Рассчитали, сколько денег нужно на открытие салона, как много можно заработать и когда окупятся инвестиции
![Наталья Мацкевич](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fnatalya-maczkevich.jpg&w=128&h=128)
Наталья Мацкевич
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
![Анастасия Рассказова](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fanastasiya-rasskazova.jpg&w=128&h=128)
Анастасия Рассказова
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
![Альбина Саттарова](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Falbina-sattarova.jpg&w=128&h=128)
Альбина Саттарова
Финансовый директор Нескучных финансов
Рассчитали, сколько денег нужно на открытие салона, как много можно заработать и когда окупятся инвестиции
![Наталья Мацкевич](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fnatalya-maczkevich.jpg&w=128&h=128)
Наталья Мацкевич
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
![Анастасия Рассказова](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fanastasiya-rasskazova.jpg&w=128&h=128)
Анастасия Рассказова
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
![Альбина Саттарова](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Falbina-sattarova.jpg&w=128&h=128)
Альбина Саттарова
Финансовый директор Нескучных финансов
Салоны красоты — это высокомаржинальный бизнес, при стабильной работе и полной загрузке мастеров прибыль составляет 20% от выручки и больше. Однако в первые месяцы финансовый результат, скорее всего, будет ниже. Бизнес-план поможет успешно пережить сложный начальный период.
«В нашей сети салоны, которые обеспечили полную загрузку мастеров, работают с прибылью 25—35% от выручки. Этого можно добиться, если руководитель оптимизирует расходы и бизнес-процессы».
![Наталья Мацкевич](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fnatalya-maczkevich.jpg&w=80&h=80)
Наталья Мацкевич
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
В тексте мы концентрируемся на цифрах: подсчете расходов и прогнозе доходов. Мы не будем разбирать, как искать поставщиков, особенности рынка и подводные камни при открытии бизнеса. Об этом мы подробно написали в отдельной статье.
Использовали средние цены для крупных российских городов — в вашем городе показатели могут отличаться. В конце статьи дадим шаблон финмодели, в котором вы сможете заменить все значения под условия своего города и размер бизнеса.
Бизнес-процессы салона красоты
Салоны красоты могут быть полного и неполного цикла. Полный цикл предполагает, что в салоне есть все базовые косметические услуги: парикмахерские услуги, маникюр, педикюр, брови, ресницы, депиляция и косметология.
«Все наши салоны открываются с тремя базовыми услугами: маникюр, педикюр и брови. В некоторых салонах франчайзи добавляют еще прически, ресницы, массаж и аппаратную косметологию.
Мы выбрали эти направления, потому что маникюр — очень востребованная услуга. Ее практически не нужно специально продавать, у большинства и так есть потребность обновлять маникюр раз в месяц. На педикюр также есть спрос, к тому же он маржинальнее маникюра.
Кажется, что стрижки — такая же востребованная услуга. Но с ними работать сложнее из-за того, что клиенты, как правило, предпочитают ходить к одному и тому же мастеру много лет. Соответственно, если парикмахер меняет место работы, клиент уходит за ним. С маникюром такого не происходит: клиенты проще переходят от одного мастера к другому».
![Наталья Мацкевич](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fnatalya-maczkevich.jpg&w=80&h=80)
Наталья Мацкевич
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
Мы составили бизнес-план для салона красоты неполного цикла, в котором делают маникюр, педикюр и брови. Рабочие процессы будут такими:
- Закупка расходников у поставщиков.
- В салоне одновременно работают четыре специалиста: два мастера маникюра, один мастер педикюра и один бровист. График работы каждого сотрудника — два дня работает, два дня отдыхает. Значит, всего нужно восемь мастеров.
- В салоне находится администратор, который также два дня работает, два — отдыхает, всего нужно два администратора. Администратор встречает гостей и отвечает на сообщения клиентов в соцсетях и мессенджерах. Еще он занимается стерилизацией инструментов и заполняет журналы по СанПиН. Администратор следит за качеством инструментов и при необходимости заменяет их или заказывает новые.
- После каждого использования мастера убирают все инструменты, чтобы администратор мог простерилизовать их.
- Руководитель раз в месяц проверяет качество всех инструментов и проводит инвентаризацию.
