Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Реалити-шоу производителя домашнего текстиля: «Производство оказалось не готово к резкому росту»

Героиня ищет способы расширять производство без второго цеха, но столкнулась с проблемами в логистике


Анастасия Павлова

Анастасия Павлова

Владелица производства домашнего текстиля LeoHome

Это второй выпуск реалити-шоу. Его героиня — Анастасия Павлова, основательница производства текстиля для дома в Ивановской области. За месяц Анастасия планирует нарастить оборот до 3 млн рублей от продаж через Wildberries. О том, как она справляется с этой целью, мы рассказываем в реалити-шоу.

В этой серии Анастасия рассказывает, почему пришлось отказаться от открытия второго цеха, а объем производства изделий — урезать.

Итоги первого этапа: провела ревизию тканей и изделий

Перед командой я поставила две большие задачи: провести материальный учет и составить план производства на месяц. Я довольна тем, как прошла неделя. Но пока я составляла план, поняла, что есть несколько проблем, которые мешают цеху расти.

План героини, который она составила 19 декабря 2022 года

Отвела место в цеху для тканей и фурнитуры

Напомню, наш цех находится в Родниках Ивановской области. Я управляю производством из Москвы. Провести ревизию я хотела лично, поэтому приезжала в цех из столицы.

В мое отсутствие на производстве в Родниках руководит мама. За несколько дней до поездки она заранее пересчитала ткани, которые были в наличии и я все данные занесла в гугл-таблицу. Это помогло представить, какой объем ткани есть и сколько времени займет ее сортировка.

Для хранения тканей я выделила в цеху три места: полку под раскройным столом, стеллаж возле него и отдельную комнату, по сути, кладовую. Под раскройный стол и на стеллаж я решила класть ткани, которые используются наиболее часто, чтобы раскройщику было удобнее и быстрее их доставать. Например, сейчас там лежит рогожка — материал с выраженной фактурой, похожей на мешковину. Из нее мы шьем шторы и дорожки на стол. Еще у раскройного стола поставила рулоны с фетром. Эта ткань нужна для чехлов для ноутбуков.

В кладовой есть несколько стеллажей с полками. Для каждого типа ткани я определила место на полке. Так, на полках первого стеллажа мы теперь кладем только раскроенные ткани, которые уже можно отдавать швеям. На полки второго — фурнитуру. На верхние полки я убрала остатки ткани после оптовых заказов. Например, муслин, вафельное полотно. Из таких тканей мы не шьем изделия в розницу, поэтому остатки использовать пока не можем.

Часть остатков с оптовых заказов я смогла перепродать. Для этого разместила объявление в своем телеграм-канале о том, что хочу продать муслин. Практически сразу на объявление откликнулось другое производство и в итоге купило муслин за 5000 ₽. Оказалось, это рабочая идея. Буду и дальше перепродавать остатки тканей.

Это раскройные шторы из рогожки на второй полке сверху и такой же раскрой на полке ниже
Вот так выглядят объемы фетра для пошива более 500 чехлов для ноутбуков

Сократила запланированный объем изделий

Я посчитала количество изделий, которые нужно отшить для продаж на Wildberries в январе. Получилось 8700 товаров. Я ставила план на тысячу штук больше, но он оказался нереалистичным. Я поняла, что производство не готово к такому резкому росту. Объясню почему.

Могу потерять время на отгрузке готовых изделий. Я отгружаю товар в фулфилмент-центр в Иванове, сервис по доставке товаров на склад маркетплейсов. Там его отправляют на склад Wildberries в Москву, это происходит дважды в неделю — по средам и пятницам.

На этом этапе я полностью завишу от работы фулфилмент-центра. Даже если сегодня пятница и по расписанию должна быть отправка товаров на склад, не факт, что она вообще будет.

К примеру, я запланировала отправить на склад большую партию товаров. Пятница, товар готов на отгрузку в фулфилмент-центр. Но тут сотрудник центра сообщает, что мой товар не примут. Причина — нет заказов на отгрузку. Это значит, что другие предприниматели свой товар не привезли и везти только мою партию центр, похоже, не хочет. В итоге мне нужно ждать до среды, и я теряю пять дней.

Вдобавок если товар вовремя не окажется на складе, его не выложат на маркетплейсе, и я рискую потерять в продажах.

Вот и получается, что неважно, как много я буду производить изделий, если на этапе с отправкой на склад процесс может встать на паузу.

Из-за отказа в отгрузке не успеваю забрать ткань у производителя. С отказом фулфилмента принимать товар связана другая проблема.

У меня нет в команде грузчиков, поэтому каждый раз, когда нужно отвезти товары, я нанимаю подрядчиков. Для удобства в дни отгрузки товаров я иногда планирую и другие задачи, где мне нужна помощь грузчиков. В частности — забрать наш заказ на материалы у производителей ткани. Получается, что сначала грузчики отвозят готовые изделия в фулфилмент-центр, затем забирают с фабрики ткань и отвозят к нам в цех. Все в один день.

Я объединяю задачи на логистику не только ради удобства. Мне невыгодно разбивать поездку за тканями и в фулфилмент на два дня. Я оплачиваю грузчикам день работы — 1500 ₽. При этом неважно, куда заезжают грузчики на маршруте — только в центр или еще на фабрики. Стоимость услуг от этого не изменится. Поэтому если делить логистику на разные дни, я переплачиваю вдвое.

Вернемся к примеру с отгрузкой товаров в пятницу. Я могла бы совместить отгрузку с поездкой на фабрики за заказами. Но фулфилмент не может принимать товар, поэтому поездки не будет в принципе. И это тоже задержка, в итоге на производстве нет ткани к запланированной дате.

Получается, проблема с логистикой тормозит работу производства. Эту задачу еще предстоит решить.

Посмотрела на объемы продаж у конкурентов и составила план производства на январь

Еще одна задача на этот этап — подготовить производственный план на январь. Расскажу подробнее, как она проходила.

За основу плана я брала два показателя: текущий спрос на мои товары и показатели продаж у конкурентов. Все это я смотрю в сервисах аналитики маркетплейсов.

Например, так выглядит аналитика по кухонным дорожкам на Wildberries. Я вижу объем продаж у себя и конкурентов, выручку и среднюю стоимость этого товара

По количеству наших продаж я определяю минимум товаров, который надо отшить. Например, понимаю, что есть спрос как минимум на 100 штор и я могу смело отшивать это количество в январе. Но опираться только на существующий спрос неправильно.

Маркетплейсы работают так, что чем чаще покупатели заказывают конкретный товар, тем выше его карточка в поиске выдачи, а значит, больше покупателей видят товар и выбирают его. Спрос раскручивается.

Если на складе товар закончился, покупатель не может его заказать, позиция карточки падает. Поднимать ее обратно в рейтинге уже сложнее. Поэтому мне нужно предугадывать спрос, отшивать больше изделий и поставлять товар на склад с запасом.

Чтобы спрогнозировать объем товаров «на вырост», я выбираю на площадках наиболее близких к LeoHome конкурентов. Смотрю, кто продает больше нас. К примеру, конкурент может продавать не 100, а 300 похожих штор. Значит, мне тоже нужно ориентироваться на эту цифру.

По этому принципу я составляю план производства — сколько и каких изделий нам нужно отшить, чтобы продать в ближайший месяц. Передаю план маме, и уже она определяет по остаткам материалов в цеху, хватит ли нам тканей, сколько материала нужно заказать, успеют ли раскройщик и швеи отшить такой объем. Мы обсуждаем и приходим к среднему показателю.

План производства LeoHome для продажи на Wildberries в январе 2023

Тип изделияКоличество
Чехлы для ноутбуков1000
Чехлы для телефонов800
Куверты2200
Органайзеры600
Дорожки на стол1500
Шторы1300
Наволочки1300
Итого8700

Отказалась от идеи второго цеха

На старте реалити-шоу я планировала открыть второй цех. По моей задумке, во втором цехе одна или две швеи должны были отшивать часть товаров. Так я могла бы быстрее выпускать заказы.

