Урок 7

Что нужно для участия в закупках и во сколько это обойдется

Герой нашего учебника — Иван, предприниматель из Ростова-на-Дону. Он делает мебель на небольшом производстве и хочет зарабатывать на госзакупках по 44-ФЗ. В прошлом уроке мы изучили, как бесплатно выяснить спрос на товары на портале госзакупок и посмотреть, что предлагают конкуренты. Иван узнал, что госзаказчики хотят купить мебель и он может предложить конкурентные цены. Значит, пора поучаствовать в закупке.

В этом уроке мы разберемся, как зарегистрироваться для участия в закупках и сколько это будет стоить.

Собираем отзывы и предложения

Если вы хотите поделиться обратной связью о курсе или предложить тему по госзакупкам, пишите на secrets@tinkoff.ru. Так может родиться серия статей или даже новый курс.

Что нужно для участия в закупках

Чтобы участвовать в закупках, Ивану нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок, еще ее называют ЕИС.

Сайт ЕИС

Напомним, что это бесплатный портал, где есть информация обо всех государственных тендерах, которые не содержат гостайну. В пятом уроке мы подробно об этом говорили.

Урок 5. Знакомство с сайтом госзакупок

Регистрация в ЕИС дает предпринимателю возможность аккредитоваться на восьми основных площадках, где проходят торги по 44-ФЗ:

  1. Сбербанк — АСТ.
  2. Единая электронная торговая площадка.
  3. Электронная площадка торгов «РТС-тендер».
  4. ММВБ — национальная электронная площадка.
  5. Электронная торговая площадка «Заказ-РФ».
  6. Российский аукционный дом.
  7. Электронная торговая площадка «Газпромбанка».
  8. Электронная торговая площадка «ТЭК-торги».

Зарегистрироваться и принять участие в госзакупках может любой предприниматель и любая компания. Регистрация займет от нескольких дней до трех недель в зависимости от того, есть ли у поставщика электронная подпись и аккаунт на сайте госуслуг. Иногда все проходит даже быстрее.

Регистрация для участия в госзакупках бесплатная, понадобится только оформить электронную подпись, если ее еще нет.

«По моему опыту, регистрация в системе госзакупок — простой процесс для ИП. Данные с электронной подписи подтягиваются в профиль, остается заполнить буквально пару строк. У меня все заняло буквально пять минут. Ответ от системы, что я зарегистрирован, тоже пришел быстро.

Когда регистрировал компанию, потратил чуть больше времени — минут 15, потому что надо было загрузить документы».

Антон Будников

Антон Будников

Предприниматель из Нижнего Новгорода

Схема регистрации такая:

Что нужно сделать для участия в закупках по 44-ФЗ

Что сделатьСрокСколько стоит
Оформить КЭП в удостоверяющем центре налоговой, если ее нетДо 5 днейБесплатно
Купить токенОт 10 минутОт 1100 ₽
Купить лицензию «КриптоПро CSP»От 10 минут до 1 дняОт 1100 ₽
Настроить браузер для работы с КЭП в системе госзакупокОт 10 минут до получасаБесплатно
Установить плагин для работы с сайтом госуслугОт 10 минут до получасаБесплатно
Зарегистрироваться на портале госуслуг — в ЕСИАОт 1 дняБесплатно
Зарегистрироваться на портале госзакупок — в ЕИСОт 1 дняБесплатно
Получить доступы на площадкахОт нескольких минут до 7 днейБесплатно
Сколько времени нужно потратитьОт 1 дня — в зависимости от того, есть ли у предпринимателя КЭП и профиль на госуслугах
Сколько денег нужно потратитьОт 2100 ₽, если нет КЭП и лицензии «КриптоПро CSP», и бесплатно, если они уже есть

Заложите на регистрацию и аккредитацию две недели, чтобы не пропустить нужную закупку, если процесс оформления затянется.

Вы можете скачать схему, чтобы не забыть, какие шаги нужно сделать для регистрации в системе госзакупок.

Схема «Что сделать для участия в закупках по 44-ФЗ»

Теперь подробно разберем, что нужно делать на каждом шаге.

Шаг 1. Оформить КЭП

Во втором уроке мы уже рассказывали, как оформить квалифицированную электронную подпись. Если забыли — перечитайте урок.

Урок 2. Закупки до 600 000 ₽: что это такое и как в них участвовать

Кроме КЭП понадобятся еще специальные программы, которые позволяют пользоваться подписью в интернете:

  • криптопровайдер — например, «КриптоПро CSP»;
  • приложение «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in», версия 2.0.

Бессрочная лицензия «КриптоПро CSP» стоит 2700 ₽. Скачать саму программу и плагин к ней можно бесплатно на сайте разработчика. Там же есть инструкция по установке программ на компьютер.