- Сотрудники убирают свое рабочее место после каждого гостя и в конце рабочего дня. Раз в день салон моет уборщик.
- Если на улице грязно, каждому клиенту выдаем бахилы. Мастера приносят сменную обувь.
«Мы берем мастеров с опытом работы от полугода — они должны иметь базовые навыки. Потом мы доучиваем персонал, доводим качество работы до наших стандартов. У таких мастеров высокая лояльность — они благодарны за полученные знания и меньше склонны уходить к конкурентам».
![Анастасия Рассказова](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fanastasiya-rasskazova.jpg&w=80&h=80)
Анастасия Рассказова
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
Когда у мастера нет клиента, он может недолго отдохнуть в комнате для персонала. В первое время основную часть свободного времени мастерам стоит делать дизайны ногтей на муляжах. С ростом загрузки салона свободного времени у мастеров почти не останется, а примеров дизайна накопится достаточно.
Услуги салона красоты
Каждая из услуг салона красоты — отдельный сегмент рынка, в котором нужно разбираться, конкурировать и предоставлять качественные услуги. Поэтому новичкам проще выбрать пару направлений, например начать работать только с ногтями и бровями. Через год, когда бизнес будет стабильно работать, можно добавить в ассортимент парикмахерские услуги и ресницы. Предположим, что новый салон стартует с тремя направлениями: маникюр, педикюр и оформление бровей.
«Чаще всего не стоит ограничивать себя и открывать студию только для женщин. Если делать только ногти и брови, расходы на открытие и ведение бизнеса не меняются от того, для какой аудитории вы работаете».
![Анастасия Рассказова](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fanastasiya-rasskazova.jpg&w=80&h=80)
Анастасия Рассказова
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
Расходы на открытие салона красоты
Мы сделали расчет для салона красоты, в котором будут два места для маникюра, одно — для педикюра и одно — для оформления бровей. Для оборудования такого салона красоты понадобится примерно 850 000 ₽. Начать можно с такого набора, однако, скорее всего, салону придется докупать мебель и инструменты для новых рабочих мест уже в первые месяцы.
Поначалу можно оборудовать два места для маникюра, одно — для педикюра и одно — для бровиста. Позже вы сможете докупить оборудование и нанять новых людей.
«В первые месяцы обычно работают три-четыре мастера с загрузкой 30—50%. Спустя полгода-год обычно уже требуется одновременно шесть-восемь мастеров, а их загрузка доходит до 100%».
![Наталья Мацкевич](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fnatalya-maczkevich.jpg&w=80&h=80)
Наталья Мацкевич
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
![купить стол для маникюра](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252FQOkK5bB5-1.png&w=1360&h=1220)
![бизнес-план салона красоты](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252FQvMJUXfb-2.png&w=1360&h=826)
После использования инструменты для маникюра и педикюра нужно стерилизовать. Во время стерилизации мастеру нужен новый набор. Поначалу загрузка будет неполной, поэтому достаточно будет трех комплектов на одного мастера. Позже инструменты нужно будет докупить.
![рассчитать бизнес-план](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252FOo2NmYDu-3.png&w=1360&h=636)
«Некоторые предприниматели экономят: ставят для педикюра обычные кресла или стулья, в которых болит спина. Однако от педикюрного кресла напрямую зависит, вернется ли клиент на педикюр снова, — сильно экономить на нем не стоит. Клиенту должно быть комфортно сидеть в кресле два часа и даже немного подремать».
![Анастасия Рассказова](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fanastasiya-rasskazova.jpg&w=80&h=80)
Анастасия Рассказова
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
![кресла для педикюра](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252FontlmA6A-4.png&w=1360&h=644)
Место бровиста обходится дешевле всего. Расходники и инструменты бровиста также стоят дешевле. Из-за этого салоны красоты часто добавляют услуги оформления бровей одними из первых.
![стол для бровиста](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252FoAmh0uMS-5.png&w=1360&h=686)
![бизнес-план салона красоты](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252FQIgFJS2W-6.png&w=1360&h=642)
«В салоне красоты должен быть хороший, приятный глазу ремонт. Но для этого не обязательно тратить большие деньги — можно уложиться в 300 000 ₽. Например, можно нанять дизайнера интерьера, который подскажет, как удачно покрасить стены и сделать недорогой, но стильный ремонт».
