Главное — внимательно изучить критерии Роскомнадзора и не забывать про маркировку
Главное — внимательно изучить критерии Роскомнадзора и не забывать про маркировку
В декабре 2022 года президент Владимир Путин подписал закон о запрете в России пропаганды ЛГБТ, педофилии и смены пола. Закон вводит миллионные штрафы для бизнеса, а иностранцам и вовсе грозит депортация.
Позднее Роскомнадзор выпустил приказ о критериях ЛГБТ-информации, который начнет действовать с 1 сентября 2023 года.
Суды уже начали выписывать штрафы за несоблюдение закона. В рубрике «Шпаргалка» разбираемся, как закон определяет ЛГБТ-пропаганду, какое наказание можно получить и как избежать штрафов.
Кого касается этот закон?
Практически любого бизнеса, который производит или распространяет информацию: тексты, изображения, музыку и видео. Это прежде всего онлайн-кинотеатры и кинокомпании, издательства и книжные магазины, операторы связи, СМИ и рекламные агентства.
Поводом для разбирательства может стать даже провокационный рекламный баннер или пост в соцсетях. Штраф могут выписать не только бизнесу, но и обычному гражданину, если докажут, что он распространял ЛГБТ-пропаганду в интернете или по другим каналам связи.
Что сейчас считают пропагандой ЛГБТ?
Сейчас в законе прописано, что пропаганда гомосексуализма — это распространение информации, которая формирует «нетрадиционные сексуальные установки» и «искаженное представление о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений». То же самое касается смены пола и педофилии.
В законе нет четкого определения того, что считать нетрадиционными сексуальными отношениями. Однако в Конституции России прописано, что браком можно считать только союз мужчины и женщины. Соответственно, нетрадиционными считаются именно однополые связи.
В апреле 2023 года Роскомнадзор утвердил более четкие критерии того, что считать ЛГБТ-пропагандой. За их нарушение Роскомнадзор сможет отправлять электронные адреса публикаций в реестр запрещенных сайтов.
Согласно этим нормам нельзя будет пробуждать интерес к однополым отношениям или убеждать читателя или зрителя в их привлекательности. Также нельзя будет показывать традиционные и нетрадиционные отношения социально равноценными. Рассказывать о смене пола в положительном ключе тоже будет запрещено.
Правила Роскомнадзора вступают в силу с 1 сентября 2023 года. Как эти критерии будут соблюдаться на практике, пока неясно.
Какое наказание грозит бизнесу за нарушение закона?
За нарушение требований к ЛГБТ-информации предпринимателей или компании могут оштрафовать:
- За пропаганду ЛГБТ крупную и среднюю компанию ждет штраф от 800 000 до 1 000 000 ₽, малое предприятие — от 400 000 до 500 000 ₽, ИП — от 100 000 до 200 000 ₽.
- За пропаганду среди детей и подростков наказание строже: от 1 000 000 до 2 000 000 ₽ — для крупных и средних компаний, от 500 000 до 1 000 000 ₽ — для малых предприятий и от 200 000 до 400 000 ₽ — для ИП.
- Если пропаганду вели через СМИ или в интернете, штрафы растут дальше: от 1 000 000 до 4 000 000 ₽ — для крупных и средних компаний, от 500 000 до 2 000 000 ₽ — для малых предприятий и от 200 000 до 400 000 ₽ — для ИП.
- Самые строгие штрафы — за пропаганду ЛГБТ для несовершеннолетних через СМИ или интернет: от 2 000 000 до 5 000 000 ₽ — для крупных и средних компаний, от 1 000 000 до 2 500 000 ₽ — для малых предприятий и от 400 000 до 800 000 ₽ — для ИП.
Во всех четырех случаях суд может приостановить деятельность компании на 90 суток. Если нарушение совершил иностранец, его могут оштрафовать максимум на 400 000 ₽ и выдворить за пределы России.
