Герой нашего учебника — Иван, предприниматель из
В этом уроке мы разберемся, как зарегистрироваться для участия в закупках и сколько это будет стоить.
Собираем отзывы и предложения
Если вы хотите поделиться обратной связью о курсе или предложить тему по госзакупкам, пишите на secrets@tinkoff.ru. Так может родиться серия статей или даже новый курс.
- Что нужно для участия в закупках
- Шаг 1. Оформить КЭП
- Шаг 2. Настроить браузер
- Шаг 3. Установить плагин для сайта госуслуг
- Шаг 4. Зарегистрироваться на госуслугах — в ЕСИА
- Шаг 5. Зарегистрироваться в ЕИС
- Шаг 6. Аккредитоваться на площадках
- Частые ошибки при регистрации: как их избежать и исправить
Что нужно для участия в закупках
Чтобы участвовать в закупках, Ивану нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок, еще ее называют ЕИС.
Напомним, что это бесплатный портал, где есть информация обо всех государственных тендерах, которые не содержат гостайну. В пятом уроке мы подробно об этом говорили.
Регистрация в ЕИС дает предпринимателю возможность аккредитоваться на восьми основных площадках, где проходят торги по 44-ФЗ:
- Сбербанк — АСТ.
- Единая электронная торговая площадка.
- Электронная площадка торгов «РТС-тендер».
- ММВБ — национальная электронная площадка.
- Электронная торговая площадка «
Заказ-РФ ». - Российский аукционный дом.
- Электронная торговая площадка «Газпромбанка».
- Электронная торговая площадка «ТЭК-торги».
Зарегистрироваться и принять участие в госзакупках может любой предприниматель и любая компания. Регистрация займет от нескольких дней до трех недель в зависимости от того, есть ли у поставщика электронная подпись и аккаунт на сайте госуслуг. Иногда все проходит даже быстрее.
Регистрация для участия в госзакупках бесплатная, понадобится только оформить электронную подпись, если ее еще нет.
«По моему опыту, регистрация в системе госзакупок — простой процесс для ИП. Данные с электронной подписи подтягиваются в профиль, остается заполнить буквально пару строк. У меня все заняло буквально пять минут. Ответ от системы, что я зарегистрирован, тоже пришел быстро.
Когда регистрировал компанию, потратил чуть больше времени — минут 15, потому что надо было загрузить документы».

Антон Будников
Предприниматель из Нижнего Новгорода
Схема регистрации такая:
Что нужно сделать для участия в закупках по 44-ФЗ
Что сделать | Срок | Сколько стоит |
---|---|---|
Оформить КЭП в удостоверяющем центре налоговой, если ее нет | До 5 дней | Бесплатно |
Купить токен | От 10 минут | От 1100 ₽ |
Купить лицензию «КриптоПро CSP» | От 10 минут до 1 дня | От 1100 ₽ |
Настроить браузер для работы с КЭП в системе госзакупок | От 10 минут до получаса | Бесплатно |
Установить плагин для работы с сайтом госуслуг | От 10 минут до получаса | Бесплатно |
Зарегистрироваться на портале госуслуг — в ЕСИА | От 1 дня | Бесплатно |
Зарегистрироваться на портале госзакупок — в ЕИС | От 1 дня | Бесплатно |
Получить доступы на площадках | От нескольких минут до 7 дней | Бесплатно |
Сколько времени нужно потратить | От 1 дня — в зависимости от того, есть ли у предпринимателя КЭП и профиль на госуслугах | |
Сколько денег нужно потратить | От 2100 ₽, если нет КЭП и лицензии «КриптоПро CSP», и бесплатно, если они уже есть |
Заложите на регистрацию и аккредитацию две недели, чтобы не пропустить нужную закупку, если процесс оформления затянется.
Вы можете скачать схему, чтобы не забыть, какие шаги нужно сделать для регистрации в системе госзакупок.
Теперь подробно разберем, что нужно делать на каждом шаге.
Шаг 1. Оформить КЭП
Во втором уроке мы уже рассказывали, как оформить квалифицированную электронную подпись. Если забыли — перечитайте урок.
Кроме КЭП понадобятся еще специальные программы, которые позволяют пользоваться подписью в интернете:
- криптопровайдер — например, «КриптоПро CSP»;
- приложение «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in», версия 2.0.
Бессрочная лицензия «КриптоПро CSP» стоит 2700 ₽. Скачать саму программу и плагин к ней можно бесплатно на сайте разработчика. Там же есть инструкция по установке программ на компьютер.
У Ивана уже есть КЭП, поэтому новую ему оформлять не нужно.
Шаг 2. Настроить браузер
Чтобы работать в ЕИС без ошибок, нужно пользоваться браузером, который совместим с российской криптографией. Подойдет только Internet Explorer — 11‑я версия и выше. Google Chrome, Firefox, Yandex и другие популярные браузеры могут работать с ошибками.
В Internet Explorer нужно настроить рабочее место, чтобы пользоваться электронной подписью. На сайте госзакупок есть инструкция, как это сделать в ручном или автоматическом режиме.
Шаг 3. Установить плагин для сайта госуслуг
Плагин — это специальная программа для работы с КЭП на портале госуслуг. Если ее не установить, воспользоваться подписью на портале не получится.
Зачем нужна регистрация ИП на портале госуслуг, мы расскажем дальше, а пока установим плагин. Это можно сделать, даже если аккаунта на сайте госуслуг пока нет.
Зайдите на сайт госуслуг. На странице входа нажмите на ссылку «Войти с помощью электронной подписи»:

Нажмите кнопку «Готово» и подождите, пока система просканирует ваш компьютер и поищет плагин. Если плагина нет, откроется окно ошибки. В нем будет инструкция по установке:

Иван воспользовался инструкцией и установил плагин для сайта госуслуг на свой компьютер.
Шаг 4. Зарегистрироваться на госуслугах — в ЕСИА
Официально сайт госуслуг называется Единая система идентификации и аутентификации — ЕСИА. Такое название часто встречается в среде госзакупок. Важно запомнить, что ЕСИА — не то же самое, что ЕИС.
Регистрация в ЕСИА нужна для подтверждения, что наш герой Иван действительно тот, за кого себя выдает. Тогда он сможет пользоваться госуслугами и авторизовываться на других государственных сайтах без дополнительных проверок.
Если учетной записи в ЕСИА нет, процесс будет таким.
Сначала Ивану нужно зарегистрироваться на портале госуслуг как физлицо. Он должен вписать данные в форму на сайте и подтвердить их лично в МФЦ.
Иван — клиент Тинькофф, поэтому может сэкономить время и зарегистрироваться через банк. Для этого нужно в форме регистрации нажать «Онлайн через банк»:

Если у вас уже есть профиль физлица на госуслугах, этот шаг можно пропустить. Достаточно будет просто зайти в ЕСИА под своим логином и паролем.
Потом нужно завести учетную запись для своего ИП — нажать на свое имя в верхнем правом углу → выбрать «Войти как организация»:

Откроется раздел «Ваши роли и организации» → нажать «Создать учетную запись предпринимателя»:

Нажать «Добавить организацию» в правом верхнем углу или кнопку «Добавить» в блоке «Новая организация»:

В новом окне выбрать «Индивидуальный предприниматель» и заполнить небольшую анкету — нужно вписать ИНН и ОГРНИП. После этого нажать кнопку «Продолжить».
Система автоматически проверит данные и подтвердит аккаунт. Это займет от нескольких минут до пяти дней. Если проверка прошла успешно, на почту придет письмо о регистрации.
После регистрации можно настроить вход с помощью КЭП — в настройках профиля перейти в раздел «Вход в систему» и включить вход с помощью электронной подписи:

Готово. Теперь Иван может регистрироваться на портале госзакупок.
Шаг 5. Зарегистрироваться в ЕИС
Действовать нужно по инструкции:
1. Зайдите на сайт ЕИС и наведите курсор на кнопку «Личный кабинет» → в выпадающем меню выберите «Личный кабинет участника закупок»:

2. При первом входе система напомнит обязательные требования для правильной работы личного кабинета. Нажмите кнопку «Продолжить работу»:

Если зайти в личный кабинет не получилось, проверьте настройки рабочего места и исправьте ошибки. Об этом мы говорили в шаге 2.
3. Если с настройками все в порядке, система перенаправит вас на портал госуслуг. Нажмите «Войти с помощью электронной подписи», выберите свой профиль ИП и введите ПИН-код КЭП.
После этого система вернет вас на сайт ЕИС.
4. На портале госзакупок откроется список с типами поставщиков → выберите «Физическое лицо РФ, индивидуальный предприниматель»:

Система считает информацию с КЭП и предложит заполнить анкету: часть данных подгрузится из профиля на сайте госуслуг, остальное надо вписать самому. Когда заполните анкету, нажмите «Сохранить» → откроется окно проверки данных. Проверьте все внимательно, после регистрации изменить данные будет нельзя.
Если все верно, поставьте галочку и нажмите «Подписать и отправить»:

5. После проверки информация о вас появится в Едином реестре участников закупок — ЕРУЗ. Потом система оповестит все площадки о том, что появился новый поставщик.
Иван прошел регистрацию в ЕИС и получил уведомление о том, что он зарегистрирован как поставщик. Перерегистрацию нужно будет сделать через три года. А сейчас пора аккредитоваться на площадках, чтобы участвовать в закупках.
Шаг 6. Аккредитоваться на площадках
Как мы уже говорили, аккредитация на восьми площадках происходит автоматически. Есть еще одна площадка, где также проводят закупки по 44-ФЗ, — АСТ ГОЗ. Здесь проходят тендеры по гособоронзаказу. Если вам интересны поставки для этой сферы, то на АСТ ГОЗ нужно регистрироваться отдельно.
Для остальных процесс такой: после регистрации в ЕИС у площадок есть день, чтобы аккредитовать нового поставщика. В реальности уведомления об аккредитации могут поступить уже через несколько минут после регистрации в ЕИС.

Иван получил на почту письма от площадок с уведомлением об аккредитации и инструкциями по работе на каждой из них. Теперь можно участвовать в закупках.
Частые ошибки при регистрации: как их избежать и исправить
У Ивана регистрация прошла быстро и без проблем, но иногда зарегистрироваться с первого раза не получается. Большинство ошибок связано с браузером и настройкой рабочего места поставщика.
Мы подготовили инструкцию, как избежать частых ошибок и что делать, если ошибка все-таки случилась.
Сохраните инструкцию на своем компьютере и изучите перед регистрацией.
«Сначала пробовал зарегистрироваться сам — не получилось. Проблема была с сайтом госуслуг: тогда процесс был запутанным, а техподдержка не отвечала.
Потом обратился в компанию, которая помогает с регистрацией. Ее сотрудники в течение получаса все сделали.
Я бы рекомендовал новичкам, если есть
какие-то сложности, обратиться к профессионалам, заплатить и не тратить на все эти настройки время».

Александр Лебедев
Генеральный директор ООО «Медиа-холдинг „Культурные инновации“», Москва
Ответы на частые вопросы
У меня юрлицо, как зарегистрироваться в ЕИС?
Регистрация компании отличается от регистрации ИП, но незначительно: компании нужно приложить копию устава и заявление на совершение крупных сделок. Подробнее о том, как зарегистрировать компанию для участия в госзакупках — в статье «Как компании зарегистрироваться в ЕИС и аккредитоваться на электронных площадках».
Как зарегистрировать иностранную компанию или ее представительство в ЕИС?
Если есть КЭП, процесс такой же, как и для российской компании. Если КЭП нет, нужно загрузить документы на одну из площадок, и она сама отправит сведения в ЕИС для регистрации. Обратите внимание: зарегистрировать в качестве участника госзакупок офшорную компанию не получится, это запрещено законом.
Запомнить
- Чтобы участвовать в закупках, нужно оформить КЭП, настроить браузер для работы с КЭП и установить нужные плагины, зарегистрироваться на госуслугах и в ЕИС, аккредитоваться на площадках.
- Регистрация для участия в госзакупках занимает от трех дней до трех недель в зависимости от того, что у вас уже готово. Если есть КЭП и профиль на госуслугах, можно уложиться в три дня. Мы рекомендуем заложить на это одну-две недели.
- Регистрация бесплатная. Заплатить нужно будет только за оформление КЭП и лицензию «КриптоПро», если у вас их нет. Если КЭП и лицензия «КриптоПро» есть, деньги тратить не нужно.
Полезные ссылки:
- скачать и установить «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in»;
- скачать браузер «Спутник» на официальном сайте разработчика;
- как настроить рабочее место поставщика;
- инструкция «Ошибки при регистрации в ЕИС и как их исправить».
Иван зарегистрировался в системе госзакупок и аккредитовался на площадках. Пора поучаствовать в первой конкурентной закупке. Начнем с запроса котировок.
Пройдите тест, чтобы двинуться дальше
В следующем уроке расскажем, как принять участие в запросе котировок: где найти подходящий тендер, как подать заявку и что делать, если ее отклонили.