![Наталья Мацкевич](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fnatalya-maczkevich.jpg&w=80&h=80)
Наталья Мацкевич
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
«Помещение для персонала ни в коем случае не должно быть большим, иначе там будут постоянно собираться работники. Поначалу в нем должны быть стол, два стула, микроволновка, чайник и небольшой холодильник. Большой диван, на который можно лечь и заснуть, ставить не надо — мы выяснили это опытным путем».
![Анастасия Рассказова](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fanastasiya-rasskazova.jpg&w=80&h=80)
Анастасия Рассказова
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
Для приема платежей в салоне нужна онлайн-касса — она печатает фискальные чеки для покупателя и отправляет информацию о продажах в налоговую. Еще бизнесу нужен терминал для приема платежей по карте. Терминал и онлайн-касса могут быть совмещены в одном устройстве. Например, в Тинькофф можно получить терминал со встроенной онлайн-кассой в аренду бесплатно при подключении эквайринга.
Ежемесячные расходы салона красоты
Для удобства мы разделим расходы на три категории: переменные, постоянные и косвенные. Переменные и постоянные будут связаны с оказанием услуг напрямую, а косвенные будут касаться управления бизнесом в целом.
Как выбрать организационно-правовую форму и систему налогообложения бизнеса
В этой статье мы делаем расчеты для ИП на упрощенной системе налогообложения — УСН «Доходы минус расходы». Такой режим будет выгоднее для высокомаржинального бизнеса. Однако этот налоговый режим может не подойти вашему бизнесу. Вот подборка статей о том, как выбрать организационно-правовую форму и систему налогообложения:
Переменные расходы. Это траты, которые растут вместе с увеличением объема продаж. Чтобы их посчитать, нужно спрогнозировать, сколько денег салон сможет заработать за месяц.
«В первый месяц салон обычно получает выручку 100 000—200 000 ₽. К третьему месяцу бизнес будет приносить примерно 300 000 ₽ выручки. Спустя полгода-год после открытия салоны обычно выходят на выручку в 1 млн рублей.
Если вы открываете студию по франшизе, скорее всего, выручка в первые месяцы будет выше, чем при самостоятельном запуске. И полной загрузки также получится добиться быстрее из-за готовых проверенных подходов и системы обучения. В среднем наши студии через год увеличивают выручку в 6—10 раз в сравнении с первым месяцем работы».
![Наталья Мацкевич](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fnatalya-maczkevich.jpg&w=80&h=80)
Наталья Мацкевич
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
Чтобы рассчитать переменные расходы, возьмем среднюю ежемесячную выручку в 1 млн рублей. Это условный пример, который поможет нам нагляднее показать принцип расчетов. Ниже в статье мы составили финмодель, где вы сможете изменить каждую статью расходов и поставить целевые доходы под свой бизнес.
«Спрос на брови и маникюр почти не меняется в течение года — руки и лицо всегда на виду. У педикюра есть сезонность — летом клиентов больше. Мы стараемся убеждать, что ухаживать за ногами нужно круглый год, но зимой все равно возникает небольшой спад спроса. Исключение — декабрь, в этом месяце один из самых высоких спросов на все услуги».
![Анастасия Рассказова](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fanastasiya-rasskazova.jpg&w=80&h=80)
Анастасия Рассказова
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
В первые месяцы работы салону не придется тратиться на пополнение расходников — все флаконы будут полными. Головки фрез для ногтей тоже будут новыми — поначалу покупать их не придется.
Салоны красоты формируют зарплату по-разному. Сотрудники редко получают фиксированную зарплату — обычно это небольшой оклад плюс процент от принесенных мастером продаж или только процент. По такой схеме мастера в среднем получают от 20 до 40% от чеков их клиентов. В наших расчетах мастера будут работать без фиксированного оклада и получать 30% от чеков своих клиентов, поэтому эти расходы мы отнесем к переменным.
Отсутствие фиксированной зарплаты мотивирует сотрудников работать качественно, поскольку основой трафик салона красоты — это постоянные клиенты.
