Актуальное

Школа Бизнеса для начинающих предпринимателей

Школа Бизнеса для начинающих предпринимателей

Учиться бесплатно →

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вопрос-ответ Редактор: Олег Денисов

Как выйти из теневого бана Инстаграма?

Теневого бана не существует. Если упали охваты, рекомендуем работать над качеством контента, рекламироваться и просить у аудитории обратную связь

Екатерина Муравьева

Екатерина Муравьева

Руководитель производственного отдела маркетингового агентства NextMedia

Читательница Алена спрашивает: «Делаю тортики на заказ в Сыктывкаре. Веду Инстаграм. Всю прошлую осень и декабрь посты охватывали по пять тысяч человек в неделю, а с началом января охват снизился до двух тысяч.

Уверена, что это теневой бан: я накрутила подписки в самом начале. В интернете пишут: чтобы выйти из теневого бана, надо ничего не публиковать 72 часа, перевести бизнес-аккаунт в личный, удалить хэштеги у 20 последних постов.

Я все сделала, но это не помогает: охват не возвращается. Я начинаю переживать за аккаунт — это мой основной канал продаж. Расскажите, сколько длится теневой бан и как правильно выйти из теневого бана в Инстаграме?»

Никак. Теневого бана не существует

В 2016 году Инстаграм начал внедрять алгоритмическую ленту на смену хронологической. Раньше в ленте посты появлялись по времени публикации: если человек выложил фото кота в полдень, его подписчики видели этот пост в ленте ровно в полдень. А после перехода посты стали появляться исходя из предпочтений пользователя: если он не лайкает и не смотрит фото с котами, лента не показывает ему такого, даже если он на них подписан.

Переход на алгоритмическую ленту стал одной из причин, из-за которой упал охват у некоторых бизнес-аккаунтов. Их контент на самом деле не нравился аудитории — подписчики не ставили лайки и не оставляли комментарии. Но это поняла только часть пользователей с упавшим охватом. Другие решили, что либо новая лента временно чудит, либо администраторы Инстаграма наказали их за нарушения: лайкчаты, масслайкинг, массфоловинг или накрутки.

Лайкчаты — это чаты, где пользователи собираются, чтобы лайкать посты друг друга, оставлять комментарии и общаться в директе. Это создает иллюзию активности в профиле, как будто многим нравятся посты и их обсуждают. Часто вход в лайкчаты платный, модератор следит, чтобы все выполняли условия — ходили по профилям участников и имитировали активность.
Масслайкинг и массфоловинг — это постановка лайков или подписка в обмен на лайки и подписки. Скажем, Марина ведет инстаграм-аккаунт своего магазина чехлов и хочет увеличить охват. Для этого она проставляет лайки всем аккаунтам, до которых может дотянуться. Кто-то из ее жертв в ответ может зайти к ней в аккаунт и также поставить лайк и подписаться.
Накрутка — это покупка лайков или подписчиков. Обычно не в виде живых людей, а в виде ботов.

Так и зародился термин «теневой бан»: люди спутали баги и наказание с обновлениями. По одной из легенд посты из рекомендаций убирают в отместку за нелегальные покупки внимания пользователей, а блокировать официально не хотят, чтобы не привлекать внимания к «уязвимости» Инстаграма. Российские специалисты по продвижению в Инстаграме подхватили эту историю. Теперь в интернете много инструкций о том, как выйти из теневого бана Инстаграма.

На самом деле теневой бан — это миф. Администраторы Инстаграма не снижают тайно охваты всего аккаунта, чтобы наказать неправдивых пользователей за масслайкинг, массфоловинг или другую игру не по правилам. Об этом говорила команда Инстаграма в 2018 году и глава Инстаграма Адам Моссери в 2021 году.

Команда Инстаграма: «Теневого бана не существует»
Письмо главы Инстаграма о теневом бане
Это пост главы Инстаграма Адама Моссери. В нем говорится, что легенда о теневом бане объясняется тем, что пользователи в принципе не смотрят больше половины своей ленты

Администраторам Инстаграма незачем снижать охваты за накрутку лайков и подписчиков. Охваты снижаются без их участия совсем по другим причинам. Давайте разберем это на примере сыктывкарского магазина носков.

Владелец магазина Михаил Иванович купил подписчиков и лайки. Ему хотелось, чтобы новые клиенты увидели популярность его торговой точки. Подрядчика порекомендовали друзья. За пару недель аккаунт вырос со 126 подписчиков до 7000. Михаил Иванович долго гордился, пока не упал уровень охвата и других метрик.
Проблема в том, что среди купленной базы нет целевых подписчиков. Скорее всего, среди них нет жителей Сыктывкара — только люди из других стран или областей, которые могут не знать русского языка и вообще быть ботами. Потому сначала в аккаунте магазина повысился охват и другие метрики за счет новых подписчиков, а потом все метрики упали. Подрядчик уже получил деньги за подписку и лайки, а поддержка охвата и других метрик в покупку не входила.
Целевая аудитория из Сыктывкара догадывается о накрутке: подписчиков у магазина носков много, а лайков у последних постов совсем мало. Самые подозрительные не доверяют компании Михаила Ивановича, потому он обманул их еще при знакомстве. Вот и не подписываются и не смотрят аккаунт.

Любые нелегальные способы купить внимание людей не работают в Инстаграме. Само устройство соцсети может помешать нечестному набору подписчиков.

Что делать, если упали охваты

Вот что можно сделать, чтобы потенциальные клиенты обратили на вас внимание:

  • проверить, что ваши посты не нарушают правила Инстаграма;
  • узнать, что интересно вашим подписчикам и потенциальным клиентам;
  • публиковать контент о том, что им интересно;
  • использовать таргетированную рекламу;
  • нанять SMM-специалиста.

