Откройте ИП и получите бонусы до 500 000 ₽Откройте ИП и получите бонусы до 500 000 ₽Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке онлайн и без госпошлины. Подготовим за вас документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке онлайн и без госпошлины. Подготовим за вас документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Открыть ИП

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

«Лучшие сотрудники хотят работать из дома»


Удаленка не стала нормой для российского бизнеса, несмотря на резкий рост распространенности этого формата в период пандемии. По данным аналитиков Центра трудовых исследований ВШЭ, сейчас в России вне офиса работает чуть более 1% сотрудников — около 1 млн человек. Часто руководители не понимают, как управлять сотрудниками на удаленке. Например, как убедиться, что те заняты работой, а не скроллят ленты соцсетей. Большая часть руководителей и топ-менеджеров считают офис более эффективным.

В то же время треть россиян хотели бы работать удаленно. Сотрудникам нравится, что при таком формате они могут планировать график, экономить деньги на дорогу и питание, высыпаться, проводить больше времени с семьей.

Мы попросили двух предпринимателей — коммерческого директора компании «Капитал Кадры» Александра Селиванова и основателя инвестиционной компании «Лига Инвесторов» Евгения Ходченкова — высказаться о том, готовы ли они переводить сотрудников на удаленку и почему.

Александр Селиванов: удаленка — катастрофа для бизнеса

Александр Селиванов, коммерческий директор компании «Капитал Кадры»
Александр Селиванов, коммерческий директор компании «Капитал Кадры»

Александр Селиванов, коммерческий директор компании «Капитал Кадры», прошел через вынужденную удаленку и повторять этот опыт не хочет

Александр Селиванов, коммерческий директор компании «Капитал Кадры», прошел через вынужденную удаленку и повторять этот опыт не хочет

Люди в офисе работают быстрее и лучше. Их не отвлекает бытовая рутина, мотивирует ощущение ответственности перед командой. В офисе сотрудники решают вопросы оперативнее, работают слаженнее и охотнее поддерживают друг друга.

Был случай, когда команда работала над крупным аутсорсинговым проектом. В офисе мы за несколько часов провели оценку проекта, согласовали детали сотрудничества с клиентом и разработали стратегию поиска и привлечения работников. На удаленке процесс занял бы несколько дней: сотрудники ждали бы друг друга в чатах, работа растянулась бы из-за технических неполадок и личных дел.

Эффективность офисной работы очевидна: правки внедряются быстрее, задержки в коммуникации минимальные.

Контролировать сотрудников в офисе проще. Все на виду, я замечаю, когда сотрудник откладывает работу или теряет концентрацию, и сразу могу отреагировать, выявить проблему, мотивировать его или помочь с решением задачи.

Как-то на удаленке один из менеджеров задерживал обработку заявок от клиентов. Он утверждал, что все в процессе. Но мы поняли, когда человек регулярно был не на связи в корпоративном мессенджере и не отвечал на звонки, что на самом деле он отвлекался на личные дела. В офисе подобные ситуации встречаются гораздо реже.

В офисе корпоративная культура, которой невозможно добиться дистанционно. Сотрудники, слыша в офисе, как решаются или как нельзя решать те или иные вопросы, быстро понимают и ретранслируют потом позицию компании. Это укрепляет лояльность и мотивирует работать лучше.

Появляются внутренние привычки — например, праздновать дни рождения. Мы собираемся в офисе, заказываем еду из ресторана и обедаем все вместе. По утрам вместе пьем кофе или чай и настраиваемся на рабочий день. Такие моменты укрепляют командный дух. Совместные обеды и кофе-паузы помогают неформально обсудить задачи, идеи и сложности. Например, один из наших HR-менеджеров во время кофе-паузы предложил идею, которая потом вылилась в успешную кадровую кампанию.

«Одна из сделок сорвалась, потому что сотрудник на удаленке пропустил важное письмо»

В пандемию мы попробовали удаленку, но это обернулось катастрофой. Производительность команды упала на 20%: были трудности с печатными документами, частые технические проблемы, сотрудники отвлекались на личные дела. А некоторые процессы просто встали — например, формирование архива. В итоге все равно организовали посменную работу в офисе.

Еще пример: одна из сделок сорвалась, потому что наш сотрудник просто пропустил важное письмо. Этот случай показал, что удаленка нам не подходит. В офисе мы избегаем подобных ошибок благодаря прямой коммуникации и быстрой реакции.

На удаленке выросла длительность процессов. Например, до пандемии ежемесячная подготовка отчетов по проектам клиентов занимала у нас в среднем два-три дня. После перехода на удаленку длительность процесса возросла в два раза. У одного сотрудника не работал интернет, другой затянул с отправкой документации, а третий не успел синхронизировать данные с коллегами. В итоге приходилось поднимать историю переписок в поисках нужных для составления отчетов данных и документов. В офисе таких задержек не бывает: все находятся на месте и рабочие вопросы решаются быстрее.

Не все хотели возвращаться в офис. Если кто-то возражал, мы сравнивали показатели его эффективности при работе в офисе и на удаленке. Если показатель не упал при переходе на удаленный формат, разрешали оставаться на дистанционке, в противном случае объясняли причину отказа. Не было ни одного случая, когда человек настолько настаивал на удаленке, что предпочел уволиться.

