Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Исследование Бизнес-секретов: как идет импортозамещение в 2024 году

Исследование Бизнес-секретов: как идет импортозамещение в 2024 году
Исследование Бизнес-секретов: как идет импортозамещение в 2024 году

С 2022 года на фоне западных санкций и ухода из страны ряда зарубежных компаний в России активно развивают программы импортозамещения. Вместе с экспертами аналитического проекта Т-Data изучили обезличенные данные клиентов Т-Банка, которые открывали новые предприятия в разных отраслях экономики с 2022 года по сентябрь 2024. Это позволило понять, как менялась предпринимательская активность и какие направления больше привлекали бизнес в этот период.

Оценить общую предпринимательскую активность в сфере производства, ИТ и других отраслей нам помогли открытые данные Росстата, Центра конъюнктурных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Института развития предпринимательства и экономики и других аналитических центров.

Оценку развития импортозамещения дали эксперты-экономисты, а предприниматели поделились, с какими трудностями сталкиваются при замещении импортных товаров и как их преодолевают.

Основные выводы

  1. Предприниматели чаще открывают свое дело в сфере услуг и торговле, нежели в производстве.
  2. Основную часть товаров на маркетплейсах произвели не в России.
  3. Больше всего новых ООО — в сфере курьерской доставки.
  4. Сфера ИТ становится все более привлекательной для предпринимателей из-за перехода на российский софт.
  5. Развивать импортозамещение мешают зависимость от импортных материалов и низкая инновационная активность компаний.

Более подробно обо всех инсайтах, оценках и прогнозах читайте в полной версии исследования.

Производство товаров выросло на 8%

По данным Росстата, в январе — августе 2024 предприятия обрабатывающей промышленности выпустили товаров в денежном выражении на 8,1% больше, чем за такой же период 2023 года. Год назад динамика была хуже — всего 6,6%.

Больше всего показатели выросли у тех, кто выпускает металлические изделия, — почти на 35%, компьютеры — на 33%. Чуть выше среднего темп роста в компаниях, которые делают мебель, напитки — на 10%. Остальные отрасли обрабатывающей промышленности выпустили товаров лишь на 4—5% больше. Уменьшили объем выпуска только табачные заводы.

Динамика российского производства в 2024 году по отраслям
Динамика российского производства в 2024 году по отраслям

Выше всего динамика производства в январе — августе 2024 года была на предприятиях, которые выпускают металлические изделия или компьютеры
Источник: Росстат

Динамика российского производства в 2024 году по отраслям
Динамика российского производства в 2024 году по отраслям

Выше всего динамика производства в январе — августе 2024 года была на предприятиях, которые выпускают металлические изделия или компьютеры
Источник: Росстат

Выше всего динамика производства в январе — августе 2024 года была на предприятиях, которые выпускают металлические изделия или компьютеры
Источник: Росстат

«В 2022—2023 годах импортозамещение шло довольно быстро и в основном было связано с организационными изменениями. Российские компании были вынуждены искать новых партнеров, но уже не среди иностранных производителей, а из числа российских, которые выпускали аналогичную продукцию.

В 2024 году на первый план все чаще выходят вопросы, связанные с импортозамещением сложной продукции. Эти проблемы, как правило, нельзя решить поисками нового партнера в России или разработкой конструкторской документации на основе готовых образцов, как раньше. Теперь необходимо либо самостоятельно разрабатывать технологии, либо получать их у нейтральных стран. Россия использует оба пути для достижения своих целей. Но процесс разработки собственных технологий не может быть быстрым, для достижения значимых результатов могут потребоваться десятилетия.

Малый и средний бизнес быстро закрывает свободные ниши на рынке потребительских товаров. Это связано с тем, что технологии такой продукции чаще относительно просты и хорошо известны».

Юрий Симачев

На маркетплейсах российских товаров — меньше половины

Российские производители неактивно замещают зарубежные товары в секторе e-commerce. Ни в одной из пяти крупнейших товарных категорий на Wildberries и Ozon доля отечественного производства не превышает 50%, выяснили в Институте развития предпринимательства и экономики по импортозамещению.

