С 2023 года в России отмечают День онлайн-предпринимателя — праздник тех, кто развивает свое дело через интернет. В первую очередь это селлеры и другие предприниматели, которые соприкасаются с e-commerce. Кроме этого, в онлайне развиваются HR-компании, диджитал-агентства и другие бизнесы.
Мы спросили у предпринимателей из разных онлайн-отраслей, почему они выбрали бизнес в интернете и как он повлиял на их жизнь.
Дмитрий Шуваев: пробил потолок дохода и сделал 1 млрд рублей выручки
К онлайн-бизнесу я пришел через несколько этапов. После того, как я получил математическое и экономическое образование, я работал аналитиком. Прошел путь в офлайне от младшего аналитика до руководителя отдела автоматизации большой дистрибьюторской компании. Спустя пять лет понял, что больше не хочу работать в офлайн-продажах.
Тогда я перешел в интернет-маркетологи в найме, за два года дорос до позиции директора по маркетингу и уткнулся в потолок дохода. Это был 2016 год, и для маркетолога внутри компаний предел зарплаты составлял примерно 200 000 ₽. У меня случился кризис: я хотел поднять доход, но не знал как.
«У меня случился кризис: я хотел поднять доход, но не знал, как»
Я отказался от найма и пошел в бизнес, чтобы найти себя. Сначала я пытался оказывать маркетинговые услуги разным компаниям. Потом запустил сетку сайтов для лидогенерации. Все это были микробизнесы со средней выручкой в 200 000—400 000 ₽. Пиковые показатели — 600 000—800 000 ₽.
Через год я нашел партнеров, с которыми запустил компанию. Они строили дата-центр, а я присоединился как маркетолог и за свою работу получил 5% в бизнесе. Мы два года вместе развивали компанию, а потом я продал свою долю и получил первый капитал на бизнес.
В 2020 году я увидел новое для себя направление — продажа товаров на маркетплейсах. Зашел сюда волею случая: партнер однажды рассказал, что у него есть производство из картона, B2B-продажи идут хорошо, а с B2C не получается. У меня было свободное время, и я предложил свою помощь. Пока выяснял, как правильно продвигать коробки, я задумался: а может, пойти на маркетплейс?
Первым продуктом был домик-раскраска. Я купил аналитический сервис, изучил открытые данные и увидел необычный продукт — картонные коробки для детей, домики-раскраски. Мне понравилась идея. Мы с партнером посчитали себестоимость и решили, что займемся производством и продажей. Нашу первую компанию мы создали на условиях 50/50. Поскольку маркетплейсы активно росли, мы хорошо зарабатывали на домиках. Сейчас мы вывели этот продукт из продажи, он уже нерентабельный.
Постепенно мы начали продавать самые разные коробки — для хранения, переезда и другие.
Когда мы начали продавать обычные коробки для переезда, они оказались ненадежными. Рвались, им требовался скотч. Мы начали думать, как решить проблему, и увидели на американском рынке самосборную коробку с двойным дном и тройными ручками. Мы заказали ее себе, посмотрели, как все устроено, сделали лекала на нашем производстве и начали производить. Это был фурор.
Мы вошли на рынок без рекламы — люди просто начали пользоваться и делиться друг с другом. До сих пор в рамках картонного направления это самый крутой продукт. Однажды я зашел в СДЭК забрать товары и увидел, что там тоже пользуются нашими коробками. Сейчас такой продукт повторяют все, кто может, потому что запатентовать его было невозможно, но мы продолжаем на нем зарабатывать.
Три года мы были лидерами этого рынка и активно собирали прибыль.
В 2022 году мы дошли до выручки в 35 млн рублей и в рамках новых партнерств начали запускать товары из Китая. Стали привозить сезонные товары, одежду, бытовую технику, привлекать новые деньги и развивать бизнес. Прошлый год по всей группе компаний мы закрыли с 1 млрд рублей выручки. В этом году ожидаем, что сделаем 1,3—1,4 млрд рублей.
Вся моя команда из 53 человек работает удаленно. У нас нет офисов, в офлайне только производство и фулфилмент. У нас нет потребности собираться вживую. Мы созваниваемся по Zoom, поздравляем друг друга. Пару раз я вывозил команду на корпоративы, а сейчас люди говорят: „Приехать повеселиться хорошо. Но зачем? Давайте эти корпоративы в виде бонусов“.
Онлайн-бизнес крут тем, что расширяется география и видение. У меня сотрудники находятся в разных частях России и света. Один операционный директор сейчас живет в Таиланде, а другой в Воронеже. Есть сотрудники из Новосибирска, из Москвы, есть те, кто когда-то жил в Аргентине, а сейчас в Питере. Я сам сейчас живу в Нальчике. Мы не привязаны ни к чему, и это здорово.
Когда мы с партнерами общаемся, и кто-то говорит: «Нам принципиально встретиться, познакомиться лично», я понимаю, что это просто не мой человек. Мне комфортнее с теми, кто тоже в онлайне, кто не видит этих границ — иначе урезаются варианты сотрудничества.
Четыре года онлайн-бизнеса сделали из меня крутого управленца. Благодаря тем проблемам, которые в нем были, я сильно ушел в психотерапию, чтобы разобраться, как строится бизнес и команда. У меня появился психолог, Ольга Отрадная. Она поставила меня на ноги, я еще и в себе разобрался. У меня случился колоссальный рост в том, как я сейчас общаюсь, какие у меня взаимоотношения с супругой, моим бизнесом, деньгами. Поэтому, если бы на старте я мог видеть свой путь до сегодняшнего дня, конечно, я бы по нему пошел.
У меня было немало ошибок, были десятки миллионов, пока мы строили эту компанию. Однако то, что я приобрел в финансовом плане, в плане личного роста и в плане роста себя как предпринимателя и управленца, — дорогого стоит.
Семен Кибало: стал независимым и смог свободно путешествовать
Я посвятил 10 лет офлайн-бизнесу по производству одежды. В 22 года я запустил компанию UniFashion, продавал толстовки с логотипами университетов. Позднее у меня появилось собственное производство в Санкт-Петербурге, я перешел в очень высококонкурентный бизнес — печать на футболках и толстовках.
Это было здорово, потому что есть товар, который можно пощупать. На улицах я встречаю людей, которые покупают мой продукт и довольны им. Когда таких людей десятки тысяч, ты чувствуешь свой вклад, понимаешь, что благодаря своей команде делаешь вещи, которые радуют других.
В начале 2020 года, когда началась пандемия, я решил завести свой блог. Назвал его «Инвестор за выходные». Каждый день я рассказывал про то, как любой может начать инвестировать и получать пассивный доход. Без профильного образования, опыта и даже без существенной суммы на счете. Я описывал свой опыт, упрощал и публиковал научные работы в простой форме. Через несколько месяцев решил запустить первый платный продукт. Подписчики восприняли это позитивно и начали покупать курс.
«Я подумал: „Вау, ничего себе, я могу быть полезен“»
Сначала я проводил недорогие вебинары, в основном для своих знакомых, подписчиков. В конце года я собрал все свои публикации воедино и подписал контракт с лучшим бизнес-издательством в России — Альпина Паблишер. Вышла моя звездная книга «Инвестор за выходные. Руководство по созданию пассивного дохода». Она дала мне мощный трамплин к онлайн-деятельности, которая продолжается до сих пор.
Пока мы редактировали книгу, параллельно я с командой начал запускать наставничество. Это был полноценный онлайн-курс длиной два месяца — «Формула инвестиций»: как начать инвестировать с нуля, как привести личные финансы в порядок, как правильно покупать акции, чтобы долгосрочно зарабатывать.
Сначала мы привлекли первые 20 человек, потом еще 20 человек, потом вышла книга — и она хорошо залетела, мы продали больше 60 000 экземпляров. Ко мне до сих пор приходят новые люди, которые прочитали книгу, — она создала большой кредит доверия.
Позже я увлекся криптовалютой. Первые шаги в ней я делал с 2017 года, но наращивать позицию стал только в 2021—2023 годах. После этого вышел мой второй курс — «Криптоинвестор за выходные». Сейчас мы пишем одноименную книгу с издательством.
Лучшее в онлайне — это гибкость. Мне не нужно привязываться к конкретному месту. В начале 2021 года я переехал жить на Бали — сначала это были зимовки, а теперь окончательно остановился и уже четыре года здесь. Даже в путешествиях по Аляске, Нью-Йорку, Корее, Японии я постоянно вел онлайн-встречи для своих учеников.
Моя главная ценность жизни — это независимость. Я хочу заниматься только тем, что мне нравится и что мне интересно, быть, сколько мне нужно, в той стране, где мне комфортно, и окружать себя близкими мне людьми. Онлайн-бизнес четко ложится в эту концепцию.
Я продаю свои знания и одновременно развиваюсь сам. Когда набираешь новую группу людей, ответы на все вопросы заранее не знаешь. Поэтому приходится что-то читать, больше изучать, записываться самому на другие курсы, повышать квалификацию.
Онлайн-бизнес можно начать с нуля и без большой команды. Вы просто открываете соцсети и начинаете писать текст, снимать рилсы, на вас подписываются люди, если вы с увлечением публикуете то, что вам нравится. Не нужен стартовый капитал — соцсети бесплатные. Главное — найти тему, в которой вы эксперт и которая вам интересна, чтобы постоянно в ней развиваться.
В онлайн-бизнесе все можно оцифровать и измерить. В том числе холодный трафик, конверсию в новых подписчиков, какие подписчики переходят в закрытый канал, какие заполняют анкету в предзаписи. В офлайне это сделать сложнее.
Образовательные проекты онлайн подпадают под патент — это заметно оптимизирует налоги. Можно продавать на 60 млн рублей и платить 50 000 ₽ в год. Это выгодно, причем все официально.
Александра Авдеева: стала более дисциплинированной и эффективной
Мой бизнес сфокусирован на PR-поддержке предпринимателей и экспертов. С помощью интеллектуальных навыков и софт-скиллов я создаю пользу и ценность для людей. Занимаюсь этим больше шести лет, и это до сих пор меня вдохновляет. Всегда есть возможность взаимодействовать с интересной целевой аудиторией — предпринимателями.
Я начала заниматься онлайн-бизнесом около шести лет назад, когда он еще не был мейнстримом. Помню, как снимала квартиру с подругой: она каждый день уходила в офис, а я оставалась дома. Тогда фриланс воспринимался многими как что-то несерьезное, а идея развить бизнес из фриланса казалась сомнительной. Немногие верили, что можно эффективно работать и зарабатывать из дома. Конечно, в начале доход был минимальным, но были другие преимущества.
Онлайн-формат работы дает свободу выстраивать свой день. Эта гибкость позволила подстраивать рабочий график под свои ритмы. Захотелось — пошла на тренировку в середине дня, почувствовала прилив энергии — поработала в выходные или ночью. Онлайн-работа открыла новые возможности, которые были недоступны при фултайм-занятости в офисе. Хотя, конечно, это требует определенных навыков организации и ответственности.
Раньше я работала офлайн: в рекламной компании, бизнес-школе, PR-подразделении премиального фитнес-клуба. Но строгий офисный график часто не позволял заниматься задачами в ресурсном состоянии. Например, иногда утром организм требует больше сна или, наоборот, спортивной нагрузки, а вместо этого нужно быть в офисе по графику и заниматься важными рабочими вопросами в период низкой эффективности. Эти ограничения стали очевидным минусом офлайна.
Ключевое преимущество бизнеса в онлайн-формате — мобильность и отсутствие привязанности к месту. Все, что нужно для работы, — ноутбук, телефон и несколько часов. Это дает ощущение устойчивости в мире, который постоянно меняется. Яркий пример — пандемия, когда интерес к работе онлайн и всевозможным онлайн-сервисам вырос. Люди искали способы быть замеченными, а я помогала им адаптироваться к новым реалиям. Это время стало важным этапом моего профессионального роста.
Предпринимательская деятельность в онлайне сделала меня более дисциплинированной и эффективной независимо от места, где я нахожусь. Онлайн-работа — классное подспорье в переходных периодах жизни. Например, во время переезда или в случае форс-мажоров, которые требуют большей вовлеченности, такая занятость позволяет не делать мучительный выбор, а совмещать работу и личные дела.
«Я могу работать из дома, из кафе, в поездках, поэтому мне легко сочетать работу с другими аспектами жизни, включая переезды, длительный отпуск и даже рождение ребенка»
Онлайн-формат также позволяет работать с предпринимателями из разных стран. С теми, кто тоже не привязан к конкретным местам и офисам. Это расширило мой кругозор и круг социального общения — а это тоже огромный социальный капитал.
Благодаря дистанционной работе я смогла улучшить свое портфолио. Я работаю с предпринимателями со всего мира, включая США, где помогаю с публикациями, необходимыми для выдачи виз, с продвижением на федеральном уровне. Среди моих клиентов — компании с сотнями сотрудников, участники конкурса «Предприниматель года», проекты из Книги рекордов России. За шесть лет я собрала портфолио из более чем 400 публикаций в онлайн-изданиях, журналах, на ТВ и радио. Это крепкий фундамент моей профессиональной репутации.
Если бы мне в начале пути показали, чего я достигну в онлайн-бизнесе, я бы, без сомнения, выбрала этот путь снова. Это одно из лучших решений в моей жизни.
Илья Севериненко: за год дошел до выручки 1,6 млн рублей
Я руковожу процессом вывода экспертов на маркетплейсы и их сопровождением. Выбрал это направление потому, что сам продавал на маркетплейсах, и я вижу большой потенциал в работе с селлерами. У новичков часто появляются сложные вызовы, с которыми мы можем помочь им справиться.
За год я прошел путь от первой закупки на 40 000 ₽ до выручки в 1,6 млн рублей в месяц. Получилось выстроить такую схему работы, при которой товар от производителя сразу отправлялся на склады маркетплейса по всей европейской части страны.
«В какой-то момент отпала необходимость в складе и весь бизнес стал помещаться в ноутбуке»
Начиналось все как хобби, которое приносит дополнительный доход. Меня привлекли возможности относительно простого заработка и совмещения с основным местом работы. В офлайне всегда работал в найме, а тут почувствовал, что значит работать на себя и полностью отвечать за все этапы бизнеса.
Основной минус офлайна для меня — масштабирование происходит только через людей. Чтобы продавать больше, тебе нужно больше сотрудников. В онлайне этот порог ниже: знаю примеры, где один-два человека справляются с магазином, у которого выручка доходит до 5 млн рублей в месяц. Для офлайна такой сценарий маловероятен.
Не сказал бы, что офлайн или онлайн сложнее или проще. Каждый должен заниматься тем, что у него лучше получается и что ему больше нравится.
Мне нравится, что онлайн-бизнес намного более оцифрованный и прозрачный. Личный кабинет любого маркетплейса — этот как пункт управления полетами в аэропорту. Все данные перед тобой — знай, как их интерпретировать и как с ними работать, и весь бизнес на ладони.
Предпринимательство очень сильно развивает. Постоянно возникают ситуации, которые сложно предсказать, и приходится их решать самостоятельно, так как это твой бизнес и ответственность переложить не на кого. А спектр этих ситуаций может быть очень широк. Ты можешь обнаружить, что приехал на ночную отгрузку товара в три часа ночи, а в пропуске на машину ошибка или что маркетплейс обновил оферту и новая информация предполагает существенные изменения в процессе работы или ценообразовании.
Основной инсайт как раз и связан с принятием ответственности — в любой компании это одна из ключевых проблем, на мой взгляд.
Начало продаж на маркетплейсе в 2020 году было золотым временем — сейчас все сложнее. Правила и условия маркетплейсов ожидаемо ухудшаются для продавцов, и приходится прилагать намного больше усилий для аналогичного заработка. Но это нормально, такова эволюция любого бизнеса — выживает только тот, кто силен в нужных для работы компетенциях.
Даже если бы я на старте видел свой путь в онлайн-предпринимательстве до сегодняшнего дня, однозначно шагнул бы на эту дорогу.
Антон Кириллов: расширил горизонты своих возможностей
В свое время я просто обожал компьютеры. Мне нравились компьютерные игры, в какой-то момент стало интересно работать в Photoshop — просто поизучать, что это такое. Так я стал дизайнером, а через дизайн я уже пришел к открытию своей студии. FinTech и HRTech я выбрал, потому что мы с партнером увидели там деньги и пользу для людей.
«Я думаю, что большая часть предпринимателей, особенно в онлайне, — это просто бывшие программисты, у которых что-то получилось»
Мы выбираем цифровую среду из любопытства, а остаемся — потому что это удобно. Это тот вид занятости, который выживет в будущем, потому что человеку хочется путешествовать, пробовать разное, в том числе разные форматы жизни. Онлайн-бизнес это позволяет делать, а офлайн — нет. Офлайн подходит для режима оседлости, когда ты уже решил, где хочешь жить постоянно.
Цифровая среда позволяет масштабироваться гораздо быстрее. Масштабироваться до состояния, когда можно заработать условные 10 млн долларов, гораздо проще в интернет-бизнесе. В онлайне предприниматель один раз что-то сделал и потом просто копирует на всю свою клиентскую базу. В офлайне в продуктовом бизнесе, чтобы заработать эти 10 млн долларов, нужно условно 100 млн долларов оборотного капитала на выпуск продукта.
У меня есть и офлайн-, и онлайн-бизнес, но в первом я вижу больше угроз. Если есть склад с товарами и цифровой продукт, мне более тревожно за склад, чем за код, который у нас написан. Уровень развитости людей, у которых есть центральный доступ к ядру бизнеса, в офлайне другой.
Везде есть риск — обиженный программист может сделать бэкдор и потом что-нибудь натворить. Но все-таки вероятность того, что программист накосячит и устроит подлянку, сильно меньше, чем вероятность того, что это сделает работник склада — например, внезапно решив открыть коробку со склада и съесть печенье из нее.
Общий вайб работы в онлайне мне тоже нравится больше. Здесь более современные молодые ребята, мы с ними ближе по возрасту, и у меня с ними больше общих тем. Сложно обсудить с условным управленцем склада новые серии аниме. А с каким-нибудь программистом не только новые, но и старые можно.
Главное, что я понял в онлайн-бизнесе: те успехи, которых я достиг с продажей компании, несоизмеримы с тем, что действительно можно сделать. Это не только мое осознание, но и осознание партнера. Когда получаешь много денег и спустя некоторое время находишь им применение, попадаешь в другой формат социума. Ты понимаешь, насколько ты узко смотрел на вещи и насколько большее влияние можешь оказывать.
Я недавно читал интересную статью, в которой была такая фраза, что большие миллиардеры начинают влиять на общество и политическую повестку — на то, как развивается жизнь на Земле. Сейчас я думаю, что успехи в бизнесе ведут дальше именно в эту сторону, когда твое мнение может превратиться в действие, которое касается сотни тысяч людей.
Если бы мне на старте показали мой дальнейший путь в онлайне, я бы на него шагнул, но по-другому. Я не разочарован в том результате, который у меня есть. Но абсолютно точно его можно было масштабировать еще сильнее. Если бы я сейчас вернулся к себе на пять-десять лет назад, я бы себе сказал: «Антон, твои текущие цели, мягко говоря, не амбициозные». Я бы хорошенько с собой поговорил, показал бы масштаб и как это работает. Тогда за счет другого подхода сегодня, наверное, мы бы могли сделать ×5 или даже ×10 от того, что имеем сейчас.
Денис Пронкин: год за годом растет в бизнесе
Онлайн-бизнес гораздо проще для входа. Формально вам нужно только средство коммуникации — телефон и компьютер. Мы с бизнес-партнером зашли в онлайн-бизнес на нулях с точки зрения денег. У нас была открытая для нас сфера диджитал-агентства, где мы видели масштабируемость и рост. Были коммуникации с брендами, коммуникации внутри агентства, контакты на руках, было понимание, какие УТП помогут нам выделиться, и мы с этим спокойно могли войти в нишу. В целом так и получилось.
«Можно было строить офлайн-агентство, но на его реализацию требовалось больше денег»
В онлайн-предпринимательстве для меня самое ценное — высокая скорость поиска и принятия решений. Онлайн подразумевает быструю коммуникацию и позволяет быстрее активировать ресурсы, которые необходимы на подключение к той или иной задаче.
В нашей сфере важно быстро находить контакты, успевать обрабатывать информацию и доставлять ее до клиента. Ты не успеешь за этим ритмом, если будешь ходить к каждому клиенту индивидуально. Может быть, этот подход и правда лучше работает, но я не знаю, что нужно, чтобы добраться до каждого.
Мои личные задачи сейчас буквально все в онлайне. Я сейчас даже практически от формата посещения конференций отошел, потому что все контакты могу найти в интернете. Бухгалтерия, статистика ведения проектов, поиск сотрудников, коммуникации — это все онлайн. Выполнять эти задачи офлайн сейчас уже даже сложнее.
Отчасти приятная возможность — удаленная работа. Однако я пока еще не освоил этот навык, чтобы работать не из дома. Очень тяжело решать задачи где-то в дороге. Думаю, что еще потестирую этот формат.
Главное наше достижение — это рост год к году. Наверное, для бизнеса это самое важное, что он не стагнирует, а растет. Еще благодаря онлайну мы стараемся думать про продукты, потому что продукты в большей степени — это альтернативный формат ведения бизнеса. Он подразумевает под собой абсолютно другую стратегию продаж, коммуникации, развития и масштабирования в том числе. Онлайн-продукты позволяют нам преуспеть в онлайн-бизнесе, и мы сейчас как раз тестируем эти гипотезы.
Пандемия не была для нас золотым временем, мы так же перестраивались, как и другие бизнесы. Во время локдауна мы не понимали, как будут работать сейчас наши клиенты: по факту они — представители офлайн-бизнеса. Возможно, пандемия дала небольшой толчок в нашей сфере, потому что это позволило многим клиентам переформатироваться на онлайн-формат. Ряд наших клиентов вырос за счет этого. Однако я бы не сказал, что это был грандиозный эффект для нас.
Был ли у вас опыт ведения бизнеса онлайн? Поделитесь в комментариях.
Благодарю за статью! Всем героям — процветания!
Очень интересно, спасибо!