Реальная история: компания несколько месяцев делает сайт, до мелочей все отрисовывает с дизайнером, пятьдесят раз вносит правки — и вот вроде бы все готово, официальный релиз. Но оказывается, что на сайт нельзя прикрутить оплату. А все дело в том, что в первую очередь думали о дизайне, а не о CMS.
Статья поможет понять, чем отличаются разные CMS. Вы сможете выбрать ее сами или проконтролировать разработчика.
Что такое CMS
CMS (content management system) — система управления контентом сайта. Например, Wordpress, Joomla или 1С-Битрикс. Грубо говоря, эта система делает так, что текст и картинки собираются в готовую страницу. В реальности она устроена сложнее, но нам хватит такого объяснения.
Маркетологу нужно загрузить новый товар на сайт. Он вносит в специальную форму название, описание и прикрепляет фотографию. После публикации новый товар появляется на сайте, и его видят клиенты.
CMS упрощает работу. Без нее каждый раз приходилось бы писать весь код страницы и прописывать отображение каждого отдельного элемента. На это уходило бы много времени. Плюс для компании это дополнительные затраты на поддержку штата разработчиков.
У предпринимателя интернет-магазин на три товара. Сайт самописный, без CMS. Один раз создали страницу товара, а для следующих — просто копируют код и вносят новые названия товаров, описание и фото. Пока товаров три, такой подход возможен.
Представим, что у предпринимателя пополнился ассортимент, теперь это 100 товаров. Периодически нужно добавлять новые фотографии, обновлять описание. Чтобы поддерживать это на самописном сайте, нужно нанимать отдельных людей и разработчика, который будет ловить и исправлять ошибки. Вот здесь уже без CMS обойтись сложно.
Предприниматель с разработчиком один раз создают логику сайта, отрисовывают дизайн, а дальше остается вводить данные о новых товарах в специальные формы. После публикации они отображаются на сайте в нужных местах.
Нужно понимать, что CMS — это не внешний вид сайта. Это то, что не видит пользователь, система управления внутри. Когда компания собирается делать сайт, ей важно подобрать CMS под свои задачи.
CMS разрабатывают для разных задач. В целом все их можно разделить на два типа:
- Самописные.
- Коробочные — коммерческие и открытые.
Как навести порядок в деньгах бизнеса и личных сбережениях
- Как свести доходы с расходами: 4 совета из книги консультанта по финграмотности «Девушка с деньгами»
- Как инвестировать время и деньги, чтобы обрести финансовую свободу: 5 принципов из книги «Капитал»
- 9 способов получать пассивный доход
- 10 фильмов про деньги
- 3 проверенных десятилетиями совета по управлению финансами из книги «Самый богатый человек в Вавилоне»
Самописные CMS
Такие системы пишут под конкретную задачу и используют для крупных проектов, таких как Ozon, Ютуб или Инстаграм*. Для этого нанимают команду разработчиков, они пишут уникальный сайт и систему управления им.
Самописные CMS могут разрабатываться конкретной студией и использоваться только ею. Например, Студия Артемия Лебедева для своих проектов пользуется собственной системой «Имприматур».
Для простых задач малого и среднего бизнеса такие сайты обычно не нужны: вы не сможете использовать весь потенциал самописной CMS и при этом потратите больше, чем при использовании коробочного решения.
Это можно сравнить с покупкой одежды на заказ: вам сделают все так, чтобы сидело четко по вашей фигуре, и это будет сделано качественно, но стоит такая одежда дороже, чем одежда в магазине, и далеко не каждому нужна. Так и с самописной CMS: все будет здорово, но стоить такой сайт будет сильно дороже.
Часто в самописных проектах разработчики не пишут пояснения к каждой функции кода: зачем описывать то, чем будешь пользоваться только ты и к тому же всего один раз? Из-за этого разобраться в структуре и логике работы самописной CMS постороннему человеку сложно: нужно либо спрашивать у разработчика, либо додумываться самому.
В случае с самописной CMS компания как бы привязана к конкретному разработчику и другой не сможет быстро включиться в работу. Придется платить за анализ кода и за доработку или обращаться к изначальному разработчику.
Самописные системы достаточно надежно защищают данные сайта и информацию о клиентах. Разработчик может сам позаботиться о безопасности. Да и взломать самописный сайт гораздо сложнее: у него уникальная структура, а логику кода понимает только разработчик.
К тому же зачем взламывать систему, на которой написан один или несколько сайтов компании? Получишь доступ только к информации одной компании — а ведь можно взломать сразу несколько тысяч сайтов, если нацелиться на популярную CMS.
