Каждый десятый россиянин готов продлить себе новогодние праздники — добавить дни отпуска или отгулов. Одни хотят раньше уйти отдыхать, другие — позже вернуться к трудовым будням. Но бывает и так, что сотрудник решает вовсе не возвращаться к работе. Годовые премии выплачены, можно подыскать новое место или даже сменить профессию.
При этом январь — дорогой для бизнеса месяц. Начинаются новые проекты, и внезапные увольнения в команде могут сильно попортить планы.
Узнали у предпринимателей из разных отраслей, как у них обстоят дела с январской текучестью персонала.
Наталья Бердникова, руководительница юридической компании INPLES
Уже два года сотрудники активно увольняются после новогодних праздников и выплат премий. В 2022 году, например, около 12% персонала решили уйти после праздников, в том числе несколько ключевых сотрудников из отделов маркетинга и продаж. В другое время года текучка персонала — меньше 3%.
В 2023 году ситуация немного улучшилась — посленовогодняя текучка снизилась до 9%. Мы связываем это со сложной экономической ситуацией в стране. А еще с результатами нашей работы по удержанию персонала: в том году мы повысили зарплаты всему коллективу.
Несмотря на это, январь по-прежнему остается месяцем с высоким числом увольнений. В 2024 году они тоже были, хоть и в меньшем количестве. Точные результаты подведем в конце года.
В январе чаще всего уходят сотрудники с должностей среднего звена. Это менеджеры по продажам, маркетологи, специалисты, которые работают в операционных и административных структурах. Особенно высока текучка в сферах ИТ и цифрового маркетинга — там большая конкуренция за кадры.
Увольнялись также специалисты по продажам, чьи результаты за год не соответствовали нашим ожиданиям, и менеджеры проектов, которые искали более интересные условия для профессионального роста.
Обычно мы замечаем признаки скорого увольнения. У сотрудников снижается вовлеченность, падает интерес к рабочим проектам. Например, в конце 2022 года один из менеджеров по продажам почти перестал участвовать в стратегических обсуждениях, не проявлял инициативу по новым предложениям для клиентов и в итоге уволился сразу после выплаты премии.
В 2023 году так же вели себя несколько сотрудников маркетингового отдела. Они начали выполнять работу формально, не вникали в детали, реже участвовали во встречах с руководством, проявляли меньше заинтересованности в карьерном росте. Все это позволило нам заранее предсказать их уход.
«Мы предложили сотруднику повышение, но он все равно ушел к конкуренту»
Чтобы удержать сотрудника, можем предложить дополнительные бонусы. Например, гибкий график или работу на удаленке. Но это не всегда работает: в январе 2023 года мы предложили ключевому менеджеру повышение, но он все равно ушел к конкуренту — там была выше зарплата и дополнительные социальные льготы.
Чтобы минимизировать последствия текучки, с ноября формируем кадровый резерв. Активно ищем кандидатов на ключевые позиции, обучаем и интегрируем их в процесс еще до пика текучки. Перераспределяем задачи между сотрудниками, чтобы снизить нагрузку на тех, кто останется. Это повышает общую продуктивность.
Еще создаем планы преемственности: разработали стратегию по передаче знаний и ключевых задач.
А чтобы повысить вовлеченность, проводим мероприятия для коллектива. Например, летом организовали «День семьи»: праздник для сотрудников и их детей.
Данил Каримов, владелец сети доставки суши Sushi Moji
В среднем в нашей компании увольняется один человек раз в два-три месяца, а за январь — сразу трое. По моим наблюдениям, чаще остальных в январе уходят повара: на них высокая нагрузка в декабре, люди переутомляются и после праздников не возвращаются. Также после Нового года часто уходят администраторы.
Сотрудники обосновывают уход разными причинами. Наиболее частые — по состоянию здоровья. Оно почему-то резко ухудшается после новогодних праздников.
Сотрудник, который уволится в январе, уже в декабре отказывается от участия в совещаниях дольше одного часа. В его речи появляются фразы вроде: «Не уверен, что я смогу», «Может быть, я не буду работать в следующем году». Возникает ощущение, что у сотрудника появился неожиданный запрос на отпуск. Коллеги замечают, что он игнорирует вопросы в корпоративных чатах, перестает проявлять заинтересованность в рабочем процессе. От этого страдает продукт.
«Шеф с командой после Нового года ушел в другую компанию»
Мы пытались удержать сотрудников от ухода в январе. Например, одному предложили работу в другом отделе, чтобы он мог разрабатывать идеи для новых продуктов. Сотрудник согласился и остался в компании.
Но это не всегда помогает. В 2021 году шеф-повар филиала со своей командой после Нового года ушел в другую компанию. Он проработал пару лет, набрался опыта, заработал авторитет у команды. В итоге, как мне кажется, поймал «звездную болезнь» — ему было уже недостаточно оклада и уважения, которые он получал. Шеф ушел и увел команду из четырех человек.
Это был внезапный удар для нас. Пришлось поставить на смены новичков: они не справлялись с объемом заказов, и филиал терпел убытки.
После ухода шефа мы проанализировали ситуацию и выяснили, что недостаточно хорошо понимали настроения сотрудников. Чтобы больше такого не случалось, стали чаще проводить личные беседы и совместные мероприятия. Например, как-то раз закрыли заведение чуть раньше и провели маленький корпоратив, чтобы все могли неформально пообщаться.
Кто-то скажет, что можно просто поднять зарплаты, но зарплата — не самый важный аспект. В нашей сфере большую роль играют внимание и признание. Поваров постоянно переманивают — важно вовремя обнаружить настроения сотрудников и принять меры.
