О чем речь. Когда человек начинает лечиться в новой больнице, регистрируется в соцсети или дает свой адрес интернет-магазину, его просят подписать согласие на обработку персональных данных. Без этого согласия нельзя хранить и обрабатывать личную информацию: ФИО, номер телефона, адрес, серию и номер паспорта.
Иногда в согласии есть пункт о том, что человек разрешает распространять свои персональные данные. Например, такой пункт есть в согласии Фейсбука*: соцсеть может передать данные о местоположении пользователя своим рекламодателям.
Как было раньше. До 1 сентября не было требований к содержанию согласия на обработку персональных данных. Компании сами решали, как скажут клиентам, что их личную информацию будут кому-то передавать. Было только одно ограничение — закон о персональных данных.
Что изменилось. Роскомнадзор установил, что должно быть в форме:
- ФИО человека, о чьих персональных данных идет речь.
- Номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес человека, о чьих данных идет речь.
- Сведения о том, кто распространяет персональные данные. Если это компания, нужно название, юридический адрес, ИНН, ОГРН. Если это физлицо без статуса ИП — ФИО и место жительства. Если это ИП — ФИО, ИНН, ОГРНИП.
- Полный адрес сайта, через который можно получить доступ к персональным данным: наименование протокола, сервера, домена, каталога на сервере и файла веб-страницы.
- Цель обработки персональных данных.
- Категории и список персональных данных, которые человек дает на обработку.
- Срок действия согласия.
- Категории и список данных, которые человек запрещает хранить, обрабатывать и распространять.
- Ситуации, когда человек не против, чтобы его персональные данные передавали сотрудникам и подрядчикам компании.
Компании и ИП могут воспользоваться сервисом Роскомнадзора, чтобы проверить свою форму согласия на обработку персональных данных.
Для этого нужно заполнить анкету на основе текущей формы согласия и отправить специалисту Роскомнадзора.
Если форма разработана с соблюдением всех требований, ее можно будет сразу использовать. Если что-то не так, специалист объяснит, как улучшить форму согласия.
Что это значит для бизнеса. Если не соблюдать новые требования к форме согласия на обработку персональных данных, можно получить штраф:
- ИП могут оштрафовать на 20 000—40 000 ₽;
- компании могут оштрафовать на 30 000—150 000 ₽.
* Фейсбук — соцсеть компании Meta. Суд признал компанию Meta экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России.