В законе не прописано, кого должны наказать за ЛГБТ-пропаганду, если она велась через СМИ или интернет, — автора контента или канал, который этот контент распространял. В каждом конкретном случае должен разбираться суд. По новому закону штрафов для СМИ еще не выписывали.
Кого и за что уже наказывают?
В июне глава Комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн сообщил, что власти составили 33 протокола по нарушениям нового закона. Из них 19 получили онлайн-кинотеатры. В основном штрафуют не за собственно пропаганду, а за отсутствие маркировки ЛГБТ-информации — то есть видеосервисы не поставили обязательный значок «18+» перед показом фильмов, в которых есть ЛГБТ-тематика. Вот несколько примеров:
- оператора связи «Триколор ТВ» первым оштрафовали на 1 200 000 ₽ за показ британской комедии «Английский цирюльник» без маркировки «18+»;
- почти максимальный штраф — 4 000 000 ₽ — получил видеосервис PREMIER. Компания также не указала маркировку «18+» на фильмах «Идеальные незнакомцы» и «Английский цирюльник». Сами фильмы под запрет не попали, но в них есть упоминание ЛГБТ-темы, а значит, требуется и обязательная маркировка. Примерно такой же размер штрафа — 3 800 000 ₽ — выписали платформе START за то же нарушение;
- онлайн-кинотеатр «Кинопоиск» и сотового оператора «МегаФон» наказали за отсутствие маркировки штрафом на 1 000 000 ₽;
- Национальной спутниковой компании выписали протокол о нарушениях за показ испанской комедии «Игра с ключами». Конкретные претензии Роскомнадзора к фильму не раскрываются. Сам фильм не объявлен вне закона — в сентябре 2022 года он получил прокатное удостоверение Минкульта, которое действует до сих пор;
- кинокомпанию «Русский репортаж» оштрафовали на 500 000 ₽ за показ сериала «Сделано в Италии» об итальянской модной индустрии 1970-х годов. Но суть претензий Роскомнадзор также не раскрыл;
- сразу два административных дела завели на издательство Popcorn Books, которое разместило на обложках двух своих книг с ЛГБТ-тематикой цитаты из Конституции России.
Среди других компаний, на которые уже составили протоколы о нарушениях, — книжный магазин «Читай-город», онлайн-кинотеатры more.tv и «Иви».
Можно ли преподнести тему ЛГБТ так, чтобы не наказали?
В теории — можно. Как объяснял Александр Хинштейн, главное — не делать ЛГБТ-тематику хоть чем-то привлекательной для зрителя или читателя.
«Если на экране идет благостная и красивая картинка, происходит демонстрация ЛГБТ-отношений — те же самые поцелуи, — тогда это будет подпадать под ограничения. Если на экране показывается гей-парад, но при этом он не вызывает положительных эмоций у зрителя и сопровождается соответствующими разъяснениями, то тогда под пропаганду это не подпадает», — говорил парламентарий.
По его словам, под запрет должны попадать только «откровенно пропагандистская литература или фильмы». К примеру, роман Владимира Набокова «Лолита», по его мнению, запретить по этим критериям невозможно.
На практике предварительное решение о том, что считать ЛГБТ-пропагандой, а что нет, принимает Роскомнадзор. Последнее слово остается за судом.
Как правильно маркировать ЛГБТ-информацию?
Если пропаганды в произведении нет, но ЛГБТ-тема упоминается, его все равно нужно маркировать пометкой «18+». Отсутствие маркировки — тоже повод для штрафа. В Роскомнадзоре объяснили, что ЛГБТ-контент также можно помечать текстовым предупреждением «Запрещено для детей».
Цвет и форму возрастной маркировки закон не определяет, но Роскомнадзор еще в 2010 году опубликовал рекомендации, где подробно прописал, где и как нужно располагать маркировку в телепрограммах, радиопередачах, книгах и СМИ. Есть и другие требования — например, контент с такой пометкой по телевидению можно показывать только после 23 часов.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности