Откройте ИП и получите бонусы до 500 000 ₽Откройте ИП и получите бонусы до 500 000 ₽Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке онлайн и без госпошлины. Подготовим за вас документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке онлайн и без госпошлины. Подготовим за вас документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Открыть ИП

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Точка безубыточности: как рассчитать и пользоваться для оценки состояния бизнеса


Есть мнение, что точка безубыточности — ненужная теория из учебников по экономике. На самом деле это реальный инструмент, который поможет оценить прибыльность бизнеса, увидеть ошибки и скорректировать работу.

Что такое точка безубыточности

Точка безубыточности — объем выручки, при котором компания покроет все свои затраты — постоянные и переменные. Грубо говоря, когда компания сработает в ноль: ничего не заработает, но и ничего не потеряет. После этой точки каждая следующая продажа приносит прибыль.

Этот показатель называют по-разному: точка равновесия, порог рентабельности, точка нулевой прибыли, BEP — от английского break even point. По сути, это все одно и то же.

Чаще всего ее называют CVP Analysis по первой аббревиатуре английских слов:

  • cost — затраты;
  • volume — объем;
  • profit — прибыль.

Точку безубыточности можно считать в количестве товаров. Например, в штуках, килограммах, количестве сделок. Есть также формула для расчета в деньгах. Например, в рублях, долларах, евро.

В каких случаях нужна

Точка безубыточности поможет:

  • при планировании нового бизнеса;
  • при анализе прибыльности бизнеса;
  • для корректировки существующего проекта;
  • при продаже бизнеса;
  • для разработки франшизы;
  • для вывода бизнеса из кризиса.

При планировании нового бизнеса и разработке франшизы можно изучить рынок, структуру доходов и расходов конкурентов или компании-франчайзера и построить похожую финансовую модель.

Франчайзи решил открыть прачечную. У компании-франчайзера он узнал переменные и постоянные затраты для этого вида бизнеса. Цену услуг взял как среднее от цен конкурентов в этом районе. На основании этого построил финансовую модель для себя.

При расчете точки безубыточности оказалось: постоянные и переменные затраты будут на среднем уровне, а вот цена продажи в этом районе ниже. Франчайзи покроет свои расходы только на 30‑й день месяца → он может отказаться от этого варианта и попробовать, например, открыть кофейню.

Расчет точки даст ориентир, сколько надо продавать товаров или услуг, чтобы покрыть расходы, и есть ли перспективы получить прибыль при существующих условиях.

Для инвестиционного этапа расчет точки безубыточности использовать сложнее

На инвестиционном этапе — когда покупают основные средства, оборудование, делают ремонт — обычный алгоритм расчета не подходит. В этом случае лучше использовать другие финансовые инструменты и учитывать чистую приведенную стоимость проекта — NPV.

Точка безубыточности больше всего подходит для этапа, когда расходы компании уже легко спрогнозировать.

При корректировке существующего проекта, анализе прибыльности бизнеса и выводе бизнеса из кризиса расчет точки безубыточности нужен, чтобы проанализировать структуру и состав затрат. Можно наблюдать, как меняются показатели в динамике, и вовремя переводить постоянные затраты в переменные, оптимизировать существующие затраты, следить за ценой закупки сырья или товара.

При продаже бизнеса расчет нужен, чтобы понять эффективность бизнеса, перспективы получения прибыли и с учетом этих данных определить цену продажи.

Например, продаются два кафе на соседних улицах. Выручка у кафе одинаковая, но в первом стоимость аренды больше.

Если рассчитать точку безубыточности, будет видно, что при таких постоянных расходах первому кафе надо зарабатывать больше, чтобы покрывать затраты. Продать по такой же цене первое кафе будет сложно. Покупатель, скорее всего, предпочтет второе как более перспективное.

В этом случае точкой безубыточности можно пользоваться как экспресс-методом. На этом этапе покупатель может решить, надо ли проводить всестороннюю оценку бизнеса.

