Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Биография: Татьяна Бакальчук


«Смысл жизни не в том, чтобы оправдывать чужие надежды. Надо делать то, что хочешь сам»


«Смысл жизни не в том, чтобы оправдывать чужие надежды. Надо делать то, что хочешь сам»


Дата рождения:
16/10/1975

Бизнес
Wildberries

Сфера бизнеса
Маркетплейсы

История

Чтобы объяснить, кто такая Татьяна Бакальчук, перенесемся в Подмосковье. Там Татьяна родилась и выросла: в поселке Газопровод окончила школу, а в Коломне — факультет иностранных языков. Мама работала преподавателем начальных классов, а отец, скорее всего, — инженером.

Татьяна Бакальчук родилась в семье советских корейцев, поэтому в школе столкнулась с ксенофобией:

«Все детство и юность были омрачены тем фактом, что я не такая, как все. Мои родители в глазах многих тоже выглядели чудаками. К ним относились, как к чужим, хотя они родились в России. В детстве я расстраивалась из-за такой несправедливости, а теперь понимаю: не будь этих сложностей, возможно, не было бы и Wildberries» [Источник].

После окончания вуза Татьяна преподавала английский в Подмосковье. Затем переехала в Москву, чтобы выучиться на дизайнера. Ничего не получилось: в 1998 году в России объявили дефолт. Татьяна Бакальчук вернулась к тому, чем занималась до этого, — к преподаванию. А спустя два года после экономического кризиса у Татьяны начался экзистенциальный:

«С момента поступления в школу знала, что окончу ее хорошо, потом пойду в институт, получу диплом, устроюсь на престижную работу, встречу любимого мужчину, рожу ему ребенка. После кризиса я поняла, что смысл жизни не в том, чтобы оправдывать чужие надежды. Надо делать то, что хочешь сам. Я на время прекратила контакты с семьей, уволилась с работы, стала зарабатывать на хлеб репетиторством и искала смысл жизни» [Источник].

В начале 2000-х Татьяна начала встречаться с будущим мужем — Владиславом. Он — радиофизик и предприниматель. Сперва он работал мастером по прокладке сетей, потом торговал компьютерами, а в 2002 году основал интернет-провайдера Utech вместе с приятелем, Алексеем Фадеевым. Владислав отвечал за техническую часть, а его партнер — за все остальное.

В 2004 году у Татьяны родился ребенок. Денег все время не хватало, несмотря на бизнес мужа. Татьяна попробовала вернуться к репетиторству, но ничего не получилось: ученики нервничали, когда преподаватель все время дергался в соседнюю комнату к плачущему ребенку.

Тогда Татьяна задумалась о бизнесе в интернете. Выбор пал на торговлю одеждой. Дело в том, что Татьяне не нравилось ходить по магазинам: «К тебе сразу начинают приставать, спрашивают, чем помочь, чувствуешь себя обязанным что-то купить, а это неправильно» [Источник].

Начало бизнеса

Сайт Wildberries разработали в дизайн-студии Utech Design. Эта студия входила в структуру Utech, которую основал муж Татьяны. Заплатить за сайт все равно пришлось — вышло 700 $. Рекламу размещали на женских сайтах, например на Passion.ru, — в месяц платили по 1500 ₽. Деньги брали из семейных сбережений.

Первая одежда на Wildberries появилась из немецких каталогов Otto и Quelle. Татьяна брала из них фотографии с описаниями и размещала у себя на сайте. Когда приходила заявка — делала заказ по каталогу и ждала, пока он идет из Германии в Россию. Когда посылка приходила, она оставляла дочку с бабушкой, рассчитывалась за нее на почте из своего кармана, садилась на метро и доставляла ее покупателю. С клиентов брала 10—15% от стоимости покупки.

Первое время Татьяна все делала сама, пока муж не обратил внимание, что она разбирает посылки до трех ночи. Тогда Татьяна взяла в помощники сестру, тетю, отца и сотрудницу из компании мужа. В первый год это помогло справиться с операционкой. А на следующий — Татьяна наняла курьеров, операторов, программистов и арендовала офис со складом в деревне Мильково в Московской области.

