Редакция Бизнес-секретов совместно с командой Посифлоры провела исследование цветочного бизнеса. Посмотрели, как изменились средний чек и объем продаж цветов в России за 2023 год и первый квартал 2024 года.
Исследование будет полезно начинающим предпринимателям, которые только запускают или недавно открыли цветочный салон, а также маркетологам и руководителям из этой ниши.
Основные выводы
- В 2023 году покупатели стали чаще приобретать цветы и тратить на них больше денег. Во многом на тренд влияет рост среднего чека. Однако эксперты сходятся во мнении, что за последние два года заметно вырос интерес потребителей к букетам и цветочному декору.
- В первом квартале 2024 года средний чек на покупки в цветочных вырос на 17% по сравнению с первым кварталом 2023 года. Такую динамику определяют экономические факторы: рост курса валют и расходов на логистику.
- За 2023 год рост цветочного рынка составил 17% по сравнению с 2022 годом. Аналитики Посифлоры сделали такой вывод на основе данных об оборотах цветочных компаний. Средний ежемесячный оборот цветочного магазина в 2023 году — 1 252 352 ₽.
- Покупатели все чаще пользуются онлайн-платформами для покупки цветов. По данным о транзакциях клиентов Т-Банка, в 2023 году доля онлайн-покупок цветов составила 9%. В первом квартале 2024 года доля онлайн-покупок продолжила расти.
- Flowwow — самый популярный цветочный маркетплейс среди потребителей. В 2023 году количество покупок на Flowwow выросло на 51%.
Что мы учитывали
В основе исследования — обезличенные данные от аналитического проекта T-Data о транзакциях более 40 млн клиентов Т-Банка. Также в исследование вошли обезличенные данные более 2 500 бизнес-клиентов Посифлоры — программы для цветочного бизнеса.
За год количество покупок выросло на 6%, объем — на 14%
Редакция Бизнес-секретов отмечает рост числа покупок в 2023 году на 6% относительно показателей 2022 года. За первые четыре месяца 2024 года прирост в количестве покупок составил 4% к январю — апрелю 2023 года.
Объем покупок в 2023 году вырос на 14% по сравнению с 2022 годом. В первом квартале 2024 года прирост составил 22% к тому же периоду 2023 года. Это значит, что тратить на цветы потребители тоже стали больше.
Изучение аналитики показывает еще один тренд: спад между весенним и осенним пиками покупок сглаживается. В период с мая по август 2023 года объем продаж вырос на 18% по сравнению с этими месяцами годом ранее. Количество покупок выросло на 8%.
Этот тренд подтверждают и эксперты. По мнению владельцев цветочных салонов, за последние пару лет покупатели стали чаще приобретать цветы и больше тратить на них в течение всего года. Другой причиной роста объемов продаж, по мнению экспертов, стало развитие цветочных маркетплейсов.
По данным клиентов Посифлоры, по итогам 2023 года в среднем один клиент цветочного магазина совершал в течение года 3—4 покупки.
Советы из книг: как продвигать продукт и растить продажи
Средний чек на цветы вырос за год на 7,5%
По данным T-Data, в 2023 году средний чек на покупку в цветочных магазинах составил 1 649 ₽. Это на 7,5% больше, чем годом ранее, — 1 534 ₽ в 2022.
В 2024 году средние траты покупателей цветочных продолжают расти. Это можно увидеть на примере мартовского пика продаж. В марте 2022 года средний чек составил 1 846 ₽, в марте 2023 — 1 861 ₽, а в марте 2024 — 2 187 ₽. За год мартовский средний чек вырос на 18%. В целом по сравнению с январем — апрелем 2023 года рост в этот же период в 2024 году составил 17%.
Объем цветочного рынка увеличился на 17%
Для оценки объемов рынка мы обратились к данным бизнес-клиентов Посифлоры и изучили обороты цветочных салонов. В выборку попали компании микробизнеса со среднемесячным оборотом преимущественно до 2 млн рублей.
По данным аналитиков Посифлоры, за 2023 год средний годовой оборот цветочных магазинов вырос на 17% по сравнению с показателем 2022 года.
В течение года средний оборот бизнеса держится на относительно ровном уровне — за исключением просадки в январе и пика в марте. По сравнению со среднемесячным оборотом в течение года средний оборот марта почти вдвое выше. В 2023 году средний оборот марта вырос на 23% к показателям 2022 года, а в 2024 динамика среднего оборота бизнеса в марте составила 14% к марту 2023.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Доля онлайн-покупок и популярность нишевых маркетплейсов продолжают расти
Доля онлайн-покупок год от года растет. По данным транзакций клиентов Т-Банка, количественный показатель вырос незначительно, но тренд на учащение заказов в онлайне есть. В течение 2022 года доля онлайн-покупок составила 8%, в 2023 году — 9%.
В количестве онлайн-покупок также есть рост. По данным сервиса интернет-эквайринга «Т-Касса», с 2020 по 2024 год спрос на заказ цветов в онлайне вырос в три раза. Это выражается в росте числа клиентов и количества транзакций. Аналитики отмечают, что средний чек на покупку цветов в онлайне вдвое выше, чем при офлайн-покупках.
Команда Бизнес-секретов изучила транзакции клиентов Т-Банка на популярных цветочных маркетплейсах, доступных в городах-миллионниках: Flowwow, Flawery, Flora Express, Flor2u. В выборку не вошли универсальные маркетплейсы.
За последние три года самый весомый рост по количеству покупок заметен на Flowwow. При этом средний чек этого маркетплейса ниже, чем на других платформах. Это может быть связано с более широким ассортиментом «нецветочных» товаров и охватом сервиса в регионах. Также данные о транзакциях показывают, что с 2021 года доля Flowwow по количеству транзакций в регионах выросла, что делает его одним из самых популярных цветочных агрегаторов для клиентов.
В полную версию исследования мы включили более подробное описание трендов. Также добавили экспертные комментарии представителей Яндекс Маркета и Flowwow о потребительском поведении. В текст вошли интервью с владельцами цветочных салонов об инструментах, которые помогают предпринимателям в продвижении услуг и выстраивании бизнес-процессов. В конце разобрали рекомендации по развитию цветочного бизнеса в 2024 году.
Какие инструменты помогают вам увеличивать средний чек и работать с лояльностью клиентов?