Я присмотрела помещение в одном здании с фулфилмент-центром, нашла его еще в ноябре 2022. Оно подошло мне по площади и расположению: я могла бы сэкономить на доставке товаров для отгрузки — ведь мы работаем рядом. Но в 2022 году помещение было занято другим арендатором, и я подумала, что шансов его занять у меня немного.

И вдруг в декабре я узнаю, что с 2023 года арендатор повышает аренду. Я понадеялась, что текущему арендатору цена не подойдет и он решит съехать. Увы, он остался.

План на переезд я пока отложила. Искать другое помещение я не хочу, чтобы не распыляться. Иначе на меня сваливается слишком много задач: попытка увеличивать обороты, найти помещение и новых сотрудников, распределить команду и материалы на два цеха.

Раз цех остается только один, в январе швеи продолжат работать на дому. Пока я наняла дополнительного раскройщика в цех, там места хватает. А вот новых швей пока активно не ищу, хотя и попросила своих швей подумать, кого они могли бы мне порекомендовать. Родники — небольшой город, и многие мастерицы знакомы друг с другом.

План на следующий этап: отшить изделия в январские праздники

В январские праздники наш цех не будет отдыхать. Швеи, раскройщик и его помощник на сдельной оплате, поэтому они заинтересованы работать в начале января.

Следующий шаг на первую половину января — раскроить изделия согласно плану производства и распределить их по швеям. Швеи не универсальны, каждая из них специализируется на чем-то одном. Кто-то — на пошиве скатертей, кто-то — на чехлах. Поэтому важно учитывать загруженность каждой из них.

Сложность в том, что параллельно пошиву изделий для Wildberries у нас есть большой оптовый заказ: нам нужно отшить 520 чехлов в первой половине января. Важно не промахнуться с распределением наших ресурсов.

Еще в планах на первые недели января — закупить рогожку для штор и подумать над вопросом с логистикой.

План с 2 по 15 января

ЗадачаЧто сделать
1.Отшить изделия для отгрузки на WildberriesРаспределить план пошива между швеями.

Отшить изделия до 9 января
2.Закупить недостающую тканьЗакупить рогожку для пошива скатертей
3.Выполнить оптовый заказПараллельно отшиваем заказ для оптового клиента

Прошлый план с 19 по 23 декабря — выполнила, но за две недели

ЗадачаЧто сделать
1.Актуализировать материальный учет✅ Посмотреть остатки ткани и фурнитуры на складе.

✅ Рассчитать, сколько ткани и фурнитуры нужно закупить, чтобы в январе отшить 10 000 изделий.

✅ Напомнить команде, как и где мы храним материалы на складе
2.Составить план производства✅ Рассчитать возможные расходы.

✅ Запланировать сроки раскройки и пошива изделий

Другие выпуски реалити-шоу с Анастасией

О задаче и пути предпринимательницы к цели читайте в статьях:

  1. Задача: «Хочу утроить оборот на Wildberries».
  2. Этап 1: «Производство оказалось не готово к резкому росту».
  3. Этап 2: «План по обороту за январь придется урезать».
  4. Этап 3, итог: «Цели не достигла, но теперь я знаю как получить желаемый оборот».
Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

Предложение Тинькофф

Онлайн-банк для продавцов маркетплейсов

  • Бесплатно зарегистрируем бизнес и откроем счет
  • Обучим работе с разными площадками
  • Доведем с нуля до первых продаж
Подробнее

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Личный опыт
Ксения Лурье
Ксения Лурье

Предприниматели, как анализируете бизнес конкурентов? Как используете их успехи и провалы?

Ингвар Красногорский

Мне, пока, всё интересно!
Болею за Анастасию и её маму!!))


Больше по теме