Основатель сервиса для совместной работы рассказал о том, что ждет рынок онлайн-досок и как их эффективно использовать
Эту статью написал участник сообщества
Иван Богатов
Руководитель продукта Доски в МТС Линк
МТС Линк
Экосистема сервисов для бизнес‑коммуникаций и совместной работы
Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли
Написать статьюОснователь сервиса для совместной работы рассказал о том, что ждет рынок онлайн-досок и как их эффективно использовать
Эту статью написал участник сообщества
Иван Богатов
Руководитель продукта Доски в МТС Линк
МТС Линк
Экосистема сервисов для бизнес‑коммуникаций и совместной работы
Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли
Написать статьюСогласно результатам исследования TAdviser, 58% крупных российских компаний признает важность роли интерактивных инструментов для совместной работы в корпоративных коммуникациях. Один из таких инструментов — это онлайн-доски, рост популярности которых был вызван пандемией коронавируса и продолжился даже после ее завершения. Руководитель продукта Доски в МТС Линк Иван Богатов рассказывает о том, чем полезны онлайн-доски бизнесу и как этот рынок будет развиваться в дальнейшем.
Как онлайн-доски помогают оптимизировать рабочие процессы
Несмотря на растущий спрос на интерактивные онлайн-доски со стороны бизнеса, в нашей стране по-прежнему немало компаний, которые либо не знают о них, либо слышали, но еще не решились внедрить их в свою практику. Поэтому для начала стоит объяснить подробнее, что же представляет собой этот инструмент совместной работы.
В общих чертах интерактивная онлайн-доска — это виртуальная платформа, которая обеспечивает возможности для создания, обмена и взаимодействия с информацией в режиме реального времени: от текстовых документов и презентаций до стикеров с текстом, виджетов, различных фигур, картинок и диаграмм .
Онлайн-доски могут использоваться для разных целей — от геймификации процесса обучения и ретроспективы выполненных задач до мозгового штурма или сессий по дизайн-мышлению при работе над сложными проектами.
Интерактивные онлайн-доски обеспечивают:
- эффективную совместную работу членов команды, в том числе в режиме реального времени;
- централизованное хранение актуальной информации и оптимизированное управление ею;
- визуализацию сложных идей, концепций, процессов и эффективное усвоение информации;
- более глубокое вовлечение членов команды за счет интерактивности и мультимедийных элементов;
- эффективную приоритизацию задач, планирование, тайм-менеджмент и оптимизацию рабочих процессов.
Почему спрос на онлайн-доски продолжит расти
Несмотря на то, что пандемия коронавируса, спровоцировавшая всплеск популярности интерактивных онлайн-досок, осталась позади, спрос на них продолжает расти. Это связано с набирающим обороты трендом на гибридные коммуникации. Многие компании сейчас работают в режиме «часть сотрудников в офисе, часть дома» или позволяют оставаться на удаленке несколько дней в неделю. Таким распределенным командам критически важно иметь общее рабочее пространство, не привязанное к определенному месту.
По данным исследований, способствовать росту популярности онлайн-досок будут следующие факторы.
Цифровая трансформация бизнеса. Онлайн-доски помогают бизнесу оптимизировать рабочие процессы и повысить свою эффективность;
Экспансия на новые отрасли. Онлайн-доски могут быть адаптированы под решение задач в самых разных сферах — от дизайна до здравоохранения, — и число отраслей, где они используются, растет;
Технологические достижения. Улучшение и рост охвата интернет-соединения, появление новых технологий и всё более дружественных интерфейсов;
Преимущества визуальной коммуникации. Обеспечиваемая онлайн-досками визуальная коммуникация зачастую гораздо нагляднее и эффективнее текстовой;
Виральность и интерактивность. Людям по-настоящему интересно пользоваться онлайн-досками;
Углубление интеграции с другими инструментами. По мере увеличения интеграции с остальными элементами цифровой экосистемы компаний онлайн-доски становятся незаменимой частью цифрового рабочего места. Кстати, мы в Линк Досках как раз активно работаем над интеграцией с другими сервисами нашей экосистемы: например, пользователи могут работать над интерактивной доской прямо в окне онлайн-встречи, а недавно мы внедрили технологию единого входа SSO.
Сценарии использования онлайн-досок
Онлайн-доски незаменимы для корпоративного обучения и образования. Например, методисты образовательной платформы Нетология применяют их во время разработки образовательных продуктов и курсов. На доске можно:
- визуализировать путь движения обучающегося по курсу;
- сформировать матрицу компетенций выпускника;
- доски нужны для брейнштормов во время проработки новых учебных дисциплин и составления учебных планов.
- преподаватели используют доски во время занятий, чтобы сделать практические занятия вовлекающими.
Практика показала, что использование такого инструмента положительно влияет на результаты обучения.
Работа на интерактивной доске хороша и для создания позитивной атмосферы в команде Нетологии — важный момент для руководителей. Доски можно использовать для тимбилдинга, например, устраивать квизы и играть в игры.
Еще один активный пользователь онлайн-досок в образовательном процессе — Московский городской педагогический университет (МГПУ).
Рынок интерактивных онлайн-досок
По данным Verified Market Research, объем глобального рынка программного обеспечения для интерактивных онлайн-досок по итогам 2023 года составил $2,63 млрд — при этом, по прогнозу исследовательской компании, благодаря ожидаемому совокупному среднегодовому темпу роста в 20,86% на протяжении последующих семи лет он должен достигнуть $6,78 млрд в 2030 году.
В свою очередь, российский рынок интерактивных онлайн-досок сегодня оценивается примерно в 2 млрд руб. При этом еще пару лет назад значительную его долю занимал сервис Miro, чья выручка по итогам 2021 года составила 1 млрд руб. Уход компании из страны в 2022 году привел к фактическому освобождению сегмента и всплеску спроса на российские аналоги и новые решения.
Связан этот спрос с тем, что в текущих условиях зарубежные онлайн-доски не отвечают всем требованиям информационной безопасности, а российские пользователи рискуют столкнуться с внезапным отключением и потерей данных. В пользу отечественных продуктов говорит и их ориентированность на местный рынок, а также доступ к оперативной русскоязычной техподдержке.
При этом те, кто ранее пользовался популярными зарубежными онлайн-досками, привыкли к определенному уровню качества, и потому местным разработчикам не стоит расслабляться только из-за того, что иностранные конкуренты ушли.
Тренды развития интерактивных онлайн-досок
Пожалуй, главный мировой тренд, который будет влиять на развитие интерактивных онлайн-досок — это тренд на UCaaS (Unified Communications as a Service), который предполагает постепенное слияние различных инструментов совместной работы — от мессенджеров до площадок для вебинаров — в единые платформы унифицированных коммуникаций. В рамках этой тенденции важную роль будет играть не только функциональность онлайн-доски сама по себе, но и то, насколько успешно этот инструмент интегрируется с другими элементами ИТ-инфраструктуры компании.
Также по мере того, как онлайн-доски глубже встраиваются в ИТ-контур бизнеса, растет актуальность безопасного хранения и передачи данных. Поэтому мы в Линк Досках активно работаем над обеспечением информационной безопасности наших пользователей.
Помимо этого, онлайн-доски становятся удобнее и функциональнее благодаря расширению настроек доступа, увеличению числа доступных виджетов и появлению новых инструментов принятия решений.
Какую онлайн-доску вы используете в компании? Какого функционала в ней вам сейчас не хватает?