Наша стратегия помогла укрепить отношения с командой. Больше массовых январских уходов у нас не случалось.
Алексей Оносов, предприниматель, бизнес-писатель
Сейчас у нас январская текучка выражена довольно слабо, но так было не всегда. Несколько лет назад мы столкнулись с серьезной проблемой — в январе уходило до 5—7% сотрудников. Это создавало значительные трудности для компании в начале года.
До введения всех мер по удержанию кадров, по нашим наблюдениям, январской текучке были больше подвержены сотрудники на рабочих должностях — операторы печатного оборудования, рабочие. Среди офисных работников чаще уходили менеджеры по продажам. Руководящий состав и ключевые специалисты более стабильны.
«Бывает и так, что люди слишком увлекаются праздниками и просто пропадают после получения премии»
Чаще всего решение об уходе принимается спонтанно, под влиянием праздничного настроения и мыслей о переменах. Поэтому заранее предугадать уход сотрудника удается редко. Бывает и так, что люди слишком увлекаются праздниками и просто пропадают после получения премии.
Чтобы удержать ценные кадры, мы пробовали разные подходы. Например, предлагали дополнительные премии за работу в январе. В прошлом году удалось удержать ключевого разработчика, предложив ему более интересный проект и повышение.
Кроме того, пересмотрели систему выплаты годовых премий. Теперь часть премии выплачивается в декабре, а часть — в феврале. Это позволяет снизить риск массовых увольнений сразу после Нового года.
За последние три года в среднем уходило не более одного сотрудника. В январе 2023 и 2024 от нас не ушел никто. Такой подход позволил эффективно справиться с проблемой январской текучки и стабилизировать ситуацию с персоналом.
Мы стараемся работать на опережение — уже осенью анонсируем планы по индексации зарплат и развитию компании на следующий год. Вводим дополнительные бонусы для сотрудников, которые остаются с нами более трех-пяти лет. Также мы усилили нематериальную мотивацию: предлагаем сотрудникам обучение, стажировки, участие в интересных проектах. Многие ценят возможность профессионального роста не меньше, чем деньги.
Некоторые компании активизируются в конце года, пытаясь переманить специалистов. Был случай, когда наш ведущий дизайнер получил заманчивое предложение от конкурента. Мы смогли удержать его, предложив руководство новым креативным направлением.
Чтобы противостоять агрессивному хедхантингу, стараемся поддерживать открытый диалог с сотрудниками. Регулярно проводим встречи, обсуждаем карьерные перспективы. Если человек получает предложение от другой компании, обсуждаем это и пытаемся найти взаимовыгодное решение.
Илья Глазырин, бизнес-тренер, Руководитель тренинговой компании Training Manager Eurasia
Клиенты отмечают высокую текучку кадров в январе. Наша компания проводит тренинги по управлению талантами высокопотенциальных или высокопрофессиональных сотрудников. К концу года видим запросы на мероприятия, которые бы удержали такие кадры, в том числе у крупных российских компаний, из топ-10.
Январский всплеск текучки, по нашим подсчетам, — 20—25% от нормы. То есть если в среднем за год текучка составляет 5—7%, то в январе она вырастает на 20%, до 6—9%.
«Премия — это триггер. Нужно расспрашивать сотрудников, что у них на душе»
Одна из причин — в том, что у многих людей завышенные ожидания от премии. Они видят рост ВВП, заказов, оборотов бизнеса и ожидают рост своего дохода. Однако для бизнеса рост часто «бумажный» — пропорционально увеличению стоимости продукта выросли издержки на его производство, логистику. В итоге сотрудники разочаровываются, получают годовую премию и уходят.
Но премия — это только триггер. Поэтому нужно расспрашивать сотрудников, что у них на душе, узнавать, чем они недовольны в своей работе.
Другая причина — сотрудникам психологически сложно выйти на работу в начале января. Такую ситуацию, например, я наблюдал у АШАН и Леруа Мерлен: все «сливки» с рынка сняты уже в декабре, сотрудники получили премию и не хотят выходить с 2 января. Теперь у них есть подушка безопасности, и те, кто не собирается всю жизнь сидеть за кассой, может взять паузу и затем отправиться искать другую работу.
Признак грядущего ухода после премии: сотрудник пишет заявление на отпуск, и количество дней в нем равно его неотгулянному отпуску. Значит, он собирается вслед за этим заявлением писать заявление на увольнение, чтобы ничего не отрабатывать в январе.
Мы дробим годовую премию на квартальные выплаты. Годовой бонус сам по себе неэффективен, поскольку ожидание в 365 дней слишком долгое и не мотивирует на протяжении всего года. Новогодняя премия зачастую стимулирует активность только в последний месяц года, что приводит к всплеску продаж в декабре, когда сотрудники стараются быстро заработать.
Разделение годового бонуса на квартальные выплаты помогает поддерживать мотивацию сотрудников более равномерно в течение всего года. Хорошо показывают себя «доски статистики отдела», где показано, кто и насколько выполнил план, какая премия ожидает в случае перевыполнения, какие есть конкурсы и бонусы с материальным стимулированием.
Чтобы сохранить сотрудников, мы несколько раз в год проводим опросы по поводу лояльности и удовлетворенности компанией. А в момент подачи заявления на увольнение проводим собеседование по удержанию.
Своим клиентам рекомендуем уже в середине октября озвучивать планы на индексацию зарплат, дополнительные премии по итогам года. Это помогает удерживать опытных сотрудников и привлекать новых, эффективный способ мотивации и укрепления кадрового состава.
Как вы боретесь с январской текучкой? Поделитесь опытом в комментариях.