Достоинства и недостатки

Плюсы точки безубыточности:

  • простота: состоит из нескольких показателей, простая формула, рассчитать можно вручную на калькуляторе;
  • наглядность: можно понять связь между прибылью и постоянными, переменными затратами, между прибылью и объемом реализации.

Минус — ограниченность: модель больше рассчитана на условия стабильного рынка. Например, при расчете сложно учесть резкие колебания спроса, сезонность, изменения конкурентной среды, появление новых технологий. Все это ведет к погрешностям.

Какие показатели нужны для расчета

Для расчета точки безубыточности надо знать:

  • выручку — объем реализации товаров;
  • цену за единицу товара;
  • переменные затраты;
  • постоянные затраты.

Цена за единицу товара — сколько денег компания получает за один товар или услугу при продаже.

Объем реализации товаров — общее количество товаров, которое отгрузили клиенту, или количество услуг, которое оказали клиенту за какой-то период — месяц, квартал, год.

Затраты. Структура всех затрат компании зависит от особенностей бизнеса. Они бывают постоянные и переменные.

Постоянные затраты не зависят от выручки и не меняются, когда компания начинает продавать больше или меньше товаров. Предприниматель обязан их оплачивать, даже если компания совсем ничего не продает.

В каждой компании может быть разный набор постоянных затрат. Например:

  • арендная плата;
  • окладная часть зарплаты персонала;
  • коммунальные платежи;
  • услуги связи.

Если объем реализации растет, постоянные затраты не меняются.

Компания продает 1000 кг синтетического утеплителя в месяц. Но она нашла новые рынки сбыта и теперь продает 2000 кг в месяц. Помещение не увеличилось, зарплаты на персонал и рекламу — тоже.

Если объем реализации падает, постоянные затраты не меняются.

Из-за кризиса объем продаж компании упал. Теперь она продает не 1000 кг утеплителя, а 500 кг. Затраты на аренду помещения, ФОТ административного персонала и рекламу все равно остались такими же: 25 000 ₽.

Если мы берем не большую компанию, а самозанятых копирайтеров, программистов, дизайнеров, постоянные затраты могут быть такими:

  • интернет;
  • телефон;
  • подписка на специальные программы.

Сколько бы текстов ни писал копирайтер, оплата интернета в месяц останется прежней.

Переменные затраты зависят от объема продаж. Если производство стоит, компания ничего не платит.

Переменные затраты зависят от типа бизнеса. В общем случае к ним относят:

  • себестоимость продукции;
  • сдельную часть зарплаты работников;
  • бонус менеджера по продажам;
  • транспортные расходы на доставку продукции до клиента.

У компании, которая производит синтетический утеплитель, такие переменные затраты в месяц.

Компания поставляет утеплитель. Каждый месяц реализует 1000 кг

Переменные затраты на тысячу килограммов — 113 500 ₽. Туда входит себестоимость, бонус менеджера за продажу, доставка.

За 1 килограмм: 113 400 / 1000 = 113,5 ₽

Если объем реализации растет, переменные затраты увеличиваются.

Компания выиграла тендер на госзакупку и теперь поставляет утеплитель по госзаказу для армии.

Объем реализации увеличился с 1000 до 3000 кг. Теперь надо покупать больше сырья и материалов. Расходы на доставку до клиента также выросли.

Раньше переменные затраты были: 1000 кг × 113,5 =113 500 ₽

Стали: 3000 кг × 113,5 = 340 500 ₽

Если объем реализации уменьшается, переменные затраты уменьшаются.

Конкуренты стали продавать утеплитель дешевле. Компания продавала 1000 кг в месяц, но потеряла несколько клиентов и теперь может продать не больше 300 кг. Сырья и материалов теперь надо покупать меньше, бонус менеджера и затраты на доставку снизятся.

Раньше переменные затраты были: 1000 кг × 113,5 =113 500 ₽

Стали: 300 кг × 113,5 = 34 050 ₽

Переменные затраты на 1 кг так и остались — 113,5 ₽

Переменные затраты для разных компаний отличаются. Например, для фрилансеров, это могут быть консультации или юридическая помощь при оформлении договора с клиентом. Чем больше клиентов, тем больше помощи юриста потребуется.