Коробочные
Это готовые системы для управления сайтом. У каждой определенный набор решений. Например, блог можно сделать на WordPress, а интернет-магазин лучше делать на 1С-Битрикс и Joomla.
С помощью коробочных решений можно создать практически любой стандартный сайт: интернет-магазин, блог, информационный портал, форум, промостраницу, каталог, научный журнал, онлайн-сервис и много чего еще.
Все сайты на одной CMS устроены одинаково. А для разработчиков есть понятная документация. Не придется каждый раз заново разбираться в случае доработки или писать с нуля весь код. В целом доработка выходит дешевле.
В коробочных решениях есть несколько независимых друг от друга частей, из которых собирается сайт: контент, тема, плагины и админка. Разработчику достаточно собрать готовые блоки в единый сайт и настроить правильное их взаимодействие.
Контент. Это картинки, текст, названия статей, теги категории, описание товаров, цены, адрес и телефон. Все это хранится в базе данных и никак не связано с внешним видом сайта.
Тема, или шаблон. Тема определяет порядок расположения элементов контента на странице, их взаимосвязь между собой. Где будет картинка, а где текст, каким шрифтом написаны заголовки, какой основной цвет страницы и как выглядят кнопки меню. Всю эту информацию хранит в себе тема.
Если установить на сайт с одним и тем же контентом разные темы, то сайты могут кардинально отличаться. Однако контент останется неизменным — поменяется только внешний вид сайта.
Темы бывают платные и бесплатные. Для каждой популярной CMS можно найти каталог тем и выбрать понравившуюся, прикинуть, как в ней будет выглядеть ваш контент, и установить себе. Однако часто темы выглядят красивыми только из-за правильно подобранных фотографий и композиции. С вашим контентом тема может выглядеть по-другому.
Плагины. Если стандартных функций CMS не хватает, устанавливают плагины. Они расширяют возможности CMS. Это что-то вроде приложения на вашем смартфоне: вы устанавливаете приложение — и у вас появляется новая функция. Так же и с плагинами для CMS.
С помощью плагинов можно добавить на сайт прием оплаты картой, расчет доставки товаров в транспортной компании или отправлять данные о покупателе в сервис для рассылок писем.
Плагины, так же как и темы, бывают платными и бесплатными. Найти нужный плагин можно в каталоге плагинов или просто через поиск в интернете.
Если готового плагина нет, его можно написать самостоятельно. Для этого нужен разработчик, который разбирается, как устроена конкретная CMS, и умеет писать код на ее языке программирования. Но обычно все необходимые плагины есть.
Например, можно написать специальный плагин для выгрузки данных о покупке в сервис рассылок, чтобы он автоматически понимал, какой вариант письма прислать клиенту. Или добавить плагин для выгрузки данных сайта в бухгалтерскую программу.
Админка. Специальная страница, через которую вы будете управлять сайтом. Менять темы, устанавливать плагины, добавлять статьи и картинки, редактировать содержимое отдельной страницы или удалять их. Здесь же находится и скрытая часть, которая связывает воедино все предыдущие блоки и управляет их взаимодействием.
Открытые коробочные CMS
Открытые CMS распространяются по лицензии GNU GPL — General Public License. Это системы с открытым исходным кодом, их можно получить бесплатно. Код такой системы доступен любому, и его можно свободно изменять, при этом авторские права создателей не нарушаются. По такой схеме работают WordPress, Joomla и OpenCart.
Любой желающий может разобраться в коде и понять, как на нем создать сайт: все источники открыты и бесплатны. Из-за этого разработчиков, которые пишут сайты на открытых CMS, очень много, но качество работы никто не гарантирует.
Плагин или тему для таких CMS может написать любой желающий — но в этом есть риски. Например, разработчик может зашить в виджет кусок кода, который будет воровать данные пользователей сайта, номера их телефонов или карт. Или же хакеры найдут уязвимость в CMS и смогут через нее получить данные с любого сайта на конкретной бесплатной CMS.
Разработчик самой CMS в лучшем случае заметит уязвимость и поправит ее. Но никто никакой ответственности за данные нести не будет, они ведь открыты. Поэтому открытые CMS не соответствуют закону об обработке персональных данных. Придется проверять соответствие самому и просить разработчика доработать безопасность сайта.
Коммерческие коробочные CMS
Разработчики коммерческих CMS зарабатывают на распространении таких систем. Исходный код их закрыт. Для компании — разработчика CMS это бизнес, их продукт — CMS. Поэтому любой разработчик будет стремиться улучшать свою CMS и делать так, чтобы система была удобна конечным пользователям. К коммерческим системам относятся 1C-Битрикс, UMI.CMS, NetCat, Shop-Script, CS-Cart и другие.