Скачать и установить «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in»

У Ивана уже есть КЭП, поэтому новую ему оформлять не нужно.

Шаг 2. Настроить браузер

Чтобы работать в ЕИС без ошибок, нужно пользоваться браузером, который совместим с российской криптографией. Подойдет только Internet Explorer — 11‑я версия и выше. Google Chrome, Firefox, Yandex и другие популярные браузеры могут работать с ошибками.

В Internet Explorer нужно настроить рабочее место, чтобы пользоваться электронной подписью. На сайте госзакупок есть инструкция, как это сделать в ручном или автоматическом режиме.

Как настроить рабочее место поставщика

Шаг 3. Установить плагин для сайта госуслуг

Плагин — это специальная программа для работы с КЭП на портале госуслуг. Если ее не установить, воспользоваться подписью на портале не получится.

Зачем нужна регистрация ИП на портале госуслуг, мы расскажем дальше, а пока установим плагин. Это можно сделать, даже если аккаунта на сайте госуслуг пока нет.

Зайдите на сайт госуслуг. На странице входа нажмите на ссылку «Войти с помощью электронной подписи»:

Вход в личный кабинет на сайте госуслуг

Нажмите кнопку «Готово» и подождите, пока система просканирует ваш компьютер и поищет плагин. Если плагина нет, откроется окно ошибки. В нем будет инструкция по установке:

Установите плагин по этой инструкции

Иван воспользовался инструкцией и установил плагин для сайта госуслуг на свой компьютер.

Шаг 4. Зарегистрироваться на госуслугах — в ЕСИА

Официально сайт госуслуг называется Единая система идентификации и аутентификации — ЕСИА. Такое название часто встречается в среде госзакупок. Важно запомнить, что ЕСИА — не то же самое, что ЕИС.

Сайт госуслуг

Регистрация в ЕСИА нужна для подтверждения, что наш герой Иван действительно тот, за кого себя выдает. Тогда он сможет пользоваться госуслугами и авторизовываться на других государственных сайтах без дополнительных проверок.

Если учетной записи в ЕСИА нет, процесс будет таким.

Сначала Ивану нужно зарегистрироваться на портале госуслуг как физлицо. Он должен вписать данные в форму на сайте и подтвердить их лично в МФЦ.

Иван — клиент Тинькофф, поэтому может сэкономить время и зарегистрироваться через банк. Для этого нужно в форме регистрации нажать «Онлайн через банк»:

Из списка нужно выбрать свой банк и следовать инструкции. Банк может подтвердить личность клиента за несколько минут. Даже паспорт не нужен

Если у вас уже есть профиль физлица на госуслугах, этот шаг можно пропустить. Достаточно будет просто зайти в ЕСИА под своим логином и паролем.

Потом нужно завести учетную запись для своего ИП — нажать на свое имя в верхнем правом углу → выбрать «Войти как организация»:

Откроется раздел «Ваши роли и организации» → нажать «Создать учетную запись предпринимателя»:

Нажать «Добавить организацию» в правом верхнем углу или кнопку «Добавить» в блоке «Новая организация»:

В новом окне выбрать «Индивидуальный предприниматель» и заполнить небольшую анкету — нужно вписать ИНН и ОГРНИП. После этого нажать кнопку «Продолжить».

Система автоматически проверит данные и подтвердит аккаунт. Это займет от нескольких минут до пяти дней. Если проверка прошла успешно, на почту придет письмо о регистрации.

После регистрации можно настроить вход с помощью КЭП — в настройках профиля перейти в раздел «Вход в систему» и включить вход с помощью электронной подписи:

Это обязательное условие. Если не подключить вход с помощью электронной подписи, участвовать в госзакупках не получится

Готово. Теперь Иван может регистрироваться на портале госзакупок.

Шаг 5. Зарегистрироваться в ЕИС

Действовать нужно по инструкции:

Сайт ЕИС

1. Зайдите на сайт ЕИС и наведите курсор на кнопку «Личный кабинет» → в выпадающем меню выберите «Личный кабинет участника закупок»:

Поставщики пользуются только этим кабинетом

2. При первом входе система напомнит обязательные требования для правильной работы личного кабинета. Нажмите кнопку «Продолжить работу»:

Если у вас установлены все необходимые программы, поставьте галочку напротив пункта «Не показывать больше это сообщение»

Если зайти в личный кабинет не получилось, проверьте настройки рабочего места и исправьте ошибки. Об этом мы говорили в шаге 2.

3. Если с настройками все в порядке, система перенаправит вас на портал госуслуг. Нажмите «Войти с помощью электронной подписи», выберите свой профиль ИП и введите ПИН-код КЭП.

После этого система вернет вас на сайт ЕИС.

