Прием платежей по QR-коду без комиссии

Подключить
Опыт компанийРедактор: Алина Соломенникова

Как зарабатывает владелица кофеен в Москве c оборотом в 10,5 млн рублей

Героиня работает в найме, владеет двумя кофейнями и планирует открывать еще

Александра Коняхина

Александра Коняхина

Владелица кофеен «Столица кофе»

Чтобы открыть кофейню, Александра Коняхина купила с партнером готовый бизнес. На покупку она потратила 350 000 ₽. Выкупила право аренды помещения, товарные остатки, оборудование и мебель. Из всего пригодилось лишь помещение, остальное пришлось выкинуть и потратить еще 200 000 ₽ на запуск.

В чем смысл покупки готового бизнеса и что помогает Александре удерживать клиентов, рассказываем в статье.

Коротко о бизнесе

КомпанияСтолица кофе
Сфера бизнесаКофейня
Оборот8 500 000 ₽ в год в первой точке;
2 200 000 ₽ в год во второй точке. Данные за 2022 год
Старт работы бизнеса2020
ГородМосква

Покупала кофе рядом с офисом и познакомилась с партнером

Я работала в финансовой компании, ее офис находился в центре Москвы, на Новослободской. Неподалеку располагалось несколько мелких кофеен и магазинчиков. В 2019 в одной из таких кофеен я покупала кофе практически каждый день.

В кофейне познакомилась с бариста. На мой взгляд, она лучше всех варила кофе, поэтому всегда старалась попасть на ее смену. Со временем мы даже подписались друг на друга в соцсетях.

В 2020 я узнала, что бариста ушла из кофейни. В тот момент у меня было 350 000 ₽, которые я планировала инвестировать. Одним из вариантов, куда я могла вложить деньги, был бизнес. Так совпало, что бариста задумывалась об открытии кофейни, но ей не хватало денег для запуска. Это был повод для размышлений.

Не сказать, что я всегда мечтала открыть кофейню. Это получилось спонтанно. У меня есть убеждение: ты можешь открыть бизнес, если сложится хотя бы один из критериев: ты сам хорошо разбираешься в сфере или у тебя есть эксперт. В моем случае это был эксперт. Я знала, что бариста круто варит кофе и понимает рабочую внутрянку кофеен, а я разбираюсь в финансах и представляю, как кофейня должна выглядеть внутри и снаружи, чтобы привлекать гостей. Поэтому не было сомнений, что идея сработает. Так я решилась на запуск совместного бизнеса.

Александра Коняхина со своим бизнес-партнером Ириной
На фото осень 2020. Я и мой бизнес-партнер Ира, мы только закончили ремонт в первой кофейне и готовы открываться

Ради помещения и трафика купили готовый бизнес

Мы с партнером-бариста начали искать помещение под кофейню. Требований было несколько.

  1. Помещение в бизнес-центрах. В сентябре 2020 казалось, что ковид медленно отступает, люди возвращаются на работу в офисы, и жизнь снова налаживается.
  2. Площадь 10—15 квадратов. Мы задумывали формат «кофе навынос», который не подразумевал, что гости будут сидеть подолгу внутри, поэтому место под столики было не нужно. Достаточно уместить стойку и пару стеллажей со снеками и напитками.
  3. Проведено электричество и интернет. Не хотели тратить время и дополнительные деньги, чтобы проводить все с нуля.

Сначала помещение смотрели на Авито. В 2020 из-за пандемии общепит закрывался и объявлений о сдаче помещений была масса. Но практически все, что подходило нам по техническим критериям и цене, было расположено где-то на окраинах. Была и другая сложность.

Мы не понимали, какой трафик ожидать в помещении, если до этого там был, допустим, магазин или оно и вовсе новое. Покажу на примере. Мы въехали бы в помещение, где был ремонт смартфонов. В ремонт заходило 50 человек в день. Будут ли эти люди заходить в кофейню? Интересна ли другим посетителям бизнес-центра наша кофейня? Как это прикинуть заранее? Аудитории разные, и слишком высоки риски не попасть в спрос.

