте. Это тенденция в рекламной индустрии, которая сейчас снова набирает обороты. У бренда есть хороший продукт и он интересно рассказывает о нем: без заигрываний с публикой, придумывания новых смыслов, попыток спасти мир. Такой подход к созданию креативов мне очень нравится.

Пожалуй, самый яркий пример ― коммуникация компании Apple. На протяжении последних лет уровень лояльности аудитории остается на уровне 90%, в том числе потому, что креативность бренда идет в ногу с качеством. В этом году Apple получил звание самого креативного бренда года на международном фестивале креативности «Каннские львы».

Тренды последнего времени в рекламе компании ― развлекательные ролики, которые рассказывают о продуктах голые факты, без дополнительных смыслов. Например, ролик о хорошем подавлении шума в AirPods Pro или стабилизации видео в iPhone 14. За 6 месяцев эта реклама на YouTube набрала 29 миллионов просмотров и более 100 тысяч лайков

Продвигать таким способом можно не только товары, но и целые сервисы. Так, мы в 2019 году в SLAVA вместе с Авито запустили коммуникационную кампанию, в которой показали площадку Авито, где каждый человек может решить свои задачи с помощью сервиса. Флагманом коммуникации стал сюжет — манифест, в котором воссозданы различные ситуации, отражающие возможности сервиса: пользователи продают уникальные товары, покупают то, чего нет в их городе, зарабатывают с помощью своего творчества. Так мы подчеркнули, что люди, используя платформу «Авито» создают свою экономику — «Авитономику» — у нее нет строгих правил и теорий, и она дает людям возможность влиять на сделку в качестве продавца или покупателя, поэтому ее главный принцип — «Здесь решают люди».

Вместо вывода

Прежде чем штамповать 20 плохих креативов для тестов, брендам стоит задуматься над конечной целью и последствиями такой рекламы. Некачественный креатив запоминается, но не в том ключе, в котором хотелось бы компании.

Главная цель креативов — привлечь внимание целевой аудитории, стимулировать ее к покупке и, что более важно в перспективе, сформировать долгосрочные отношения с покупателями.

Бренд Coca-Cola существует уже больше 100 лет. Навряд ли компания смогла пройти через все кризисы, если бы использовала манипулятивные приемы в рекламе. Старый новогодний ролик «Праздник к нам приходит» знают, пожалуй, несколько поколений по всему миру. Знают, любят и смотрят, потому что он не «впаривает», а помогает вспомнить о важном: семейном тепле, празднике, чуде. Так, в 2011 выручка компании увеличилась на 45% до $12,25 млрд только потому, что ввела персонифицированную упаковку продукта. Как итог: компания приносит ценность — люди приносят деньги.

Работать по принципу be no evil сложнее и дороже, чем манипулировать, но в конечном итоге именно он обеспечивает долгосрочный успех и лояльность аудитории. А лояльность стоит дорого: чем больше LTV — прибыль компании с одного человека за всё время сотрудничества с ним — тем больше общая прибыль компании.

* Соцсеть Facebook принадлежат компании Meta, деятельность которой признана экстремистской и запрещена на территории России

Денис Лапшинов
Денис Лапшинов

Какие примеры хорошей рекламы запомнились вам? Расскажите в комментариях.


Больше по теме

Новости