«Руководитель салона должен обеспечить мастеров первыми клиентами за счет рекламы. А задача удержать этих клиентов лежит на самих сотрудниках — важно четко обозначить работникам обоюдную ответственность. На возвращаемость влияют прежде всего качество и скорость работы. У хороших мастеров возвращаемость клиентов — около 80—90%. Нижняя граница нормы — 60% возвращаемости».
![Анастасия Рассказова](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fanastasiya-rasskazova.jpg&w=80&h=80)
Анастасия Рассказова
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
В крупных сетях салонов есть своя программа обучения мастеров. Когда салон только открывается, системы обучения обычно нет. Руководителю нужно либо нанимать готовых мастеров с опытом, либо оплачивать курсы, на которых новые сотрудники повысят навыки до нужного уровня. Обучение одного мастера стоит примерно 20 000—25 000 ₽.
Администраторы получают фиксированный оклад 15 000 ₽ — его мы учтем в постоянных расходах. Еще каждый администратор получает 4% с чека клиента, которого он записал на посещение. Все записи поделятся между двумя администраторами, поэтому их премию можно считать как 4% от выручки. Без администратора успешно развиваться не получится — мастерам все время придется отвлекаться от работы, чтобы встретить гостя или записать клиента по телефону или через соцсети.
Постоянные расходы — это затраты, которые не зависят от объема продаж, но необходимы для производства: без них салон красоты не может работать.
Обычно арендодатель берет плату за месяц вперед. Еще один ежемесячный платеж находится у него в качестве страховки как депозит — его могут называть платежом за последний месяц. Это значит, что до открытия бизнеса обычно нужно внести платеж за два месяца. Для расчета мы возьмем усредненную цифру — 40 000 ₽ в месяц.
Для страховки стоит подготовить деньги на оплату аренды в течение трех месяцев, если в первое время продажи будут небольшими — еще 120 000 ₽. Если бы у сотрудников была фиксированная зарплата, это тоже был бы постоянный расход. И руководителю стоило бы сделать запас на выплату зарплаты в течение трех месяцев.
«Я открывала первый салон красоты на 45 квадратных метрах в небольшом бытовом торговом центре. Туда помещались шесть мест для маникюра, два — для педикюра и одно — для бровей. И еще было помещение для персонала размерами два на два метра. Я отгородила зоны так, что всем хватало места. Для старта такой площади вполне достаточно.
Лучше выбирать такую локацию, чтобы в будущем вы могли расшириться. Например, я «выселила» соседние фотосалон и оптику на другие места в этом же ТЦ и получила общее помещение в 150 квадратов. Некоторые салоны ломают стену с соседним помещением, другие — переезжают неподалеку, чтобы сохранить клиентов в прежнем районе».
![Наталья Мацкевич](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fnatalya-maczkevich.jpg&w=80&h=80)
Наталья Мацкевич
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
Косвенные расходы. Они не связаны с работой напрямую и идут на обслуживание бизнеса в целом, поэтому их не учитывают в себестоимости продукции. Стоит выделять косвенные расходы отдельно, чтобы лучше понимать, насколько эффективно идет основная работа бизнеса — операционная деятельность. К примеру, расходы на интернет или рекламу никак не связаны с тем, насколько хорошо салон оказывает услуги.
Косвенные расходы также можно делить на административные и коммерческие. Административные не связаны с производством или продвижением, например оплата услуг банка, интернета или бухгалтера. Коммерческие расходы связаны с продвижением — например, расходы на рекламу или зарплата SMM-специалисту.
Мы включили аренду в постоянные расходы, потому что салон использует помещение для оказания услуг. Если бы руководитель снимал офис, его аренда была бы косвенным расходом.
Если бухгалтер не является вашим сотрудником, налог и взносы за него платить не нужно. Можно найти бухгалтера для ведения отчетности небольшого бизнеса за 5000—8000 ₽.
«Первые два месяца крайне важно вкладываться в рекламу, иначе о салоне никто не узнает. Поначалу мы рекомендуем тратить на маркетинг 50 000—80 000 ₽ в месяц. Для нас лучшие инструменты — это Яндекс Директ, Яндекс Карты, 2Гис, в некоторых регионах хорошо работает таргет ВКонтакте.
Когда загрузка салона достигает 100%, некоторые предприниматели оставляют небольшую рекламу на картах и почти не тратятся на маркетинг. Хотя правильным считается тратить до 10% на рекламу, чтобы бизнес активно рос».