Чтобы спрогнозировать трафик, решили посмотреть в сторону покупки готового бизнеса. На Авито есть такая опция — купить готовый бизнес. Работает это так: человек владеет бизнесом и в какой-то момент понимает, что хочет выйти, может, плохая прибыль или просто устал. И тогда он выставляет бизнес на продажу. Это значит, что в стоимость входят все товарные остатки, мебель и переуступка прав аренды на помещение и самое главное — лояльные гости кофейни. Нам как раз такое и нужно было.

По полу бегали тараканы, и повсюду валялись орешки

По итогам поисков на Авито мы нашли объявление о продаже кофейни в БЦ, причем одного из центральных районов Москвы. По описанию помещение было идеальным, но когда мы приехали его смотреть, у меня был шок. По полу бегали тараканы, повсюду валялись орешки, стояла жуткая старая мебель. Выглядело так себе. И все же казалось, что из этого можно сделать что-то классное: отмыть, покрасить стены, поставить современную мебель и варить хороший кофе.

Кофейня, которую продавали на Авито
Это то, как выглядела кофейня, которую мы собирались купить. На вид скорее продуктовый магазин. Ни намека на уютную и теплую атмосферу, которую я бы хотела видеть в кофейне
Холодильних для продуктового магазина или кофейни
Этот жуткий тяжеленный холодильник весом в 300 кг мы решили продать сразу же. Нашли покупателя на Авито и отдали за бесценок только для того, чтобы его хоть кто-то быстрее забрал. Вывозить такую громоздкую тяжесть самостоятельно мы не хотели

Осталось решить вопрос с трафиком. Предприниматель, который продает готовый бизнес, может наговорить про трафик все что угодно лишь бы продать. Когда сам оцениваешь трафик, можно понять — какой он в реальности.

Я не стала доверять словам владельца кофейни и решила сама проверить трафик. Выбрала будний день, пришла в бизнес-центр, села напротив кофейни с ноутбуком и считала, сколько людей заходит в БЦ, сколько — в кофейню. Дополнительно оставляла заметки, что гости покупают и на какую примерно сумму. Вот человек вышел из кофейни с маленькой кружкой кофе и пакетом чипсов. Чипсы стоят 60 ₽, кофе — 120 ₽. Всего он потратил 180 ₽. В моем представлении это неплохой средний чек для кофейни навынос.

Я сидела у кофейни пять часов и поняла, что трафика хватает. По моим подсчетам, получалось так: за день я могла спокойно продавать на 6000 ₽. Умножаешь 6000 на 20 рабочих дней, вычитаешь аренду и другие расходы и смотришь на остаток. У меня математика схлопнулась, и стало понятно, что даже при минимальном трафике мы будем в плюсе.

В октябре 2020 года мы выкупили кофейню. Нам это стоило 350 000 ₽, еще 200 000 ₽ вложили в ремонт. Все расходы делили с партнером пополам. Для себя решили, что по факту покупаем бизнес из-за подходящего помещения и трафика. От техники и мебели избавились и поставили все новое.

350 000 ₽
стоил готовый бизнес с кофейней в 2020

Расходы на запуск первой кофейни, 2020 год

На что потратилиСколько, ₽
Покупка готового бизнеса350 000
Аренда помещения за первый месяц40 000
Стойка кофейная 28 000
Аренда кофемашины и кофемолки13 000
Стеллажи б/у12 000
Холодильник 15 000
Зерна кофе20 000
Молоко5000
Краска и инструменты для ремонта10 000
Вывеска5000
Оформление зоны у кассы4000
Интернет7000
Прочие расходы: доставка мебели, ингредиентов, покупка торгового оборудования и пр.41 000
Итого550 000

Где-то удалось здорово сэкономить. Например, на кофейной стойке. В 2020 новая стойка стоила примерно 200 000 ₽, б/у — в два раза меньше. Мы же нашли стойку в Егорьевске за 25 000 ₽. Решили, надо брать. То, что ехать за ней сто километров от Москвы, не смущало: арендовали газель и поехали. Даже с тратами на доставку стойка получилась дешевле, чем все, что мы находили в Москве.

Процесс ремонта кофейни
Ремонт делали своими силами, профессиональных рабочих не нанимали. Нам хватило двух недель, чтобы подготовить кофейню к открытию
Объявление о скором открытии кофейни
Немного ремонтных мелочей :) Даже во время ремонта старались привлечь внимание гостей
Фото кофейни после ремонта
А это уже отремонтированное помещение, сделала фото накануне открытия кофейни

Вторую точку раскачивали год

В 2021 мы решили открыть вторую точку, но в другом формате. К тому времени кофейня в бизнес-центре давала оборот в 900 000 ₽ ежемесячно, и мы отбили расходы на запуск. Так что спустя год решили повторить успех.

Хотелось, чтобы новая кофейня располагалась в жилищном комплексе, этакая кофейня на районе. Мы задумывали, что жильцы домов будут заходить по пути на прогулку во двор или на работу. Казалось, это вполне перспективный формат.

По факту мы были в минусе почти год. Думаю, причина в конкуренции и слабом маркетинге. Когда открывались, на территории ЖК уже было две кофейни, вдобавок мы долго раскачивались с промо, и кто-то нас просто не замечал. Например, я раскладывала флаеры по ящикам, чтобы к нам приходили. Из 500 флаеров пришли лишь с двумя. Это был провал.

Финал ремонта второй кофейни
На фото готовимся к открытию второй кофейни в ЖК, вносим финальные штрихи

Конечно, можно было просто закрыть кофейню и не переживать. Но я верила, что рано или поздно она выстрелит. Да и минус был для меня не колоссальным.

Подход к кофейне в бизнес-центре не сработал в кофейне в ЖК. Я думала, будет достаточно вкусного кофе и мелких перекусов. Но посетители из ЖК хотели есть. Они шли на прогулку с детьми, это не на один час, только кофе тут не спасет. Гости просили сэндвичи. Когда мы их завезли, количество чеков выросло с 10 до 30 в день.

Вдобавок помогли акции с бесплатным кофе. Мы поставили раскрашенный велик рядом с кофейней. Если прохожий делал фото с ним и выкладывал пост с отметкой кофейни, мы дарили ему бесплатный напиток. Делала ставку, что гости вернутся, потому что оценят качество сервиса и нашего кофе. Это тоже дало выхлоп.

На осень 2022 кофейня работает в небольшой плюс, ее оборот в четыре раза меньше, чем в первой точке, — 240 000 ₽. Но он стабильно продолжает расти каждый месяц.

Сэндвичи, которые продают в кофейне
Эти сэндвичи мы подаем во второй кофейне. Есть с курицей и ветчиной и с рыбой. Помимо сэндвичей, можно попробовать завтраки: сырники, гранолу или выпечку. В отличие от первой точки здесь столики, где гости могут расположиться и посидеть подольше
Арт-объект на входе в кофейню для привлечения клиентов
Велик стоит на входе у второй кофейни. Я нашла старый велосипед на Авито за 1000 ₽. Потратила 500 ₽ на краску и 1500 ₽ на искусственные цветы из Ашана. Вот и все расходы. Привезла его в выходной к кофейне и целый день делала вот такой арт-объект, чтобы поставить его для привлечения внимания гостей

Бесплатные напитки, колготки и другой сервис

На осень 2022 у меня две кофейни с общим оборотом 1 200 000 ₽ в месяц. Думаю, что миллион — потолок оборота для маленькой кофейни с напитками навынос. С первой точки я не жду баснословных цифр, она работает на максимум, а вот со второй надеюсь получать больше.

На мой взгляд, в бизнесе с кофейней много решает клиентоориентированность. Мы вводим новые напитки, работаем с доставкой Яндекса, украшаем кофейню к праздникам, меняем к зиме брендированный велосипед во дворе кофейни на санки — все, что помогает привлечь гостей.

Я убедилась на личном опыте, как сервис влияет на рост прибыли. Вот несколько примеров.

Знаем напитки гостей. Ребята-бариста помнят, что пьют постоянные гости. Один пьет раф на кокосовом молоке, другой просит класть в кружку четыре порции сахара. Гостям приятно вот так зайти с утра и получить кофе, сделанный специально для них и так, как они любят.

Милая цитата для поднятия настроения
Я люблю такие смешные и милые фразы о кофе, мне кажется, они поднимают настроение, особенно с утра

Продаем колготки. Другой пример — мы продаем колготки, для кофейни это странно. Но давайте честно, у женщин в офисе часто рвутся колготки. Несколько раз к нам приходили гости, и бариста замечали стрелки. Они говорили об этом покупательницам, а те сокрушались, что ближайший магазин, где можно купить колготки, в соседнем районе.

О колготках мне писали несколько раз. И я подумала, а почему бы не поставить их в продажу. Пусть стоят где-то в стороне, но стоят. Это странная идея, но почему бы не попробовать, от нас не убудет. И вот пробуешь, работает. Это мелкий элемент заботы, но и его ценят.

Добавляем бесплатные сиропы. Все сиропы к кофе мы наливаем бесплатно. Сколько хочешь, столько и просишь у бариста. По мне, зачем устраивать жмотство? Кто-то возьмет сироп, кто-то нет. Есть гости, которые просят налить тройную дозу. Ну будет таких два человека, большинство пьет кофе без добавок. Но сам факт, что при желании можно бесплатно добавить сиропа сколько угодно, греет.

Придумываем свои рецепты. У меня в команде идейные ребята, они придумывают рецепты напитков перед началом каждого сезона. Например, осенью у нас вышел в топ тыквенно-пряный латте. Его придумала одна из бариста, ключевые ингредиенты — детская пюрешка и специи.

Кто ходит к нам часто, следит, что новенького мы сделаем в этот раз.

Съемка контента для соцсетей
Это наш бариста Виталик варит кофе клиенту, а управляющая Рузанна снимает контент для наших соцсетей

Замораживаем цены. Это скорее разовая акция, но о ней тоже хочу рассказать. В начале марта 2022 поставщик зерен поднял цены на баснословный уровень. Это был временный всплеск, и спустя пару недель он вернул их к прежним цифрам, но в моменте было много вопросов, что делать, как поступить.

Мы не стали поднимать цены на напитки, решили рискнуть и какое-то время получать меньше прибыли. Логика такая: поднять цены можно всегда. Если поставщик не снизит закупочные цены на зерно, тогда будем продавать напитки дороже. К счастью, все вернулось на прежний уровень, а гости говорили спасибо, что мы продаем кофе, как и раньше, в то время как конкуренты отреагировали на повышение цен сразу.

Однажды был показательный случай. Бизнес-центр пустил на наш этаж еще две кофейни, почти рядом. Одна из них полностью скопировала наше меню и продавала тот же ассортимент, но на 10 ₽ дешевле. Вроде бы классно, ты можешь купить все то же самое, к чему привык, и чуть-чуть сэкономить, но гости продолжали ходить к нам. Да, там наливали тот же капучино, но варили его не так аккуратно и вкусно, к тому же просто молча вручали стаканчик и все. Эта кофейня работает и сейчас, но гостей, на мой взгляд, там меньше, чем у нас. А я еще раз убедилась, что сервис в нашей сфере решает многое.

Часть команды Столицы кофе
Одна из суббот, когда мы с управляющей ездили по оптовым базам, а потом приехали в кофейню и вместе с бариста втроем разбирали десятки пакетов. Вообще, я обожаю вайб, который есть у нас в команде. Классно, что мы с ребятами на одной волне и нет даже намека на какую-то иерархию. Думаю, гости чувствуют эту дружескую атмосферу

Предпринимательство для меня — творческая отдушина

В октябре 2022 моей первой кофейне два года. Все это время я продолжаю работать в найме. С открытием кофейни я перешла в другой инвестиционный проекте, и мысли уйти из найма и сосредоточиться только на бизнесе у меня не было. Я обожаю то, чем занимаюсь. Меня заряжает сфера, и я хочу развиваться в ней дальше.

В январе 2022 бизнес-партнер решила выйти из бизнеса. Я выкупила ее долю, но сразу стало понятно, что я не тот человек, который будет всем управлять, заказывать молоко или зерна, решать вопросы с командой. Мне это неинтересно, да и времени физически не хватит.

Мне нужен был кто-то, кто заберет операционку и управление кофейнями на себя. Я взяла на должность управляющей бариста, которая работала в кофейне не так давно, но проявляла себя очень инициативно. Она здорово справляется с управлением обоих заведений. Вдобавок я наняла бухгалтера на аутсорс. Вместе они закрывают практически все задачи по бизнес-части.

Я подключаюсь, когда нужно оплатить счета, согласовать сезонное меню, прособеседовать финально кандидата в бариста или заняться воплощением творческой идеи. Например, велосипед, который стоит в качестве рекламы возле кофейни, шкурила и красила сама. Моя занятость в кофейнях далеко не фултайм, я могу весь день работать в найме и час в день заниматься кофейней. Меня это полностью устраивает.

Поставка напитков
Раз в две недели я закупаю напитки, стаканчики и выпечку. На фото только часть того, что я завезла и разгрузила в одной кофейне
Сборка сифона
Я мастерски раз в месяц собираю сифон. Почему так часто? В кофейне в бизнес-центре у нас нет водопровода, и провести его стоит огромных, на мой взгляд, денег — 150 000 ₽. Арендодатель готов проводить, только за наш счет. Для меня это большие расходы, да и к тому же несправедливые. Поэтому мы покупаем 19-литровые бутылки воды и сифон. У нас раковина, как на даче, — когда бутылка сверху и вода оттуда льется

Дважды в месяц я трачу выходной только на вопросы кофейни. В этот день я закупаю выпечку в заморозке и стаканчики. В восемь утра выезжаю на оптовые базы, закупаюсь продуктами и всем необходимым, развожу по точкам, разгребаю попутно дела в кофейнях и только в восемь вечера уезжаю домой.

Для примера вот список дел, которые успела решить в один из таких выходных:

  1. Оплатила счета, которые прислала управляющая: две аренды, интернет.
  2. Сняла деньги для управляющей на заказ напитков.
  3. Провела час за рулем, когда ехали с управляющей до оптовой базы. Пока ехали, слушала все свежие новости про бариста и кофейные приколы. Узнала, что один из сотрудников регулярно опаздывает, поэтому поговорили о его эффективности.
  4. Купила полный багажник стаканов и полный салон выпечки, 17 кг орехов.
  5. Выбрала новые пакеты с зип-замком для упаковки орешков и снеков на продажу.
  6. Еще час за рулем по дороге с базы.
  7. Позавтракала с управляющей. Решили, что будем искать нового бариста.
  8. Разобрала пакеты и стаканы в первой кофейне.
  9. Посчитала кассу в первой кофейне. Это необязательный элемент, но мне нравится иногда спонтанно проверять какие-то штуки. К примеру, клиенты могут заказать наш кофе и еду в Яндекс Еде, курьер Яндекса забирает у нас заказ и довозит клиенту. Я могу тайком заказать сырники в своей же кофейне через этот сервис и посмотреть, как мои ребята упакуют заказ для доставки. Или вот пересчитать кассу, чтобы убедиться, что у бариста все четко.
  10. Надувала шары и украшала помещение к Хэллоуину.
  11. Собрала часть закупа и отвезла во вторую кофейню.
  12. Разобрала пакеты с закупками во второй кофейне, также украсила шарами и паутиной.
  13. Поболтала с бариста, который работает в этот день в кофейне в ЖК.
  14. Вместе с управляющей и бариста повесили на фасад гирлянду.
  15. Потискала собаку одного из гостей, съела сэндвич и посмотрела, что в холодильниках.
  16. Выпила кофе и уехала домой.

Так и проходят 12 часов субботы.

Мне нравится работать над сервисом. Как-то приехала в выходной попить кофе и обратила внимание, как много приходит гостей с детьми. Подумала, что есть смысл распечатать раскраски, чтобы детям было нескучно, пока родители делают заказ или хотят спокойно присесть за столик и выпить капучино.

Я тут же распечатала несколько раскрасок и попросила ребят добавлять новые картинки в течение недели. В следующие выходные я приезжаю и вижу, как дети в кофейне играют с раскрасками, пока родители пьют кофе. Идея работает.

В 2023 я планирую открыть третью кофейню. Скорее всего, она будет в бизнес-центре, как и первая точка. Но точных сроков открытия я пока не ставила. Думаю, что в начале 2023 я спланирую на это время.

Раскраски для детей в кофейне
Раскраски в кофейне обновляем раз в несколько дней, дети их обожают
 Вешаем гирлянду у входа в кофейню
Развешиваем с бариста гирлянду у кофейни в ЖК
Как проходит выходной день у того, кто совмещает работу по найму и бизнес
Когда совмещаешь работу в найме и бизнес, выходные проходят примерно так
Loading...

Сейчас читают