Поддержка вендора. У коммерческих систем есть вендор — это компания, которая представляет CMS в своей стране. Вендор занимается продажей и поддержкой пользователей CMS. У вендора, как у продавца любого товара, есть обязательства относительно его качества и гарантии. То есть когда у вас возникнут какие-то проблемы с сайтом, вы можете обратиться в службу поддержки вендора и вам постараются помочь или порекомендуют проверенного партнера.
Вендор следит за соответствием законодательству и дорабатывает систему безопасности, если это необходимо. Например, 1С-Битрикс — единственная компания, получившая сертификат безопасности, который позволяет создавать сайты для госструктур.
Обучение и сертификация разработчиков. Крупные коммерческие CMS занимаются обучением и сертификацией разработчиков сайтов на своей платформе. То есть компания заботится о том, чтобы разработчики сайтов пользовались ее платформой с соблюдением определенных стандартов. Такой подход хорош как для разработчиков сайтов: они могут обучаться непосредственно у создателя платформы, — так и для владельцев сайтов: они точно будут знать, что выбранный ими разработчик умеет работать с CMS, а не тренируется на их проекте.
Например, у 1С-Битрикса есть удобный поиск разработчиков: можно выбрать уровень разработчика, специализацию и город и посмотреть подходящие варианты.
Безопасность. Из-за меньшего количества сайтов и закрытого кода создать вредоносный плагин или найти уязвимость в коде сайта гораздо сложнее, да и интереса у злоумышленников меньше: сайтов же на коммерческих CMS попросту меньше. К тому же разработчики следят за безопасностью своих CMS и устраняют любые уязвимости. Они не пропустят ненадежный плагин в свой магазин.
Сравнение коммерческих и открытых CMS
Какая CMS лучше подойдет для моей задачи?
Прежде чем выбирать ту или иную CMS, нужно определиться с целью, которую ваш сайт должен достичь. Постарайтесь ответить на вопросы:
- Для чего вам сайт?
- Какую функцию он будет выполнять?
- Это витрина товаров?
- Это интернет-магазин с оплатой на сайте?
- А может, это блог компании?
- Или это портфолио?
- Это сайт-визитка для участия в госзакупках?
Для разных задач в большей или меньшей степени подойдут разные CMS. Конечно, можно сделать практически любой сайт на любой CMS и доработать набор функций плагинами, но лучше сразу использовать CMS, заточенную под конкретную задачу.
Примеры выбора CMS под конкретную задачу
Масштаб. Для разных масштабов интернет-проекта нужны разные инструменты. Логично копать яму под пятидесятиметровый бассейн с помощью экскаватора, а не лопатой. Так и в случае с сайтом: если собираетесь создавать огромный магазин с тысячами пользователей, логично искать разработчика и писать CMS специально под такую задачу. И наоборот: для небольшого магазина достаточно коробочной CMS.
Чтобы создать магазин для продажи 10 вещей, не нужно вообще приглашать разработчика и думать о CMS. Для такой задачи вполне хватит и конструктора сайтов. Например, Ecwid или Tilda.
Набор функций. Каждая CMS пишется под какую-то определенную задачу. Например, WordPress лучше подходит для блогов, и делать на нем интернет-магазин будет сложнее и для разработчика, и для пользователя.
Это можно сравнить с покупкой автомобиля: если нужно перевозить грузы, не покупают малолитражку. Конечно, можно поставить фаркоп и прикрепить к машине прицеп, чтобы возить вещи. Но гораздо удобнее сразу взять фургон. Так и с сайтом: нелогично брать блоговый WordPress и устанавливать на него кучу разных плагинов, которые превратят блог в интернет-магазин. Логичнее сразу писать сайт для интернет-магазина, например, на OpenCart
Уязвимость. Безопаснее работать с коммерческими CMS. Их реже ломают, их меньше, и, если вдруг что, производитель должен будет устранить уязвимость.
Вероятность того, что взломают ваш сайт и украдут с него данные, при использовании платной CMS ниже даже просто потому, что сайтов на платной CMS меньше. По данным сайта sucuri.net, 90% атак в 2018 году приходилось на сайты на WordPress.
Запомнить
- CMS — система для управления контентом, обычный пользователь ее не видит.
- Выбирайте CMS под свои задачи. Для совсем мелких проектов может быть достаточно конструкторов сайтов и CMS вообще может быть не нужна.
- Плагины расширяют возможности, но могут быть небезопасны, особенно на бесплатных CMS.
- Для коммерческого проекта с обработкой персональных данных лучше выбрать коммерческую CMS: она надежнее и у нее есть гарантии производителя.
* Инстаграм принадлежит компании Meta, ее деятельность признана экстремистской и запрещена на территории России.
Какую CMS вы выбрали и почему?