Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

«Каждый третий шеф-повар слышал о нас»: как работает и сколько приносит рыбная ферма

Инженеры выращивают клариевого сома и продают его


Полина Миронова

Полина Миронова

cоосновательница и руководитель маркетинга рыбной фермы «Сом Сомыч»

Наши герои — владельцы семейной фермы по разведению сома в селе Манаенки Тульской области. Они сами построили ферму, боролись со стереотипами и часами сидели на телефоне, чтобы договориться с шеф-поварами о первой дегустации.

Полина Миронова, cоосновательница и руководитель маркетинга компании, рассказывает, как маленькой ферме с новым для рынка продуктом наладить продажи в рестораны и в розницу.

Коротко о бизнесе

БрендРыбная ферма «Сом Сомыч»
Сфера бизнесаФермерское хозяйство по выращиванию рыбы
Оборот15—20 млн рублей в год
Количество ферм1
Количество сотрудников8
Старт продажС 2018
ГородСело Манаенки, Тульская область
Как найтиСайт компании

Разводить клариевого сома решили неожиданно

Идея строительства фермы, тем более рыбной, пришла к нам совершенно неожиданно. На тот момент мы занимались строительством и хорошо зарекомендовали себя в области инжиниринга, выполняя сложные проекты в общественных и производственных зданиях.

Мы всегда жили в Москве, но со студенческой скамьи мечтали о своем доме вдали от крупных городов. И когда в 2016 году Константин — мой супруг — сообщил о покупке участка на дальней границе Тульской области, в селе Манаенки, мы серьезно задумались о собственном производстве.

Первые идеи для производства были связаны с возведением цеха по выпуску строительных материалов. Мы же инженеры! Потом думали поставить ферму с крупным рогатым скотом для производства мяса и молока, думали и о выращивании овощей. Но поняли, что на этом много не заработать — слишком высокая конкуренция.

Накануне чемпионата мира по футболу у Ивана, брата мужа, появилась идея — выращивать раков, чтобы накормить ими болельщиков. Начали собирать информацию об особенностях выращивания, общаться с потенциальными потребителями и даже купили несколько особей в качестве эксперимента. Они прижились, но мы поняли, что востребованность раков в пивных заведениях ниже, чем даже креветок. Объем рынка небольшой и на нем есть свои игроки.

Стали интересоваться возможностью разведения рыбы. И, конечно, в первую очередь подумали об осетре. Кто же не хочет своей черной икры! Купили несколько особей. Пока читали в интернете об уже действующих производствах, наткнулись на информацию о разведении африканского клариевого сома.

Африканский клариевый сом родом из Африки, на это указывает его название. Вода в реках часто пересыхает, поэтому рыба научилась переползать в другой водоем по суше. Сом приспособился к засухам, и у него появился уникальный наджаберный орган — кларий, который позволяет дышать атмосферным воздухом.

Мы разобрались в деталях, и оказалось, что клариевый сом — отличная рыба, которую выгодно выращивать. Сом быстро растет и дает максимальный объем производства на единицу объема воды. Для ресторанов он тоже интересен, потому что за относительно невысокую цену — ее можно сравнить со стоимостью минтая или пикши — удается получать продукт для супов и горячего, роллов и суши, пиццы и гриля.

На основе своего опыта мы выделили главные плюсы в разведении сома.

Привлекательная стоимость. У сома низкая розничная цена: 350 ₽ за 1 кг потрошеной охлажденной рыбы. Это ниже большей части перемороженной рыбы на прилавках.

Неприхотливость. Сом спокойно выносит высокую плотность посадки: в 5-тонном бассейне можно вырастить до 3 тонн клариевого сома. Для примера: такие условия подходят только для 300 кг осетра. Разница — в 10 раз.

Быстрый рост. Уже за первые 6—8 месяцев клариевый сом достигает товарного веса — 1,5 кг. Для сравнения: осетр растет 2—2,5 года. А ведь все это время нужно оплачивать работу персонала, счета за электричество, покупать корма.

Качество рыбы. Сом — сложный продукт для реализации, потому что существует много стереотипов об этой рыбе. Классическое восприятие сома связано с невзрачным внешним видом мякоти, неприятным запахом и вкусом. Однако это не имеет отношения к рыбе, которую производим мы.

Мы выращиваем африканского клариевого угревидного сома. Мякоть кардинально отличается по цвету и плотности от сома, который живет в дикой природе средней полосы России.

Благодаря современным технологиям выращивания рыбы готовая продукция обладает потрясающим вкусом. Часто нам говорят, что вкус готового блюда из сома напоминает птицу или кролика.

Презентация покупателям. Клариевый сом — замечательный монопродукт. При правильном подходе к выращиванию и разделке — вкуснейшая рыба. Она отлично подходит для русской, азиатской, европейской кухонь. Блюда из этой рыбы с легкостью получаются не только в ресторанах у опытных поваров, но и на домашней кухне.

Название «Сом Сомыч» родилось в процессе написания первых статей о проекте. Оно отлично передает наши ценности: мы семейная ферма, выращиваем и продаем сома. На фото я и мой сын
На фото мороженое из сома, которое приготовил шеф-повар Вячеслав Лепехов. Это была его главная фишка на всех мастер-классах. Участники удивлялись, что такое возможно

Сами построили ферму и сэкономили

У нас был участок и идея, осталось построить ферму. Решили все делать сами, без привлечения сторонней компании.

В строительстве помог профессиональный опыт. Мы с мужем по первому образованию инженеры плюс за плечами колоссальный опыт реализации крупных инжиниринговых проектов. Поэтому мы знали, что именно нам нужно и как это сделать.

Нам пригодились ресурсы строительной компании. Проект здания заказали своим проектировщикам, а строили сами вместе с рабочими и инженерами. Руководили строительством тоже мы.

Сердце фермы — установка замкнутого водоснабжения или УЗВ, в которой растет наша рыба. Система полностью автоматическая.

Одна УЗВ состоит из 8 баков по 5 тонн каждый. Мы помещаем в один бак 2,5 тонны рыбы единовременно. Это много: например, в такой бак войдет всего 250 кг осетровых рыб.

На лето 2022 года в здании фермы размещается три такие установки. Мы сделали это намеренно. Одна УЗВ позволяет получить 40—50 тонн рыбы. Этого хватит только чтобы покрыть расходы на корма и зарплаты. А с тремя линейками работаем с прибылью.

Меня часто спрашивают, сколько денег нужно на открытие такой фермы. Но я не могу назвать точную цифру. Цены постоянно меняются, и мы не инвестировали в ферму единовременно, не брали кредитов и субсидий.

Наш принцип — тратить столько, сколько есть, в строительство вкладывать дополнительный заработок. Например, один большой барабанный фильтр стоил два года назад 800 000 ₽, а у нас таких три. Мы их покупали последовательно, по мере запуска установок.

Мы здорово сэкономили за счет того, что проектировали и собирали «железо» сами. Константин делал всю автоматику на производстве, тогда как это очень дорогая услуга. Мы научились самостоятельно «варить» пластик и серьезно сэкономили на сборке водного контура систем.

Затраты на строительство фермы — около 24 млн рублей, 2017 год

Статья расходовПорядок цен
Ангар10 млн рублей
УЗВ8 млн рублей
Инженерные коммуникации3 млн рублей
Переработка рыбы3 млн рублей
Всего24 млн рублей
Владельцы фермы — братья Иван (слева) и Константин (справа). Совместно мы построили и запустили ферму
Стройка затянулась, и мы открылись на полгода позже установленного срока. Подводили и люди, и погода. Например, в то лето, когда строились, неожиданно пошли дожди, хотя обычно в Тульской области засушливое лето

УЗВ изолирована от внешней экосистемы. Это позволяет полностью контролировать параметры среды и качество рыбы. Дополнительно мы установили многоконтурную линию очистки воды, поэтому, находясь в баках, рыба не соприкасается с внешней средой. Продукты жизнедеятельности рыбы сразу удаляются с помощью барабанного фильтра и более тонких элементов системы фильтрации. Такой подход позволяет получать гарантированно чистую рыбу без даже гипотетической возможности заражения паразитами или другими болезнями.

Сначала мы брали воду в УЗВ из поселковой скважины, но ее часто отключали: то насос сгорит, то электричество вырубят. Поэтому пробурили свою и сейчас используем собственный ресурс
Мы построили двухэтажное здание и оборудовали в нем два цеха: в одном выводим малька — на втором этаже, во втором — основном цехе — занимаемся доращиванием рыбы от 250 г до 2 кг и более. В процессе роста рыбы мы проводим регулярную сортировку с учетом ее текущего размера и общего объема бака

Выход на рынок с новым продуктом малоизвестному бренду — сложная задача

Весной 2018 года мы были готовы к продажам. Оказалось, что нашу продукцию никто не ждал.

Мы планировали два основных канала сбыта: рестораны и розница. К лету 2022 года рестораны занимают 70% наших продаж, а розница — 30%.

При выходе на рынок столкнулись с несколькими сложностями. Рассказываю о них подробнее.

Сложно достать телефон шеф-повара. Я была в декрете, когда начала заниматься «холодными звонками» в рестораны, чтобы предложить нашу рыбу. Это была целая детективная история: мы небольшое производство, нас никто не знает, а рыбу нужно как-то продать.

Моей первой задачей было договориться о дегустации. Ведь пока нашу продукцию не попробуют, никто ее не купит.

В небольшие кафе я приходила сама, просила пригласить шеф-повара и предлагала договориться о дегустации. Правда, это не всегда заканчивалось успехом. Иногда шеф пробовал, а потом говорил: «Вкусно, но мы купим дорадо». А ведь на каждую такую дегустацию уходят деньги: для нас один выезд обходился в 2000 ₽.

Со «звездными» ресторанами было еще сложнее. Дойти до человека, который примет решение о дегустации, — многоходовый квест. Сначала я искала телефон ресторана из открытых данных, чаще всего это был номер ресепшена. У девушки, которая брала трубку, одна задача: забронировать на тебя столик, и, более того, у нее четкое указание — никаких посторонних контактов. Был случай, когда я только начала говорить, что представляю ферму «Сом Сомыч», а мне грубо заявили в ответ: «Не дай бог вы еще раз сюда позвоните!»

Просили не говорить, что номер дали именно они

Несмотря на отказы, я продолжала звонить. Через ресепшен доставала телефон управляющего, а уже он — если повезло — помогал связаться с шеф-поваром. Я строила диалог максимально просто, по-человечески: объясняла свою проблему, просила содействия. Часто сотрудники относились с пониманием и давали номера своих шефов. Правда, при этом просили не говорить, что номер дали именно они.

Следующий шаг — звонок шеф-повару и предложение дегустации. Мы привозили рыбу, а шефы пробовали. Но даже успешная дегустация не гарантирует, что продукт возьмут «в дело».

Была история с крупным ресторанным холдингом. Мы несколько раз привозили рыбу на дегустацию. Разные шефы ее пробовали. В итоге приняли решение включить нас в пул поставщиков.

Каждый ресторан холдинга — это как «вещь в себе», и решение принимает шеф-повар. Если именно он не попробовал рыбу — он не знает продукт и не будет его заказывать, хоть мы и есть в пуле поставщиков. Чтобы он ее попробовал, снова надо звонить и договариваться о дегустации. Поэтому не все рестораны холдинга берут нашего сома.

Бывают шефы, которым нужно, чтобы сом имел запах, как в естественной среде обитания. Один шеф из Нижнего Новгорода отказался покупать нашу рыбу именно по этой причине. Говорит: «Полина, у тебя отличная рыба, но гости спрашивают, почему она не пахнет».

Войти в пул поставщиков очень сложно.

На фото — живой сом на тарелке. Ориентировочный вес — 1,2 кг
На фото я разделываю рыбу для колбасы. На старте сама занималась разделкой, потом обучала сотрудников. Сейчас на разделку одной рыбы каждый из них тратит максимум 10 минут, тогда как у новичка на это может уйти целый час

Шефы не знали, что готовить из сома. Сом — идеальный продукт для ресторанов. Однако шеф-повара время от времени не могут придумать что-то новое, ограничиваясь стандартными блюдами.

Некоторые шефы прямо советуются со мной, просят порекомендовать, подкинуть идею. Например, недавно кафе «Для своих» в Туле предложило сделать отдельное меню с нашим сомом. Два блюда из этого меню составлены по моим советам.

Например, есть блюдо — «Рыба по-сизовски», в состав входит картофель, лук, чеснок и рыба плюс cпеции. Сизовы — фамилия моих бабушки и дедушки. По этому рецепту рыбу готовили в Новгородской области, откуда родом мои предки. Только раньше готовили в русской печи, а я это делаю на плите.

