Рассказывает Сергей Краснов, сооснователь «Нескучных финансов»
Чем занимаются «Нескучные финансы»
Мы предоставляем профессионального финансового директора в аренду. Вот есть каршеринг, а есть финдиршеринг.
Технологию обкатали более чем на тысяче клиентов-предпринимателей, и мы четко знаем, что нужно делать и в какой последовательности для того, чтобы управленческий учет в компании был под контролем. Чтобы всегда была нужная информация для принятия управленческих решений.
Пока владелец бизнеса может все держать в голове, ему такой сервис не нужен.
Но настает такой момент, когда выручка растет, а дивиденды — нет, да и просто пропадает ощущение контроля. Возникает риск кассовых разрывов, нередко бизнесы
Мы для себя определили, что примерно от трех миллионов выручки в месяц уже пора заняться финансовым учетом.
Основные сложности, с которыми сейчас столкнулись предприниматели
- Разорванные логистические цепочки:
где-то не пропускают фуры,где-то надо менять поставщиков. - Курс доллара, более дорогая логистика, необходимость поднимать цены на свои товары и услуги — при одновременном падении покупательской способности клиентов.
- Ушли с российского рынка те рекламные инструменты, которые были наиболее эффективными. Приходится учиться работать во ВКонтакте и заново тестировать креативы, искать пути привлечения клиентов и так далее.
Какие пути развития сейчас нашли для себя основатели «Нескучных финансов» и их клиенты
Да, в моменте было сложно, страшно, неуютно. Но в итоге предприниматели открыли для себя много возможностей.
Когда ты начинаешь очень активно действовать,
Что уже пробуют:
- Выходить на рынки других стран: работать с русскоязычными сообществами за рубежом и искать там клиентов, открывать торговые точки и филиалы.
Кто-то выходит на рынок Казахстана,кто-то — ОАЭ (в Дубай переехало много консультантов; высокая покупательская способность аудитории; возможность получать платежи от иностранных клиентов). Услуги в США можно продавать дороже, чем в России, при этом персонал получает российские гонорары. - Больше инвестировать в рекламу и маркетинг,учиться работать с доступными инструментами. Возможно, во ВКонтакте в большей степени работают продажи через переписку, а не через лид-формы. Сендлеры всякие и все такое. Поначалу клиент не окупается, но нужно постепенно докручивать эффективности, прорабатывать скрипты и пробовать дальше.
- Возобновлять холодные продажи.
- Более интенсивно общаться с командой. Это помогает людям успокоиться. Включить все свое обаяние как лидера с еще большей силой и уверенностью.
- Переходить с оказания услуг на обслуживание рынка этих услуг: маркетплейсы, IT-платформа для консультантов, посредничество в открытии бизнеса в других странах и прочее.
- Пользоваться возможностями, которые породила эта ситуация: высвобождаются топовые специалисты — можно усилить свою команду; открывать бизнес с нуля — без накопившихся обязательств.
- Инвестировать в свое собственное развитие.
Потребности человека меняются, конкуренты развиваются, поэтому нормальное состояние бизнеса — это развитие.
Что можно сделать для безопасности своего бизнеса с точки зрения финучета
- Взять деньги под контроль. Вести платежный календарь на неделю вперед, в котором прописано, в какой день, от кого, сколько денег мы планируем получить и в какой день кому мы планируем заплатить и сколько. Исходя из этого составляется краткосрочный прогноз на неделю, поэтому мы видим, где есть риски кассовых разрывов. И можем заранее договориться с дебиторами и кредиторами.
- Разобраться с понятиями. Выручка, чистая прибыль, деньги и так далее. Нужно уметь ориентироваться в понятиях вообще. Если ты ориентируешься в понятиях, есть шанс на выживание.
- Создавать фонды. Создать политику (правила распределения) чистой прибыли по фондам в процентах: на дивиденды, на развитие (новые точки продаж или офисы, тестирование новых каналов продвижения, реклама и другое) и на резервы. Пропорции индивидуальны, но нужно поставить цель по сумме на каждый фонд.
- Разделять операционные счета. Например, в Тинькофф Банке это бесплатно. Посмотреть отчет о движении денежных средств, выделить основные статьи расходов: ФОТ, налоги, авансы, поставщики и так далее. На каждый счет раз в неделю, например, раскладывать деньги, как по конвертикам: в том же соотношении, в каком они тратятся в среднем за последние полгода-год. Например, на зарплаты — 50—55% любых поступлений. Можно выделить три-четыре счета, которые будут закрывать около 90% вашего денежного потока. При этом тратить их можно — но понимать, что вы взяли
столько-то из налогов, поэтому к дате платежа деньги надо вернуть на этот счет. - Разобраться с тремя видами отчетов. Отчет о движении денег, отчет о прибылях-убытках и управленческий баланс.
Это поможет взять финансы под контроль и принимать информированные управленческие решения.