Пока что биография Татьяны Бакальчук выглядит, как сказка: преподавательница английского построила многомиллиардную компанию без опыта. Все так и есть, но ей помог муж и еще один партнер — Сергей.

В 2006 году Владислав продал долю в своей компании и вложился в бизнес жены. Его Utech стал прибыльным еще в 2005 году: компания принесла 718 000 ₽ прибыли. За сколько Владислав продал долю — непонятно. Татьяна говорит о 3 млн рублей, а в СМИ — о 3–5 млн долларов [Источник].

В 2005 году Владислав познакомился с Сергеем Ануфриевым в тренажерном зале. Сергей стал частью компании и помог организовать сделку с Adidas: Бакальчуки купили у них партию кроссовок, которую не брали другие дистрибуционные сети во время кризиса 2009 года. До этого на Wildberries торговали только по каталогам.

Татьяна, Влад и Сергей стали драйверами роста Wildberries. Татьяна отвечала за коммерцию, ассортимент и переговоры с поставщиками. Владислав — за стратегию и ИТ-направление. Ануфриев — за безопасность, курьеров и логистику.

Что сейчас

Wildberries — главный интернет-магазин России. В 2021 году прибыль дошла до 14 млрд рублей. На сайте представлено 500 тысяч предпринимателей и компаний. Логистическая инфраструктура — огромная: 115 000 пунктов выдачи и постаматов.

У конкурентов компании дела идут хуже. Ozon в 2021 году понес убытки на 56 млрд рублей, хотя его основали еще в 1998 году, а крупные фонды несколько раз инвестировали в него десятки миллионов долларов. У Почты России — 45 000 отделений, хотя эта компания доставляет посылки по всей России.

История успеха Татьяны Бакальчук сложилась из разных пазлов: бизнес-модель на комиссии, переход всего мира в онлайн, фокус на качестве сервиса. Есть и другие, но это, кажется, самые значимые.

Когда Wildberries в 2013 году не смог купить у поставщиков партию товара, он предложил работать по комиссии: деньги с каждого товара распределялись между поставщиком и онлайн-магазином. После этого контрагенты стали меньше опаздывать с поставками и следить, чтобы все дошло в сохранности, а Wildberries смог вкладывать оборотные деньги не в закупку товара, а в расширение бизнеса.

Когда в 2020 году началась пандемия, ходить по магазинам стало небезопасно. Люди стали чаще покупать в интернете, и предприниматели стали чаще продавать там. Wildberries уже работал по агентской схеме: за 2021 год к онлайн-магазину присоединились 400 000 компаний и предпринимателей.

Когда большинство интернет-магазинов брали деньги за доставку и возврат, Wildberries первый сделал все это бесплатным. Когда большинство интернет-магазинов могли доставить посылки только в определенные районы и регионы, Wildberries открыл пункты самовывоза везде и создал в них примерочные.

Еще в конце 2019 года у Wildberries было 6200 собственных пунктов выдачи, а у Ozon — 4500. Непонятно, как компания Татьяны Бакальчук разбогатела так, что получилось построить так много пунктов выдачи. Wildberries не привлекал инвестиции. Кредитная нагрузка не превышает оборота компании.

В компании на это говорят:

«Пока другие вкладывали средства в громкий маркетинг, мы считали деньги и тратили их с умом» [Источник].

Может, так и есть — сама Татьяна Бакальчук в 2020 году говорила, что живет не где-нибудь в особняке в Лондоне, а на съемной квартире в Москве. Чем еще владеет и сколько зарабатывает Татьяна Бакальчук — неизвестно.

Индивидуальные условия для среднего и крупного бизнеса

Предложение Тинькофф

Индивидуальные условия для среднего и крупного бизнеса

  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
  • Кредиты до 200 млн рублей по специальным ставкам
  • Биржевой овернайт — размещайте свободные деньги на ночь на бирже, возвращайте утром с процентами
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Наталья Неженцева
Наталья Неженцева

Как думаете, что еще повлияло на успех Wildberries? Поделитесь в комментариях.


Больше по теме