Еще одно блюдо по моему рецепту — гречишные пышные блины с соленой сомовиной. Об этом блюде я узнала из детской книжки Н. Н. Никольского «Первая облава». Оказалось, что Никольский родом из нашего села Манаенки и такие блины здесь готовили 100 лет назад. Сейчас их подают в кафе «Для своих».

Этот азиатский салат пару лет назад ввела в меню компания «Ужин Дома», с которой мы сотрудничаем несколько лет. И не устаем удивляться креативности ее поваров
Нам повезло сотрудничать с замечательными шеф-поварами, мастерами своего дела. Вот такой салат с нашим сомом приготовили в ресторане «Марк и Лев»

В пандемию рестораны закрылись, и мы начали развивать розницу

Сначала мы делали акцент на рестораны. Они берут от 10 кг в неделю, а частные покупатели хотят всего понемногу, и не факт, что вернутся. В пандемию коронавируса рестораны закрылись, и мы стали развивать розницу. Рыбу нужно было кормить, а людям — платить зарплату.

Вместо розничного магазина выбрали онлайн-продажи. Еще до пандемии мы обдумывали возможность открытия розничной точки, но отказались от этой идеи — это дорого, мы бы ее не окупили. Такое решение привело бы к росту расходов: пришлось бы расширять ассортимент, оплачивать аренду, нанимать работников и так далее.

Оставалась доставка и интернет-магазин. Стоимость доставки через подрядчиков высокая, и мы организовали ее своими силами. Приведу пример: одна из логистических компаний предлагала доставку заказа в пределах МКАД за 1000 ₽. Мы доставляем такие заказы за 490 ₽ самостоятельно.

Расширили ассортимент. Это в первую очередь связано с запросом от покупателей. Для частных покупателей важна возможность приобрести готовый или практически готовый продукт для дома. В итоге мы построили разделочный цех и цех переработки и теперь продаем копченую и вяленую рыбу.

Еще у нас есть рыбная колбаса «Балтийская»: она на 93% состоит из рыбного филе и на 7% из молока. Я люблю повторять поговорку, что «лучшая рыба — это колбаса, а лучшая колбаса — это колбаса из рыбы!»

Мечтаем запустить производство рыбных пельменей. Наши дети в восторге от них: первую партию ели неделю и отказывались от другой еды.

Ассортимент для розничных покупателей, цены на август 2022

ПродукцияВесЦена
Фарш рыбный1 кг940 ₽
Филе сома без кожи1 кг880 ₽
Филе с кожей1 кг830 ₽
Стейк сома1 кг830 ₽
Тушка сома1 кг540 ₽
Сом потрошеный1 кг350 ₽
Колбаса рыбная100 г150 ₽
Филе сома холодного копчения100 г160 ₽
Филе сома горячего копчения100 г150 ₽
Паштет рыбный100 г150 ₽
Суповой набор: голова, хвост, хребет1 упаковка150 ₽
Шпекачки рыбные100 г120 ₽

Участвуем в ярмарках. С продажей в розницу те же проблемы, что и с ресторанами — клариевого сома мало кто знает. Наша задача — разрушить стереотипы про «костлявых и вонючих» сомов. Для этого мы участвуем в ярмарках, где предлагаем попробовать рыбу.

Участие в ярмарке — серьезная статья расходов, минимум мы тратим по 100 000 ₽ на одну ярмарку. Для организации нашего участия нужно:

  • отвлечь от работы минимум трех человек: водителя — для доставки, двух сотрудников для работы «на точке». И это должен быть не просто продавец-универсал, а хороший маркетолог, который способен рассказать о продукции, показать и дать попробовать рыбу;
  • подготовить рыбу, а ее нужно иногда от 200 кг на день работы. Ярмарка — это «рулетка». Никогда не знаешь, сколько сможешь реально продать. Но в любом случае необходимо привезти продукцию в достаточном объеме;
  • затраты на бензин и оплату работы водителя. Мы находимся в 300 км от Москвы. Машина с холодильником потребляет достаточно много топлива. Часто на бензин уходит до 3000 ₽ в каждую сторону;
  • оплатить взнос участника. В этом году цены стартуют от 30 000 ₽.

После окончания ярмарки я не всегда сразу могу оценить окупаемость мероприятия. Бывает, что покупатели попробовали рыбу, взяли наши координаты — и пропали на месяц или полгода. А потом появляются и говорят: хотим заказать! Но от ярмарок мы все равно не отказываемся. Это реклама, и она важна. Ведь пока люди не попробуют сома — его не купят.