Вклад российских производителей выше всего среди мебельщиков — 44%, а также тех, кто шьет одежду и обувь, — 41%. Аналитики ИРПЭ не исключают, что реальная доля российских предпринимателей в легпроме может быть ниже, поскольку некоторые производители шьют одежду из импортных материалов.

Меньше всего доля товаров российского производства на маркетплейсах в категории «Электроника» — всего 9%.

Один из крупнейших поставщиков в этих пяти категориях — Китай. Его доля особенно велика в детских товарах — 44%, электронике — 69%, мебели — 31%.

Структура производства товаров для Wildberries и Ozon в I квартале 2024 года
Структура производства товаров для Wildberries и Ozon в I квартале 2024 года

Наиболее высокая доля российских товаров на маркетплейсах — в категории мебель и товары для дома: 44%
Источник: ИПРЭ

Структура производства товаров для Wildberries и Ozon в I квартале 2024 года
Структура производства товаров для Wildberries и Ozon в I квартале 2024 года

Наиболее высокая доля российских товаров на маркетплейсах — в категории мебель и товары для дома: 44%
Источник: ИПРЭ

Наиболее высокая доля российских товаров на маркетплейсах — в категории мебель и товары для дома: 44%
Источник: ИПРЭ

Торговля и услуги бизнесу интереснее, чем производство

Чтобы оценить, какие импортозависимые отрасли интереснее бизнесу, мы сравнили динамику по регистрациям новых ИП и ООО в разных сферах экономики. Для этого изучили обезличенные данные аналитического проекта Т-Data. Охватили информацию за 2023 год и первые девять месяцев 2024 года.

В каждой крупной отрасли в 2023 году выросло количество регистраций ИП. Наиболее заметный рост в сфере логистики: на 62% — в обслуживании транспорта и складов, на 51% — в курьерской доставке.

В 2024 году россияне чаще регистрировали ИП в сфере услуг, чем в производстве. Всплеск регистраций был в таких отраслях, как издательство и связь, реклама и информационные технологии. Доля новых ИП в производстве в общем числе — всего 4,2%.

Динамика количества регистраций новых ИП по видам деятельности
Динамика количества регистраций новых ИП по видам деятельности

За девять месяцев 2024 года число новых ИП в сфере услуг выросло на 5— 50% в разных отраслях
Источник: T-Data

Динамика количества регистраций новых ИП по видам деятельности
Динамика количества регистраций новых ИП по видам деятельности

За девять месяцев 2024 года число новых ИП в сфере услуг выросло на 5— 50% в разных отраслях
Источник: T-Data

За девять месяцев 2024 года число новых ИП в сфере услуг выросло на 5— 50% в разных отраслях
Источник: T-Data

Среди ООО похожая тенденция: стремительно растет количество новых компаний именно по оказанию услуг, а не по производству товаров. Например, в 2023 году зарегистрировали в 2,3 раза больше компаний в сфере курьерской доставки, чем годом ранее. В 2024 году интерес к этой сфере усилился — за 9 месяцев зарегистрировали в шесть раз больше компаний, чем в том же периоде 2023.

Динамика количества регистраций новых ООО по видам деятельности
Динамика количества регистраций новых ООО по видам деятельности

Самый высокий рост числа новых компаний — в курьерской доставке
Источник: T-Data

Динамика количества регистраций новых ООО по видам деятельности
Динамика количества регистраций новых ООО по видам деятельности

Самый высокий рост числа новых компаний — в курьерской доставке
Источник: T-Data

Самый высокий рост числа новых компаний — в курьерской доставке
Источник: T-Data

«Малый и средний бизнес в основном сосредоточен на том, чтобы быстро занять свою нишу на рынке. Однако в более сложном технологическом замещении МСБ участвует реже. Было бы достижением, если бы малый и средний бизнес встроился в цепочки субподряда крупных компаний. К сожалению, высокотехнологичных стартапов в этой сфере не так много, как хотелось бы. А ведь именно они сейчас необходимы экономике для развития прорывных технологий и технологического импортозамещения».

Юрий Симачев

Переход на российское программное обеспечение подстегнул интерес бизнеса к ИТ

В 2022 году, после ужесточения санкций, число регистраций новых ООО в сфере ИТ выросло сразу на 30%. В 2023 году новых ИТ-компаний было почти так же много. За девять месяцев 2024 года их стало больше на 4% в сравнении с таким же периодом 2023 года.