Выручка — на какую сумму компания отгрузила клиенту товар или оказала услуг за расчетный период — месяц, квартал, год.

Выручка = Объем реализации (шт.) × Цена реализации (₽)

Компания продает 1000 кг утеплителя за 150 ₽ за кг

Выручка = 150 ₽ × 1 000 кг = 150 000 ₽

Маржинальный доход, или просто маржа, — выручка без переменных расходов. То есть компания покрыла все переменные затраты и еще осталось на покрытие постоянных расходов. После этого она может, например, снять более дорогой офис или нанять еще одного бухгалтера.

Как рассчитать  маржу
Как рассчитать  маржу

В процентах от выручки:

Процент маржинальности от выручки: формула
Процент маржинальности от выручки: формула

Или для единицы товара:

Маржа на единицу товара: формула
Маржа на единицу товара: формула

Маржу надо отличать от наценки. Подробнее о том, что такое маржа и как ее отличить от других показателей, написали в статье.

Как рассчитать точку безубыточности в натуральном выражении

Если компания продает один товар или услугу, удобнее считать точку безубыточности в натуральном выражении. А если проще — сколько штук товара или количества услуг надо продать, чтобы покрыть постоянные и переменные затраты. Например, компания делает одинаковые стулья, онлайн-школа продает один и тот же обучающий курс.

Алгоритм расчета такой:

  1. Рассчитать постоянные расходы.
  2. Рассчитать переменные расходы на единицу товара.
  3. Найти маржу на единицу товара.
  4. Найти точку безубыточности в натуральном выражении.

Формула точки безубыточности:

Рассчитать точку безубыточности : формула
Рассчитать точку безубыточности : формула

Расчет точки безубыточности для компании, которая производит утеплитель:

ПоказательРасчетРасчет в цифрахРезультат
Выручка
Цена × Объем продаж
150 ₽ ×1000 кг
150 000 ₽
Постоянные затраты
Аренда + ФОТ рабочих + реклама
8000 ₽ + 12 000 ₽ + 5000 ₽
25 000 ₽
Переменные затраты на ед. товара
Себестоимость + Бонус менеджера + Доставка
100 ₽ + 7,5 ₽ + 6 ₽
113,5 ₽
Маржа на ед. товара
Цена за ед. товара − Переменные затраты на ед. тов.
150 ₽ − 113,5 ₽
36,5 ₽
Точка безубыточности в натуральном выражении
Постоянные затраты / Маржа на ед. тов.
25 000 ₽ / 36,5 ₽
685 кг

Это значит, что при продаже 685 килограммов утеплителя в месяц компания покроет постоянные и переменные расходы. Выручка и прибыль в точке безубыточности будут равны нулю. Если компания будет продавать больше, она начнет получать прибыль.

Как рассчитать в деньгах

Расчет зависит от типа компании.

Для компаний, которые продают много разных товаров. Если товаров больше, чем один, рассчитать точку безубыточности для каждого товара практически невозможно. В таких случаях точку безубыточности рассчитывают в денежном выражении.

Простым языком — на какую сумму надо продать товаров или услуг, чтобы покрыть постоянные и переменные затраты.

Алгоритм расчета такой:

  1. Рассчитать постоянные расходы.
  2. Рассчитать переменные расходы для всего объема реализации.
  3. Найти маржу для всего объема реализации или маржинальность в процентном выражении.
  4. Найти точку безубыточности в деньгах.

Формулы расчета точки безубыточности в деньгах:

Формула расчета точки безубыточности в деньгах
Формула расчета точки безубыточности в деньгах

Можно рассчитать и так:

Формула расчета точки безубыточности в деньгах: вариант 2
Формула расчета точки безубыточности в деньгах: вариант 2

Можно сразу посчитать маржинальность:

Маржинальность: формула
Маржинальность: формула

Тогда точка будет выглядеть так:

Формула расчета точки безубыточности в деньгах: вариант 3
Формула расчета точки безубыточности в деньгах: вариант 3

Опять пример точки безубыточности. После расчетов становится ясно, что при продаже на 102 740 ₽ утеплителя в месяц компания покроет все свои расходы.