Часто в ярмарках я участвую лично. Считаю, что никто посторонний не сможет рассказать о нашей рыбке лучше, чем мы сами. Общаясь с людьми, предлагаю продегустировать продукцию

Зашли на маркетплейс. В 2021 году мне позвонил менеджер маркетплейса фермерских продуктов «Свое Родное» и предложил стать их резидентом. Согласилась. К тому же это бесплатно.

Всего продажи на маркетплейсе занимают около 2% от всех наших продаж.

Публикуем рецепты. Как и у шеф-поваров ресторанов, у покупателей в розницу возникает главный вопрос: что приготовить из сома? Я понимаю, почему этот вопрос задают именно мне: ведь я работаю с этой рыбой, значит, у меня есть опыт. Чтобы покупателям было проще разобраться, публикую рецепты на своем сайте.

Мой любимый рецепт — оливье с копченым сомом, украшенный красной икрой. Так готовить новогодний салат придумали в московском ресторане «СольФаСоль», с которым мы сотрудничаем с 2019 года. Когда мы попробовали такой вариант салата, то отказались от обычного — очень уж вкусно! Каждый раз, когда мы едем в сторону, где находится ресторан, старшая дочь просит заехать и заказать для нее это блюдо.

На сайте Сом Сомыч больше десятка рецептов. Часть из них — находка шеф-поваров. Сома можно готовить на углях, запекать, жарить, варить и тушить, и все блюда получаются вкусными и красивыми

Проводим экскурсии и помогаем сохранить наследие. Как-то люди, которые проезжали мимо фермы, попросили рассказать о храме и ферме. А почему бы и нет? Так родилась идея проводить экскурсии постоянно. И я занялась детальным изучением истории села, собирала воспоминания долгожителей, искала статьи и архивные документы.

Чаще всего я встречаю гостей и провожу им трехчасовую экскурсию по храму и ферме. Но если одновременно приезжает большая группа, к этой работе подключается мой супруг, Константин.

Чем хороши экскурсии:

  • это отличная возможность представить наш проект большому количеству людей, повысить узнаваемость бренда, познакомиться с новыми людьми, которые, как показала практика, становятся нашими постоянными покупателями. К примеру, одна из тульских школ регулярно заказывает нашу продукцию для своих сотрудников. А началось сотрудничество с их экскурсии к нам на ферму;
  • мы формируем интерес у гостей к изучению истории страны, развиваем новое перспективное направление — агротуризм;
  • привлекаем внимание к истории храма, его восстановлению и поддержанию в хорошем состоянии.

Есть два варианта, как о нас узнают. Основной — это сарафанное радио. Мы заметили, что о нас чаще узнают от знакомых, кто уже побывал на экскурсии. Отзывы реальных людей — лучшая оценка нашей работы.

Бывает и так: водитель экскурсионного автобуса, который уже был в Манаенках, рассказывает новому экскурсоводу, что ездил сюда, — и тот привозит свою группу. Звонят и частники, которые увидели информацию об экскурсиях у нас на сайте.

К нам приезжают группами от 10 человек. Если раньше гости просто смотрели окрестности и ферму, то сейчас спрашивают о возможности остановиться у нас на несколько дней. Так что теперь думаем о строительстве мини-отеля.

Всю продукцию можно попробовать и купить на месте со скидкой. Цена рыбы на ферме ниже, чем на сайте, потому что здесь нет затрат на доставку. Например, мы можем продать живого сома по цене 320 ₽ за 1 кг. Если заказать сома домой с доставкой, живого уже не везем — только потрошеного по 350 ₽ за 1 кг.

Экскурсия длится 3 часа и стоит 800 ₽ с человека. Летом экскурсии проходят редко. Чаще приезжают зимой и ближе к весне, а еще в каникулы. В один из сезонов я проводила экскурсии каждую неделю.