4. На портале госзакупок откроется список с типами поставщиков → выберите «Физическое лицо РФ, индивидуальный предприниматель»:

Список тех, кто может быть поставщиком в госзакупках

Система считает информацию с КЭП и предложит заполнить анкету: часть данных подгрузится из профиля на сайте госуслуг, остальное надо вписать самому. Когда заполните анкету, нажмите «Сохранить» → откроется окно проверки данных. Проверьте все внимательно, после регистрации изменить данные будет нельзя.

Если все верно, поставьте галочку и нажмите «Подписать и отправить»:

После этого появится окно с уведомлением, что вы зарегистрированы

5. После проверки информация о вас появится в Едином реестре участников закупок — ЕРУЗ. Потом система оповестит все площадки о том, что появился новый поставщик.

Иван прошел регистрацию в ЕИС и получил уведомление о том, что он зарегистрирован как поставщик. Перерегистрацию нужно будет сделать через три года. А сейчас пора аккредитоваться на площадках, чтобы участвовать в закупках.

Шаг 6. Аккредитоваться на площадках

Как мы уже говорили, аккредитация на восьми площадках происходит автоматически. Есть еще одна площадка, где также проводят закупки по 44-ФЗ, — АСТ ГОЗ. Здесь проходят тендеры по гособоронзаказу. Если вам интересны поставки для этой сферы, то на АСТ ГОЗ нужно регистрироваться отдельно.

Для остальных процесс такой: после регистрации в ЕИС у площадок есть день, чтобы аккредитовать нового поставщика. В реальности уведомления об аккредитации могут поступить уже через несколько минут после регистрации в ЕИС.

Письмо после аккредитации от «РТС-Тендер»

Иван получил на почту письма от площадок с уведомлением об аккредитации и инструкциями по работе на каждой из них. Теперь можно участвовать в закупках.

Частые ошибки при регистрации: как их избежать и исправить

У Ивана регистрация прошла быстро и без проблем, но иногда зарегистрироваться с первого раза не получается. Большинство ошибок связано с браузером и настройкой рабочего места поставщика.

Мы подготовили инструкцию, как избежать частых ошибок и что делать, если ошибка все-таки случилась.

Инструкция «Ошибки при регистрации в ЕИС и как их исправить»

Сохраните инструкцию на своем компьютере и изучите перед регистрацией.

«Сначала пробовал зарегистрироваться сам — не получилось. Проблема была с сайтом госуслуг: тогда процесс был запутанным, а техподдержка не отвечала.

Потом обратился в компанию, которая помогает с регистрацией. Ее сотрудники в течение получаса все сделали.

Я бы рекомендовал новичкам, если есть какие-то сложности, обратиться к профессионалам, заплатить и не тратить на все эти настройки время».

Александр Лебедев

Александр Лебедев

Генеральный директор ООО «Медиа-холдинг „Культурные инновации“», Москва

Ответы на частые вопросы

У меня юрлицо, как зарегистрироваться в ЕИС?

Регистрация компании отличается от регистрации ИП, но незначительно: компании нужно приложить копию устава и заявление на совершение крупных сделок. Подробнее о том, как зарегистрировать компанию для участия в госзакупках — в статье «Как компании зарегистрироваться в ЕИС и аккредитоваться на электронных площадках».

Видео «Как зарегистрировать компанию на сайте ЕИС»

Как зарегистрировать иностранную компанию или ее представительство в ЕИС?

Если есть КЭП, процесс такой же, как и для российской компании. Если КЭП нет, нужно загрузить документы на одну из площадок, и она сама отправит сведения в ЕИС для регистрации. Обратите внимание: зарегистрировать в качестве участника госзакупок офшорную компанию не получится, это запрещено законом.

Запомнить

  1. Чтобы участвовать в закупках, нужно оформить КЭП, настроить браузер для работы с КЭП и установить нужные плагины, зарегистрироваться на госуслугах и в ЕИС, аккредитоваться на площадках.
  2. Регистрация для участия в госзакупках занимает от трех дней до трех недель в зависимости от того, что у вас уже готово. Если есть КЭП и профиль на госуслугах, можно уложиться в три дня. Мы рекомендуем заложить на это одну-две недели.
  3. Регистрация бесплатная. Заплатить нужно будет только за оформление КЭП и лицензию «КриптоПро», если у вас их нет. Если КЭП и лицензия «КриптоПро» есть, деньги тратить не нужно.

Полезные ссылки:

Иван зарегистрировался в системе госзакупок и аккредитовался на площадках. Пора поучаствовать в первой конкурентной закупке. Начнем с запроса котировок.

Пройдите тест, чтобы двинуться дальше

В следующем уроке расскажем, как принять участие в запросе котировок: где найти подходящий тендер, как подать заявку и что делать, если ее отклонили.

Тест
Что нужно сделать для участия в госзакупках?
Пройти тест
Предложение Тинькофф