ПоказательРасчетРасчет в цифрахРезультат
Выручка
Цена × Объем продаж
150 ₽ ×1 000 кг
150 000 ₽
Постоянные затраты
Аренда + ФОТ рабочих + реклама
8000 ₽ +12 000 ₽ + 5000 ₽
25 000 ₽
Переменные затраты
Себестоимость + Бонус менеджера + Доставка
100 000 ₽ + 7500 ₽ + 6000 ₽
113 500 ₽
Маржа
Выручка − Переменные затраты
150 000 ₽ − 113 500 ₽
36 500 ₽
Маржинальность в %
Маржа / Выручка
36 500 ₽ / 150 000 ₽
24%
Точка безубыточности в деньгах
Постоянные расходы / Маржинальность в %
25 000 ₽ / 24%
102 740 ₽

Для компаний, которые занимаются проектной деятельностью, надо посчитать в количестве сделок. Сюда относим компании, которые получают деньги за определенный комплекс работ. Например, возводят металлические конструкции, строят дома по проекту. Особенность в том, что эти компании могут и за одну сделку покрыть все свои расходы и выйти в прибыль.

Если проект стоит 1,8 млн рублей, а точка безубыточности — 1,2 млн рублей, получается, что компания может покрыть все свои расходы за одну сделку.

В этом случае сначала надо рассчитать точку безубыточности в деньгах, а потом посмотреть, сколько сделок окупят эту сумму.

Как рассчитать точку безубыточности в Excel

Для быстрого расчета точки безубыточности удобно использовать Excel или, например, гугл-таблицы:

Пример расчета точки безубыточности в Excel
Пример расчета точки безубыточности в Excel

Так выглядит расчет точки безубыточности в электронных таблицах

Так выглядит расчет точки безубыточности в электронных таблицах

Анализ точки безубыточности

Рассчитали точку безубыточности. Что делать дальше.

Шаг 1. Посмотреть, на какой день месяца получается заработать прибыль. Если бизнесу удается достичь точки безубыточности в середине месяца, это хороший показатель, меньше — у компании больше риска начать работать в убыток.

Компания по производству утеплителя достигает точки безубыточности на 24‑й день месяца. То есть 24 дня из 30 она работает на покрытие затрат и только 6 дней получает прибыль.

Если случится форс-мажор, например простой, снежные заносы, отсутствие сырья, уже на седьмой день компания уйдет в убыток.

Такое происходит со многими компаниями, например, в период новогодних каникул, когда спрос на непродовольственные товары падает.

Шаг 2. Проанализировать постоянные и переменные затраты. В условиях кризиса лучше, чтобы переменных затрат было больше, чем постоянных. Постоянные затраты в этом случае делают бизнес финансово неустойчивым. Небольшое снижение спроса — и бизнес уже еле держится на плаву.

В периоды неопределенности лучше сокращать постоянные затраты или переводить их в переменные.

Во время пандемии компания отказалась от аренды офиса класса А, перевела офис на коворкинг, перевела собственную бухгалтерскую службу на аутсорсинг с оплатой в зависимости от количества документов, заменила собственную логистическую службу на стороннюю, которую привлекала только под конкретный заказ. Компания снизила постоянные издержки и увеличила прибыль.

Если спрос на товар или услугу растет, компания может заработать больше прибыли, отказываться от постоянных затрат не стоит.

Во время кризиса компания вместо одежды стала шить маски и постоянно наращивала объем продаж. Постоянные затраты компании не изменились. Те же работники работали на том же оборудовании. Все затраты покрывались доходом от продаж.

Если в структуре бизнеса без больших постоянных затрат не обойтись, надо наращивать продажи и автоматизировать процессы.

Например, магазин может развивать онлайн-продажи — подключить оплату товаров на сайте: картами, оплату по QR-коду или по ссылке в соцсетях.