Для наглядности экскурсионной программы я оформила несколько стендов. История нашего села насыщена событиями и интересными историческими фактами, которыми я щедро делюсь с гостями
Одна из экскурсий закончилась комичным эпизодом: гости купили живых сомов. Каждому покупателю мы упаковали рыбу в два пакета и предупредили, что сом — рыба сильная и активная и что покупки имеет смысл убрать в багажное отделение. Была зима, и прохлада несколько бы умерила активность сомов. К нашим рекомендациям не прислушались и взяли рыбу в салон автобуса. Итог — разомлевшая от тепла рыба, пробив упаковку, «разбежалась» по салону, а новые хозяева с криками ловили ее, пытаясь снова отправить в пакеты. Все остались довольны

Социальная ответственность, меценатство — понятия, которые зародились еще в царское время. Тогда и в наши дни оно предполагает активное участие бизнеса в жизни общества.

Насколько я знаю, в истории России много ярких примеров меценатства и заботы о ближних. К примеру, в Москве один из наиболее известных меценатов второй половины 19 века был Н. А. Алексеев — московский градоначальник, который оставил после себя богатое наследие: современные системы водопровода, канализации, школы и больницы. Успешный купец, он помогал тем, кому нужна была помощь в первую очередь.

В тульских краях широко известна щедрость и забота князей Гагариных, которые проявляли особую заботу о жителях села Манаенки в том числе. В городе Плавске можно увидеть Дом Мананок (мананками называли женщин из одноименного села Манаенки), который построен специально для приезжавших на сезонные работы крестьянок.

Мы — современные предприниматели — считаем важным продолжать традиции бережного отношения к нашей стране.

Задолго до появления проекта «Сом Сомыч» в рамках строительного бизнеса наша семья активно участвовала в социально значимых проектах. Мы с супругом поддерживали общественную детскую организацию, оказывали помощь социальному приюту и дому престарелых, участвовали в строительстве и восстановлении храмов, в том числе и в селе Манаенки. Именно с этого и началось наше знакомство с историей села и церкви в честь Георгия Победоносца, которую мы восстанавливаем всем миром.

Телепроект Дорога
Сюрпризом для всего коллектива фермы стал приезд телеканала «Спас» — в рамках телепроекта «Дорога». Вместе с ведущими программы — актерами Алексеем и Игорем Огурцовыми — мы прошли по нашему храму, вспомнили его историю, моменты взлета и трагические страницы его существования. Храм Великомученика Георгия в селе Манаенки поражает величием и в наши дни. А меж тем немногие знают о том, что своим появлением храм обязан в том числе участию именитых жертвователей, в числе которых был президент Санкт-Петербургской Академии наук, великий князь Константин Константинович Романов. Вызолоченный купольный крест, пожертвованный великим князем, сейчас хранится в храме

Мы прошли непростой путь и теперь делимся опытом

Мы стартовали дождливым летом 2017 года. Через 3,5 года с начала продаж смогли выйти на окупаемость. Но потом началась пандемия коронавируса, и нам пришлось какое-то время «работать на ферму».

Сейчас наш бизнес с оборотом до 20 млн рублей в год. Мы начинали с производства 10 тонн рыбы в год. Сейчас объемы — до 150 тонн в год.

Мое жизненное кредо — не останавливаться на достигнутом, всегда развиваться и быть достаточно гибкой и открытой для новых знаний. Я уверена, что это единственно верный путь для жизни в современном быстро меняющемся мире.

За прошедший год я успела пройти обучение по направлениям, которые важны в нашем бизнесе. Одно из них — аудитор безопасности пищевых производств по стандартам HACCP, или Hazard Analysis and Critical Control Points (анализ рисков и критические контрольные точки).

К августу 2022 года мы подписали более 300 договоров с ресторанами в 10 регионах России. Есть крупные заказчики, например Maison Dellos. Я отправляю рыбу даже в Волгоград — где, казалось бы, достаточно своей.

Каждый третий шеф как минимум слышал о нас

Наш бренд знают многие повара в России и даже часто называют нас «Сомычи». Как-то в разговоре один из шеф-поваров сказал мне: «Ты знаешь, я с удивлением отметил, что каждый третий шеф как минимум слышал о вас».

Мы прошли насыщенный профессиональный путь и теперь обучаем и консультируем коллег-фермеров, проводим бизнес-экскурсии на своей ферме, участвуем в профильных мероприятиях, совместно с коллегами организуем и проводим форумы, например «Фермеры и HoReCa: полный контакт».

Расчетный счет для бизнеса

Предложение Тинькофф

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Личный опыт
Настя Гейн
Настя Гейн

А вам приходилось бороться со стереотипами о своем бизнесе? Поделитесь в комментариях.


Больше по теме