Конфликтов с сотрудниками из-за удаленки никогда не было. Мы четко доносим нашу позицию, и здравый смысл всегда побеждает. Люди понимают, что в нашем бизнесе удаленка просто не работает. Когда они видят, как оперативно и эффективно решаются задачи в офисе, вопросов не возникает — офис остается приоритетом.

Мы не готовы жертвовать эффективностью работы ради удобства отдельных сотрудников. При найме даже перспективного кандидата, если его работа требует тесного взаимодействия с командой, удаленный формат для нас исключен. На собеседовании, если потенциальный сотрудник говорит о своем предпочтении в удаленке, мы ему сообщаем о нашей позиции.

Евгений Ходченков: средний удаленщик эффективнее офисника

Евгений Ходченков, основатель частного клуба инвесторов «Лига Инвесторов»
Евгений Ходченков, основатель частного клуба инвесторов «Лига Инвесторов»

Евгений Ходченков, инвестор, основатель частного клуба инвесторов «Лига Инвесторов», понял прелесть удаленки еще в 2008 году и больше от нее не уходил

Евгений Ходченков, инвестор, основатель частного клуба инвесторов «Лига Инвесторов», понял прелесть удаленки еще в 2008 году и больше от нее не уходил

В 2008 году я понял, что в интернете будущее. До этого три года у меня был офлайн-бизнес — рекламно-производственная компания в Санкт-Петербурге. В то время стали появляться первые интернет-магазины, мы с супругой создали интернет-магазин меда, потом интернет-магазин фотообоев и работали из дома. Я сравнил преимущества офиса и удаленки и выбрал последнюю. Мне оказалось комфортнее работать дома, в тихой атмосфере, уютном кабинете.

Но главным двигателем к переходу на удаленку стали моя страсть к путешествиям и желание сбежать из холодной питерской зимы. Мы с супругой в то время путешествовали по разным странам и работали. За восемь лет поняли, что можно все делать удаленно, — это была какая-то революция.

Офисы — это пережиток. Только полная удаленка дает симбиоз выгод и работнику, и предпринимателю. Это негласный контракт, в котором работник получает свободный график, возможность еще где-то подработать, быть в рабочее время в комфортной атмосфере, экономить пару часов жизни каждый день на дороге, переместиться с завтрака на работу за 30 секунд.

Лучшие сотрудники хотят работать удаленно. Хотят зимовать в теплых странах, работать с несколькими компаниями — им это выгодно. Поэтому мне выгодно работать с удаленкой, например, чтобы нанимать такие кадры в сфере маркетинга — обычно в ней много удаленщиков.

Благодаря удаленке я могу дотянуться до профессионалов и до сотрудников крупных классных компаний. Взять их в штат я не могу, но они могут работать на меня на полставки — и при этом находиться на Бали или в Таиланде.

У нас единственное условие — стараемся, чтобы разница с Москвой была не больше четырех часовых поясов. Хотя есть сотрудники, которые работают, например, из Бразилии.

Уверен, что есть должности, например отдел продаж, при которых лучше, чтобы люди были в офисе. Но я готов пожертвовать этим процентом прироста производительности ради удобств удаленки.

Чтобы эффективно управлять удаленными сотрудниками, руководителю нужна дисциплина. Важны контрольные чекапы — минимум раз в неделю, бывает два раза в неделю. Мы ставим задачи и оцениваем динамику движения по ним. Помогают и «Битрикс24», и таск-менеджеры.

Срыв сроков — нечастая проблема, потому что «Битрикс24» сигнализирует обо всех просрочках. ИТ-решения лучше, чем контроль руководителя в офисе. С руководителем можно вступить в сговор, он даст поблажку или вообще промолчит. А ИТ-система неподкупна.

Программы, которые следят за тем, что сотрудник делает на рабочем месте — сколько смотрит ютуб, а сколько реально работает, — мы не используем. У нас более доверительный формат в компании.

Мой средний удаленщик эффективнее, чем средний офисный работник. В моем последнем офисе была своя ритмика — сотрудники ходят на обед, покурить, как это принято. Офис-менеджер присматривал, чтобы ребята приходили вовремя. А сотрудники действовали по принципу: «Смотрите, сколько часов я отработал, — я устал, я молодец», и в свой рабочий день также засчитывали время, которое потрачено на обед и перекуры.

В офисе нет культуры сделать быстро работу и уйти раньше времени. Там вся работа будет ровным слоем размазываться на день. У человека в среднем нет мотивации эффективно работать весь день. Есть задача работать достаточно нормально, чтобы не выгнали из офиса.

«На удаленке есть свобода и мотивация быть максимально эффективным ради себя — чтобы потом осталось время»

У удаленщика нет привязки к часам — только к результату: столько диалогов отработать, столько звонков сделать. Человек на удаленке понимает, что сделает этот объем и свободен. Неважно, потратит он три часа, пять, семь — это он сам решает. Поэтому есть мотивация быть максимально эффективным ради себя, чтобы потом осталось время побыть с детьми, сделать прочие домашние дела.

Проблема удаленки: она не создает теплых отношений между людьми. В основном все общаются через окошко в Zoom, этого маловато. На удаленке люди хуже устанавливают контакт друг с другом, хуже взаимодействуют.

Поэтому мы раз или два в год проводим корпоративы с командными играми, неформальным общением. Благодаря этому улучшились отношения между отделами и работа сотрудников по достижению общих целей, ускорилась коммуникация.

Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста
Кристина Рудич
Кристина Рудич

А вы за офис или за удаленку? Делитесь в комментариях.


Больше по теме

Новости