Удаленка не стала нормой для российского бизнеса, несмотря на резкий рост распространенности этого формата в период пандемии. По данным аналитиков Центра трудовых исследований ВШЭ, сейчас в России вне офиса работает чуть более 1% сотрудников — около 1 млн человек. Часто руководители не понимают, как управлять сотрудниками на удаленке. Например, как убедиться, что те заняты работой, а не скроллят ленты соцсетей. Большая часть руководителей и топ-менеджеров считают офис более эффективным.
В то же время треть россиян хотели бы работать удаленно. Сотрудникам нравится, что при таком формате они могут планировать график, экономить деньги на дорогу и питание, высыпаться, проводить больше времени с семьей.
Мы попросили двух предпринимателей — коммерческого директора компании «Капитал Кадры» Александра Селиванова и основателя инвестиционной компании «Лига Инвесторов» Евгения Ходченкова — высказаться о том, готовы ли они переводить сотрудников на удаленку и почему.
Александр Селиванов: удаленка — катастрофа для бизнеса
Люди в офисе работают быстрее и лучше. Их не отвлекает бытовая рутина, мотивирует ощущение ответственности перед командой. В офисе сотрудники решают вопросы оперативнее, работают слаженнее и охотнее поддерживают друг друга.
Был случай, когда команда работала над крупным аутсорсинговым проектом. В офисе мы за несколько часов провели оценку проекта, согласовали детали сотрудничества с клиентом и разработали стратегию поиска и привлечения работников. На удаленке процесс занял бы несколько дней: сотрудники ждали бы друг друга в чатах, работа растянулась бы из-за технических неполадок и личных дел.
Эффективность офисной работы очевидна: правки внедряются быстрее, задержки в коммуникации минимальные.
Контролировать сотрудников в офисе проще. Все на виду, я замечаю, когда сотрудник откладывает работу или теряет концентрацию, и сразу могу отреагировать, выявить проблему, мотивировать его или помочь с решением задачи.
Как-то на удаленке один из менеджеров задерживал обработку заявок от клиентов. Он утверждал, что все в процессе. Но мы поняли, когда человек регулярно был не на связи в корпоративном мессенджере и не отвечал на звонки, что на самом деле он отвлекался на личные дела. В офисе подобные ситуации встречаются гораздо реже.
В офисе корпоративная культура, которой невозможно добиться дистанционно. Сотрудники, слыша в офисе, как решаются или как нельзя решать те или иные вопросы, быстро понимают и ретранслируют потом позицию компании. Это укрепляет лояльность и мотивирует работать лучше.
Появляются внутренние привычки — например, праздновать дни рождения. Мы собираемся в офисе, заказываем еду из ресторана и обедаем все вместе. По утрам вместе пьем кофе или чай и настраиваемся на рабочий день. Такие моменты укрепляют командный дух. Совместные обеды и кофе-паузы помогают неформально обсудить задачи, идеи и сложности. Например, один из наших HR-менеджеров во время кофе-паузы предложил идею, которая потом вылилась в успешную кадровую кампанию.
«Одна из сделок сорвалась, потому что сотрудник на удаленке пропустил важное письмо»
В пандемию мы попробовали удаленку, но это обернулось катастрофой. Производительность команды упала на 20%: были трудности с печатными документами, частые технические проблемы, сотрудники отвлекались на личные дела. А некоторые процессы просто встали — например, формирование архива. В итоге все равно организовали посменную работу в офисе.
Еще пример: одна из сделок сорвалась, потому что наш сотрудник просто пропустил важное письмо. Этот случай показал, что удаленка нам не подходит. В офисе мы избегаем подобных ошибок благодаря прямой коммуникации и быстрой реакции.
На удаленке выросла длительность процессов. Например, до пандемии ежемесячная подготовка отчетов по проектам клиентов занимала у нас в среднем два-три дня. После перехода на удаленку длительность процесса возросла в два раза. У одного сотрудника не работал интернет, другой затянул с отправкой документации, а третий не успел синхронизировать данные с коллегами. В итоге приходилось поднимать историю переписок в поисках нужных для составления отчетов данных и документов. В офисе таких задержек не бывает: все находятся на месте и рабочие вопросы решаются быстрее.
Не все хотели возвращаться в офис. Если кто-то возражал, мы сравнивали показатели его эффективности при работе в офисе и на удаленке. Если показатель не упал при переходе на удаленный формат, разрешали оставаться на дистанционке, в противном случае объясняли причину отказа. Не было ни одного случая, когда человек настолько настаивал на удаленке, что предпочел уволиться.
Конфликтов с сотрудниками из-за удаленки никогда не было. Мы четко доносим нашу позицию, и здравый смысл всегда побеждает. Люди понимают, что в нашем бизнесе удаленка просто не работает. Когда они видят, как оперативно и эффективно решаются задачи в офисе, вопросов не возникает — офис остается приоритетом.