![Наталья Мацкевич](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fnatalya-maczkevich.jpg&w=80&h=80)
Наталья Мацкевич
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
В финансовом учете отдельно выделяют расходы ниже операционной прибыли — EBITDA. Это прибыль бизнеса до уплаты налога с дохода, процентов по кредитам и амортизации — о последней мы скажем чуть дальше. Категория называется расходами ниже этой прибыли, потому что в классической финмодели эти расходы считают после расчета EBITDA.
На УСН «Доходы минус расходы» налог рассчитывают как 15% от операционной прибыли — EBITDA.
Мы предположили, что для открытия салона красоты предприниматель взял 800 000 ₽ под 25% годовых на три года. В расходах мы учли только уплату процентов по этому кредиту, потому что выплата основного долга — это возврат полученных ранее денег. В управленческом учете возврат денег не считают расходом.
Финансовый план салона красоты
Все доходы и расходы бизнеса считают в финансовой модели. Это таблица, которая связывает все экономические показатели. Обычно финмодель составляют на год вперед, чтобы спланировать развитие бизнеса.
Вместе с экспертами из Нескучных финансов мы составили шаблон финмодели салона красоты.
![финмодель салона красоты](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252F9x9JVuBZ-9.png&w=1360&h=805)
В финмодели посчитан план работы при стабильной выручке 1 000 000 ₽ в месяц. В жизни выручка будет другой. Мы взяли ровное значение, чтобы нагляднее показать расчеты. Вы можете исправить значения в желтых клетках исходя из вашего плана работы и размера бизнеса. В остальных клетках уже заведены все формулы, которые считают выручку, расходы, а также валовую, операционную и чистую прибыль.
Строка 16 показывает, как окупаются расходы бизнеса с течением работы. Вложения для открытия окупятся в первый месяц, который будет окрашен зеленым. Разовые расходы могут не успеть окупиться за год.
«В нашей сети средний срок окупаемости одного салона — около 15 месяцев».
![Наталья Мацкевич](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fnatalya-maczkevich.jpg&w=80&h=80)
Наталья Мацкевич
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
Расскажем, какие термины и расчеты мы использовали в финмодели.
Выручка. Это все деньги, которые салон получает от продаж. Для расчета переменных расходов мы спрогнозировали месячную выручку в 1 млн рублей. Выручку мы рассчитали из средней популярности трех базовых услуг.
«Средний чек сильно зависит от города. Мой салон находится в Тюмени. У меня средний чек по маникюру — 1700 ₽, педикюру — 1900 ₽, а по бровям — 850 ₽. Маникюр приносит 60% выручки, педикюр — 25%, а брови — 15%».
![Наталья Мацкевич](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fnatalya-maczkevich.jpg&w=80&h=80)
Наталья Мацкевич
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
«В моем салоне брови приносят столько же, сколько педикюр, а иногда и больше. Часто доля выручки направления зависит от того, насколько руководитель верит в него. Например, если салон открывает мастер-бровист, он будет подсознательно делать упор на брови, что сильно увеличит выручку от этой услуги».
![Анастасия Рассказова](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fanastasiya-rasskazova.jpg&w=80&h=80)
Анастасия Рассказова
Совладелец франшизы CHERNIKA beauty
Точка безубыточности. Это выручка, которую бизнесу нужно заработать, чтобы покрыть все свои расходы — работать с нулевой прибылью.
Чистая прибыль. Показывает, сколько денег останется у бизнеса, когда он совершит все расходы. ИП может сразу перевести эти деньги на личную карту, а владельцу компании это сделать чуть сложнее.
Маржинальная прибыль. Это выручка, из которой вычли переменные расходы. Показатель помогает анализировать эффективность переменных затрат и решить, можно ли их как-то уменьшить. Любой вид прибыли сам по себе не так полезен для оценки бизнеса, как рассчитанная на основе этой прибыли рентабельность.
Рентабельность — отношение прибыли к выручке, оно помогает оценить эффективность продаж. Для каждого вида прибыли в финмодели есть своя рентабельность. Например, рентабельность по маржинальной прибыли — это отношение маржи к выручке.