В случае с премиальным сегментом, где тоже большие постоянные затраты, можно работать над узнаваемостью бренда, повышать уникальность товаров или услуг.

Бутик расположен в престижном районе с дорогой арендой, работают опытные продавцы-стилисты. За счет этого постоянные расходы больше переменных.

Чтобы продавать по премиум-ценам, бутик предлагает одежду модного дизайнера. Все товары в одном экземпляре. В услуги входит подбор стилистами капсульного гардероба, создание вечернего образа, подбор обуви, сумочек и аксессуаров. Большие постоянные издержки покрываются высокой ценой товара.

Если компания новая и стабильный спрос на продукт предсказать сложно, лучше не наращивать долю постоянных затрат.

Ресторатор открыл кафе в центре города с дорогой арендой, сделал дизайнерский ремонт, нанял опытных поваров. Через некоторое время рядом открылось еще несколько похожих заведений. Клиентов в кафе стало гораздо меньше.

Кафе еще какое-то время работало с таким количеством посетителей, но аренда и зарплата поварам съедала всю прибыль и даже больше. В конце концов, деньги кончились и кафе закрылось. Все из-за большой доли постоянных затрат.

Если компания давно и стабильно работает на рынке, умеет прогнозировать спрос, научилась окупать постоянные расходы, рост постоянных затрат может стать катализатором развития. Как, например, у небольшого фермерского хозяйства.

У хозяйства стабильный спрос на молочную продукцию. Есть постоянные клиенты и появляются новые. Есть свой сайт, где можно выбрать товар и оплатить онлайн. Организована доставка.

Владелец бизнеса решил купить еще цех, где будет производить сыры. Клиенты с удовольствием стали покупать сыр. Средний чек увеличился за счет новой продукции. Постоянные затраты окупились.

Шаг 3. Проанализировать цены. Возможно, проблема в цене продажи — слишком высокая или, наоборот, низкая. Тогда логично провести дополнительные маркетинговые исследования, изучить цены конкурентов.

Как контролировать затраты

Как контролировать переменные затраты:

  1. Следить за политикой закупщиков, мониторить рынок поставщиков, искать варианты альтернативного сырья и поставщиков.
  2. Следить за эффективностью производства, соблюдением норм. Например, условиями хранения, логистикой, количеством отходов, количеством брака.

Как контролировать постоянные затраты:

  1. Планировать бюджет.
  2. Оптимизировать налоги.
  3. Оптимизировать складской запас.
  4. Использовать систему сквозного учета и контроля, чтобы избежать хищения.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 429 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Ирина Осипова
Ирина Осипова

Сколько времени потребовалось вашей компании, чтобы достичь точки безубыточности?

Gennadiy Balovlenkov

Здравствуйте, у Вас в статье ошибка в одном из расчётов точки безубыточности»....Опять пример точки безубыточности. После расчетов становится ясно, что при продаже на 102 740 ₽ утеплителя в месяц компания покроет все свои расходы...» , вместо Переменных затрат 113 500 р написано 133 500 р , в тоже время результат вычитания правильный 36 500 р.
C уважение, Геннадий.
Статья отличная, написано коротко и понятным языком.

Аркадий

Здравствуйте! Непонятно, как при продаже на 102 740 ₽ утеплителя в месяц компания покроет все свои расходы, которые составляют 138500 (25000+113500) рублей в месяц...?

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Аркадий, здравствуйте.
Проверим информацию, ответим позже.

Эксперт Бизнес-секретов
Эксперт Бизнес-секретов

Аркадий, здравствуйте!

Расходы , о которых говорить читатель — переменные, те они меняются в зависимости от объема продаж.

Продав на сумму 104 116 (25000/24%=104116), мы потратим переменных затрат 104116 * 76%=79128

А значит получим маржу 104116 -79128=24988 таким образом мы покроем постоянные затраты и выйдем в ноль, то есть найдем точку безубыточности.

lenr.axmad

Аркадий, 150 000 выручка в месяц


Больше по теме

Новости