Среди индивидуальных предпринимателей в 2022 и 2023 годах рост был небольшой — 0,4 и 2% соответственно. А вот за первые три квартала 2024 года число новых участников выросло на 31%.

«В 2024 году в сфере информационных технологий наблюдается заметная активность как со стороны государства, так и в корпоративном секторе, который стремится к импортозамещению и ищет альтернативы западным продуктам.

После того как западные ИТ-компании покинули Россию, структура заказчиков компании «Атом безопасности» изменилась. Прежде всего, вырос спрос на отечественные решения со стороны крупных частных компаний. Но и государственный сектор не остался в стороне».

Иван Хаустов

Иван Хаустов

Генеральный директор компании «Атом безопасности» (бренд Staffcop)

Динамика роста регистраций бизнеса в сфере ИТ и разработки ПО
Динамика роста регистраций бизнеса в сфере ИТ и разработки ПО

В сфере информационных технологий число новых ИП выросло почти на треть
Источник: T-Data

Динамика роста регистраций бизнеса в сфере ИТ и разработки ПО
Динамика роста регистраций бизнеса в сфере ИТ и разработки ПО

В сфере информационных технологий число новых ИП выросло почти на треть
Источник: T-Data

В сфере информационных технологий число новых ИП выросло почти на треть
Источник: T-Data

«В 2022 году наши объемы продаж увеличились на 143%, а в 2023 году — на 300%. За первые два квартала 2024 года рост был в пределах 200%. Прежде всего это можно объяснить тем, что пользователям нужно было заместить популярные зарубежные системы MS Project и Jira, которые использовались повсеместно. Однако немалую роль в этом сыграло и активное продвижение продукта.

В мире не так много стран, которые могут самостоятельно разрабатывать программное обеспечение почти для всех отраслей экономики. Россия — одна из них. Здесь уход иностранных вендоров дает обратный эффект — усиливает индустрию. Мы видим, что рынок адаптируется и отечественные компании активно конкурируют друг с другом, создавая все более качественные продукты».

Никита Аксянов

Никита Аксянов

Руководитель продвижения продукта Directum Projects компании по разработке интеллектуальных программных продуктов Directum

Что тормозит импортозамещение

Эксперты выделяют три основных проблемы, которые мешают более активному импортозамещению:

  • низкий уровень технологического суверенитета, слабое внедрение зарубежных технологий;
  • зависимость от импорта материалов и комплектующих;
  • низкая инновационная активность в экономике.

Низкий уровень технологического суверенитета. В России не умеют самостоятельно производить сложное оборудование и машины для выпуска простых потребительских товаров. Проблема актуальна для производства электроники, сельхозмашиностроения, телекоммуникаций и многих других отраслей. Степень технологической зависимости в разных секторах неодинакова и постоянно меняется.

Зависимость от импорта материалов и комплектующих. Проблема относится не только к сложным, наукоемким производствам, но и к сельскому хозяйству и легкой промышленности.

Низкая инновационная активность в экономике. По мнению Юрия Симачева, слабые связи между бизнесом и наукой — это «наша классическая проблема». Она связана с ориентацией предпринимательского сообщества на закрытие спроса на рынке здесь и сейчас, а не в долгосрочной перспективе.

«У бизнеса есть спрос на результаты исследований и научных разработок. Но они должны быть готовые, такие, чтобы можно было взять и использовать. Наука же чаще всего сосредоточена на фундаментальных знаниях, а не на готовых технологиях.

Возникает вопрос о развитии прикладной, в том числе корпоративной, науки, которая могла бы лучше понимать потребности бизнеса и эффективно доводить научные гипотезы до конкретных результатов и опытных образцов. Нам необходимы инструменты, которые обеспечили бы эффективное сотрудничество между бизнесом и исследовательскими организациями».

Юрий Симачев

Читайте полную версию исследования

Подробнее о проблемах импортозамещения и отраслях, на которые повлиял уход западных компаний, можно прочитать в полной версии исследования.

Ирина Осипова
Ирина Осипова

Стало ли у вас больше клиентов после ухода из России зарубежных конкурентов? Расскажите о своем опыте.


Больше по теме

Новости