Что случилось. Производитель чая и кофе «Май» — бренды «Майский», «Лисма», Curtis, Richard и Coffesso — уведомил ретейлеров о повышении с 1 сентября отпускных цен на 6—9%. Аналогичное уведомление сетям направил и производитель JDE — марки Jacobs, L’OR, Tassimo, Pickwick. Об увеличении цен на 4—5% на свою продукцию предупредила и компания «Орими» — бренды Greenfield, Tess и Jardin.
Такой шаг компании объясняют высокой волатильностью курса рубля, из-за чего резко выросли затраты на импорт сырья. Само сырье тоже дорожает на мировых рынках — по подсчетам JDE, с начала 2023 года оно выросло в цене на 20%.
Главная причина — засуха в странах Азии, в результате чего в Индии сбор чая сократился на 30—40%, в Китае — на 20%. По данным ассоциации «Росчайкофе», в России фасуют 95% импортируемого чая и 75% кофе.
Дорожает и кофе. Весной оптовые цены на зерна робуста поднялись до максимума почти за 12 лет — это связано с резким увеличением спроса на зерна. Цены могут вырасти и на какао из-за снижения сбора какао-бобов в Западной Африке.
Что это значит для бизнеса. Повышение отпускных цен может вынудить кофейни, а также кофейные и чайные магазины повысить цены в меню и на товары в рознице.
По подсчетам сервиса «Чек Индекс», во втором квартале 2023 года продажи зернового кофе в рознице сократились на 12% по сравнению с январем—мартом при росте среднего чека на 30%. Аналитики «Сбер Индекса» сообщают, что интерес потребителей сместился к чаю, где продажи в апреле—июне выросли на 6%, хотя средний чек вырос на 5%.