Мы не готовы жертвовать эффективностью работы ради удобства отдельных сотрудников. При найме даже перспективного кандидата, если его работа требует тесного взаимодействия с командой, удаленный формат для нас исключен. На собеседовании, если потенциальный сотрудник говорит о своем предпочтении в удаленке, мы ему сообщаем о нашей позиции.
Как сохранить ресурсы бизнеса: истории от первого лица
Евгений Ходченков: средний удаленщик эффективнее офисника
В 2008 году я понял, что в интернете будущее. До этого три года у меня был офлайн-бизнес — рекламно-производственная компания в Санкт-Петербурге. В то время стали появляться первые интернет-магазины, мы с супругой создали интернет-магазин меда, потом интернет-магазин фотообоев и работали из дома. Я сравнил преимущества офиса и удаленки и выбрал последнюю. Мне оказалось комфортнее работать дома, в тихой атмосфере, уютном кабинете.
Но главным двигателем к переходу на удаленку стали моя страсть к путешествиям и желание сбежать из холодной питерской зимы. Мы с супругой в то время путешествовали по разным странам и работали. За восемь лет поняли, что можно все делать удаленно, — это была какая-то революция.
Офисы — это пережиток. Только полная удаленка дает симбиоз выгод и работнику, и предпринимателю. Это негласный контракт, в котором работник получает свободный график, возможность еще где-то подработать, быть в рабочее время в комфортной атмосфере, экономить пару часов жизни каждый день на дороге, переместиться с завтрака на работу за 30 секунд.
Лучшие сотрудники хотят работать удаленно. Хотят зимовать в теплых странах, работать с несколькими компаниями — им это выгодно. Поэтому мне выгодно работать с удаленкой, например, чтобы нанимать такие кадры в сфере маркетинга — обычно в ней много удаленщиков.
Благодаря удаленке я могу дотянуться до профессионалов и до сотрудников крупных классных компаний. Взять их в штат я не могу, но они могут работать на меня на полставки — и при этом находиться на Бали или в Таиланде.
У нас единственное условие — стараемся, чтобы разница с Москвой была не больше четырех часовых поясов. Хотя есть сотрудники, которые работают, например, из Бразилии.
Уверен, что есть должности, например отдел продаж, при которых лучше, чтобы люди были в офисе. Но я готов пожертвовать этим процентом прироста производительности ради удобств удаленки.
Чтобы эффективно управлять удаленными сотрудниками, руководителю нужна дисциплина. Важны контрольные чекапы — минимум раз в неделю, бывает два раза в неделю. Мы ставим задачи и оцениваем динамику движения по ним. Помогают и «Битрикс24», и таск-менеджеры.
Срыв сроков — нечастая проблема, потому что «Битрикс24» сигнализирует обо всех просрочках. ИТ-решения лучше, чем контроль руководителя в офисе. С руководителем можно вступить в сговор, он даст поблажку или вообще промолчит. А ИТ-система неподкупна.
Программы, которые следят за тем, что сотрудник делает на рабочем месте — сколько смотрит ютуб, а сколько реально работает, — мы не используем. У нас более доверительный формат в компании.
Мой средний удаленщик эффективнее, чем средний офисный работник. В моем последнем офисе была своя ритмика — сотрудники ходят на обед, покурить, как это принято. Офис-менеджер присматривал, чтобы ребята приходили вовремя. А сотрудники действовали по принципу: «Смотрите, сколько часов я отработал, — я устал, я молодец», и в свой рабочий день также засчитывали время, которое потрачено на обед и перекуры.
В офисе нет культуры сделать быстро работу и уйти раньше времени. Там вся работа будет ровным слоем размазываться на день. У человека в среднем нет мотивации эффективно работать весь день. Есть задача работать достаточно нормально, чтобы не выгнали из офиса.
«На удаленке есть свобода и мотивация быть максимально эффективным ради себя — чтобы потом осталось время»
У удаленщика нет привязки к часам — только к результату: столько диалогов отработать, столько звонков сделать. Человек на удаленке понимает, что сделает этот объем и свободен. Неважно, потратит он три часа, пять, семь — это он сам решает. Поэтому есть мотивация быть максимально эффективным ради себя, чтобы потом осталось время побыть с детьми, сделать прочие домашние дела.
Проблема удаленки: она не создает теплых отношений между людьми. В основном все общаются через окошко в Zoom, этого маловато. На удаленке люди хуже устанавливают контакт друг с другом, хуже взаимодействуют.
Поэтому мы раз или два в год проводим корпоративы с командными играми, неформальным общением. Благодаря этому улучшились отношения между отделами и работа сотрудников по достижению общих целей, ускорилась коммуникация.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
А вы за офис или за удаленку? Делитесь в комментариях.