Проверить, не нарушаете ли вы правила Инстаграма. Теневой бан часто путают с нарушением политики Инстаграма. Если нарушить правила Инстаграма пару раз, охват аккаунта может уменьшиться. Например, покупка лайков, подписчиков и репостов — это нарушение правил Инстаграма. Если администраторы заметят это или кто-то пожалуется, посты могут убрать из рекомендаций и из поиска по хэштегам. Если после этого снова и снова пользоваться накруткой, аккаунт могут заблокировать.

Что нельзя делать в Инстаграме
Контентная политика Instagram
Это контентная политика Инстаграма. Здесь говорится, какие изображения обнаженного тела нельзя публиковать. Обратите внимание, если вы фотограф

❌ Приведем несколько примеров того, что нельзя делать:

  • продавать товары и услуги, на которые нет товарного знака или разрешения;
  • использовать механизмы сбора отметок «Нравится», подписчиков или репостов;
  • предлагать людям деньги за отзывы, комментарии, лайки;
  • публиковать один и тот же пост или один и тот же комментарий;
  • отправлять одному и тому же человеку несколько коммерческих предложений, не спросив его согласия;
  • продвигать онлайн-игры или онлайн-лотереи с использованием реальных денег без разрешения администраторов;
  • публиковать чужие фотографии и иллюстрации.

Все правила могут отслеживать по соответствующим словам. Например, «смерть», «казино», «заработок». Чтобы не лишиться канала продаж и не терять охват, рекомендуем соблюдать правила.

Узнать, что интересно людям. Самый простой способ — спросить, что подписчикам интересно от вас узнать и что им не нравится в аккаунте сейчас. Это можно сделать разными способами.

Как изучать целевую аудиторию
Собрать в таблицу все важные метрики: охват, сохранения, комментарии, репосты. Проанализировать таблицу, чтобы узнать, какие темы набирают больше всего охвата и реакций.
Посмотреть комментарии, чтобы найти те, в которых говорится, что не нравится подписчикам в аккаунте и о чем им интересно узнать.
Написать пост с просьбой рассказать в комментариях, о чем интересно узнать подписчикам и что им сейчас не нравится.
Создать опрос на «Google Формах», а в нем попросить людей оценить от одного до десяти темы новых постов, уже вышедшие посты и ваши новые идеи.
Пригласить клиентов на интервью и лично от них услышать, что им интересно узнать от вас и что им не нравится в аккаунте сейчас.

Необязательно использовать только один способ — их можно комбинировать.

Публиковать интересный контент. Скорее всего, подписчикам будет интересно узнать, как решить проблемы с помощью ваших товаров или услуг. Разберем это на примере производителя здорового питания.

Как привлекать клиентов в Инстаграме
Проблема подписчика
Контент
Я постоянно ем много шоколада из-за стресса. Боюсь за свои зубы
Обзор ореховых и фруктовых батончиков, которые заменят шоколад
Я хочу стать вегетарианцем, но не хочу отказываться от мяса
Пять преимуществ соевого мяса
Я иногда не успеваю приготовить ребенку нормальный завтрак
Обзоры готовых полезных завтраков для детей
Надоело есть сосиски с макаронами сутками напролет, но готовлю я так себеТри рецепта для чайников, которые разнообразят ваше меню

Использовать таргетированную рекламу. Единственный способ легально купить внимание пользователей в Инстаграме — запуск таргетированной рекламы. Если им вообще не пользоваться, но публиковать хороший контент, придется потратить много времени и сил, чтобы охватить нужное количество людей.

Как подготовиться к запуску рекламы
Посты в ленте потенциальных клиентов психолога без рекламы
Посты потенциальных клиентов психолога с рекламой
Любимое СМИ: что такое выгорание и как с ним справиться

Подруга жалуется на клиентов из ада
Любимое СМИ: что такое выгорание и как с ним справиться

Как победить выгорание с помощью терапии — ваша реклама

Подруга жалуется на клиентов из ада

Нанять SMM-специалиста. Не обязательно нанимать SMM-специалиста, чтобы продвигаться в Инстаграме. Это можно делать своими силами. Но если есть ресурсы, а силами компаниями вести соцсети не получается, это хорошая возможность достигнуть желанных охватов.

Как LTV помогает разобраться в маркетинге

Хороший SMM-специалист сможет превратить аккаунт Инстаграма в один из главных каналов продаж. Вот что он может сделать для этого:

  1. Провести исследование: выяснить, что не так с аккаунтом сейчас, что интересно потенциальным клиентам, какой контент для них делать и как превратить подписчиков в клиентов.
  2. Регулярно производить и продвигать хороший контент своими руками или собрать команду: копирайтера, дизайнера, таргетолога, специалиста по сторис и по съемке reels.
  3. Разрабатывать и запускать рекламные кампании в Инстаграме: писать посты, фотографировать товары, делать рекламные макеты, настраивать таргетированную рекламу.

SMM-специалист не обязательно умеет все это, но что-то из этого он должен делать хорошо. Например, если он никогда никого не нанимал в команду — это не страшно, если все остальное он умеет делать. Или, допустим, он отлично снимает фото и видео, но еще не пробовал настраивать рекламу — с этим можно работать.

Поиск толкового SMM-специалиста — это отдельный большой разговор. Мы расскажем об этом в другой статье.

Читайте новости в Telegram Бизнес-секретов

Разборы юристов, полезные статьи о бизнесе и личный опыт предпринимателей

Читать Telegram

Сейчас читают

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности