С 1 сентября 2024 года таксистам нужно иметь при себе полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика — ОСГОП. Он должен защитить пассажиров во время поездки. Чтобы получить ОСГОП, водителям нужно разрешение на работу в такси.
До конца октября действует переходный период — наказывать за отсутствие полиса не будут.
Разобрались, как будут действовать новые правила и как к ним подготовиться.
Что такое ОСГОП и зачем он нужен?
ОСГОП — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. С 2013 года этот полис обязателен при перевозках любыми видами транспорта, кроме метро и такси. В 2023 году Госдума приняла закон, который распространяет норму об ОСГОП и на такси.
Это уже второй вид страховки в сфере такси, сейчас все таксисты обязаны получать полис ОСАГО. По предварительным расчетам Банка России, стоимость нового полиса составит от 1 300 до 5 400 ₽.
В Центробанке отмечали, что новая обязательная страховка для такси повышает финансовую защищенность пассажиров: за вред здоровью, причиненный во время поездки, можно будет получить до 2 млн рублей. Сейчас лимит по полису ОСАГО — 500 000 ₽.
Без полиса ОСГОП могут отобрать разрешение на работу?
Да, могут. Если у перевозчика не окажется полиса ОСГОП, действие его разрешения приостановят на срок до 30 дней, а затем могут аннулировать.
Впрочем, большинство таксистов сегодня работают без разрешения. По данным союза пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», среди самозанятых водителей разрешение есть только у 21 000 человек, то есть 1,5% от общего числа. Среди работников таксопарков — у 600 000 человек, то есть 60%, основная часть которых из Москвы. Таким образом, только у 25% водителей сегодня есть разрешение на работу в такси.
Причина массового отсутствия разрешений — в сложностях выполнения всех требований закона о такси, подписанного в декабре 2022 года. Среди прочего закон обязывает таксистов перекрашивать автомобиль в определенный цвет, установленный в регионе, и оформлять путевой лист с отметками о ежедневном медицинском и техническом осмотрах.
Реальные предприниматели делятся опытом
- «Найдем инвестора — он отберет компанию». Сооснователь Restik поделился заблуждениями, из-за которых компания не получала прибыль четыре года
- Сотрудники прятали хлеб, крыса вынудила закрыть кафе, клиенты ушли к конкурентам из-за разницы в 9 ₽: реальные истории, которые было трудно предвидеть
- «Терпела до последнего, а потом разом прощалась»: 4 истории про ошибки в найме
- Убрали план продаж и дали сотрудникам полную свободу в принятии решений, чтобы снизить текучку. Рассказываем, к чему это привело
- Как предпринимателю разделять дела и стимулировать сотрудников работать на результат: Герман Гаврилов об основах управления
Какие проблемы могут возникнуть при оформлении полиса?
Общественный совет по развитию такси в июле предлагал отсрочить вступление в силу закона о полисе ОСГОП для такси до 2028 года из-за повышения административной и финансовой нагрузки для водителей.
Так, полис ОСГОП оформляется на одно транспортное средство и действует в течение года, но многие самозанятые водители берут автомобили в аренду и меняют их — в таком случае им придется оформлять полис на каждую новую машину. При этом в ОСГОП не предусмотрена система перерасчета или компенсаций в случае досрочного расторжения договора о страховании, отмечают эксперты совета.
Еще одна причина недовольства в отрасли — неравноправные страховые выплаты. В случае ДТП независимо от виновника аварии пассажиры могут рассчитывать на компенсации до 2 млн рублей, а водителям и пешеходам полагаются выплаты лишь до 500 000 ₽ по ОСАГО.
Также пока неясно, как будут оформлять выплаты пострадавшим пассажирам, так как полис ОСГОП не адаптирован под легковое такси.
Какое наказание ждет бизнес без полиса ОСГОП?
С ноября 2024 года за отсутствие полиса ОСГОП в такси перевозчику могут выписать штраф:
- от 40 000 до 50 000 ₽ для ИП или директора транспортной компании;
- от 250 000 до 500 000 ₽ для малых предприятий;
- от 500 000 до 1 000 000 ₽ для крупных и средних компаний.
Вырастут ли цены на услуги такси после введения новых правил?
Мнения участников рынка расходятся. Многие опасаются повышения цен на такси в связи с оттоком кадров, ростом расходов на оформление нового полиса и высокими штрафами за его отсутствие. Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова в комментарии Известиям оценивала, что поездка, которая сейчас обходится пассажиру в 1 000 ₽, подорожает до 1 300 ₽. Однако так считают не все.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Работаете в сфере такси? Расскажите, есть ли проблемы с оформлением полиса ОСГОП?
Очень противоречивая инфо относительно сроков покупки ОСГОП. Какой документ устанавливает переходный период до 31.10. Спасибо.
liss22_kva, добрый день! Правила прописаны в документе: Федеральный закон от 24 июня 2023 г. N 278-ФЗ.
Эксперт, спасибо. Вопрос был про сроки.
liss22_kva, с 1 сентября 2024 года у перевозчиков будет 60 дней (до 31.10.2024), чтобы получить полис ОСГОП и предоставить сведения о нём в уполномоченный орган субъекта (ст. 4 ФЗ № 580).
Конечно. Я столько не зарабатываю. Вообще работаю по свободному графику — в воскресенье. Чисто кошке на еду. Потому что имею авто в кредите.