Валовая прибыль — выручка, из которой вычли себестоимость товара, то есть постоянные и переменные расходы. Этот показатель помогает наглядно отделить себестоимость от косвенных расходов и проанализировать, можно ли сократить какие-то из них.
Операционная прибыль, EBITDA. Это прибыль бизнеса до уплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и амортизации. В финмодели бизнес может влиять на все расходы выше EBITDA. На расходы ниже этой строчки бизнес не влияет — можно не думать, как их уменьшить.
Отчет о движении денежных средств
В нашей финмодели после подсчета чистой прибыли идет отчет о движении денежных средств — ДДС. В нем фиксируют реальные движения денег по счетам бизнеса.
В отчете все доходы и расходы бизнеса делят на три категории: финансовая, инвестиционная и операционная деятельность.
Финансовая деятельность. В ней учитывают кредиты бизнеса, а компании — еще выплаты дивидендов собственникам. В примере, на котором построена наша финмодель, предприниматель взял в кредит 800 000 ₽ на три года по ставке 25% годовых. Расходы за пользование чужими деньгами, то есть проценты по кредиту, отразились в финмодели в расходах ниже EBITDA. Выплата основного долга — это возврат чужих денег, поэтому не считается расходом.
![финмодель и ДДС](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252FHi5Lbeub-10.png&w=1360&h=795)
Инвестиционная деятельность. Сюда относят вложения бизнеса в основные средства, например дорогое оборудование или недвижимость. Так, основным средством будет считаться дорогое косметологическое оборудование или купленное помещение для салона. В финмодели в разделе расходов ниже EBITDA считают амортизацию по этим вложениям, то есть постепенно включают эти затраты в цену услуг. Если салон использует инструменты дольше года, их тоже можно амортизировать.
Операционная деятельность. Это доходы и расходы, которые связаны с непосредственной работой бизнеса, например закупка расходников, зарплаты мастерам. Большую часть операционной деятельности мы уже посчитали в финмодели.
Чтобы получить итог операционной деятельности, осталось посчитать только размер оборотного капитала. Это деньги, которые бизнес использует в одном производственном цикле. У салона красоты операционный цикл равен средней длительности использования одного расходника или инструмента. Для примера мы обозначили этот период за 30 дней.
При расчете оборотного капитала учитывают дебиторскую и кредиторскую задолженность. Дебиторская задолженность — это деньги, которые кто-то должен вам. Кредиторская — когда вы должны кому-то. Например, салон закупил партию гель-лаков, но пока не расплатился за нее. У бизнеса возникла кредиторская задолженность. Такие долги отражают при расчете оборотного капитала.
В конце таблица соберет итоговый отчет ДДС по трем направлениям деятельности.
![как рассчитать бизнес-план](/api/image/?src=https%253A%252F%252Fpublic-static.tinkoffjournal.ru%252Fbusiness-secrets%252Fuploads%252F2024%252F03%252Fgr0OASoz-11.png&w=1360&h=812)
Самое главное
- На ремонт, оборудование и закупку инструментов для салона красоты уйдет примерно 850 000 ₽. Мы сделали этот расчет для салона, в котором будут два маникюрных места, одно — для педикюра и одно — для оформления бровей.
- Стоит сделать запас денег на три месяца оплаты аренды — около 120 000 ₽. В сумме для открытия салона понадобится примерно 970 000 ₽.
- Постоянные расходы салона красоты не зависят от объема продаж. На аренду, содержание салона и коммунальные услуги в месяц будет уходить примерно 96 000 ₽.
- Переменные расходы зависят от объема продаж и будут сильно отличаться между разными салонами. При выручке 1 млн рублей в месяц переменные расходы выйдут примерно 595 000 ₽ в месяц.
- На оставшиеся косвенные и расходы ниже EBITDA — налоги, рекламу и бухгалтера — уйдет еще почти 137 000 ₽.
- При выручке в 1 млн рублей предприниматель будет получать около 172 000 ₽ чистой прибыли из бизнеса. При дальнейшем увеличении выручки прибыль руководителя будет расти быстрее, так как постоянные расходы будут составлять все меньшую долю затрат.
Какую услугу в сфере красоты вы считаете самой перспективной для бизнеса? Делитесь в комментариях