Что случилось. Подразделение японской Sony с начала 2023 года подало 25 исков в российские арбитражные суды к отечественным ИП, причем десять исков — в августе. Это в несколько раз больше, чем компания обычно подавала, когда полноценно присутствовала в стране. До этого больше всего исков Sony подала в 2013 году — 11 раз, в последующие годы судебных разбирательств было меньше.
Все 25 исков касаются нарушений прав на товарные знаки PlayStation. Часть разбирательств связана с продажей поддельных геймпадов на Wildberries, детали некоторых споров пока неизвестны. Среди исков, поданных в этом году, два полностью удовлетворены арбитражными судами, три — частично, остальные дела рассматриваются.
Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков отметил, что использование параллельного импорта спровоцировало всплеск контрафактной электроники в России. По его словам, большинство продавцов в курсе, что поставляют на рынок контрафакт. Эксперт полагает, что иски Sony не смогут снизить общую долю подделок. Далеко не все покупают только оригинальный товар, причем его цена постоянно растет.
Гендиректор компании «Онлайн Патент» Алина Акиншина подчеркнула, что маркетплейсы могут не признать виновными в распространении контрафакта. Если площадка принимает «необходимые и достаточные меры к прекращению нарушения», то вина будет лежать только на поставщике.
Что это значит для бизнеса. Если суд признает ИП виновным в распространении контрафакта в ущерб правообладателю, то предпринимателю, скорее всего, придется возместить ущерб продавцу оригинальной продукции и заплатить штраф. Кроме того, товар нужно будет убрать с площадки. Вероятно, маркетплейс прекратит сотрудничество с таким поставщиком.