Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Компенсация морального вреда: новые разъяснения Пленума Верховного суда


ВС объяснил, когда работники и клиенты могут потребовать компенсации морального вреда и в каких случаях невиновного работодателя могут привлечь к ответственности


Поделиться

ВС объяснил, когда работники и клиенты могут потребовать компенсации морального вреда и в каких случаях невиновного работодателя могут привлечь к ответственности


Поделиться

Пленум Верховного суда РФ утвердил постановление о практике применения судами норм о компенсации морального вреда. Рассказываем, как это касается бизнеса.

Что такое моральный вред

Моральный вред возникает там, где человек испытал нравственные или физические страдания. Если чьи-то действия или бездействие привели к нарушению прав гражданина, он вправе требовать с нарушителя компенсацию.

Поводом для иска о компенсации морального вреда может стать нарушение любых прав, которые принадлежат гражданину от рождения или в силу закона: например, права на жизнь, здоровье, достоинство, личную неприкосновенность, защиту от оскорбления, неприкосновенность частной жизни или тайну переписки.

Компенсировать вред можно как в денежной, так и в натуральной форме. Например, можно оказать пострадавшему услуги или передать ему имущество. Компенсация вреда в неденежной форме происходит на основании решения суда. Предоставить такую компенсацию можно и на стадии исполнения судебного акта о взыскании денежной компенсации.

Когда можно взыскать компенсацию

Моральный вред подлежит компенсации в случае нарушения прав потерпевшего. Вред, причиненный правомерными действиями, компенсации не подлежит.

Потребовать компенсации морального вреда у компании или предпринимателя могут как клиенты, так и работники.

Работники. Сотрудники компании или ИП могут требовать компенсации, если работодатель нарушил их трудовые права своим действием или бездействием.

Таким нарушением может быть:

  • незаконное увольнение или перевод на другую работу;
  • незаконное применение дисциплинарного взыскания;
  • нарушение сроков выплаты заработной платы;
  • выплата зарплаты не в полном размере;
  • незаконное привлечение к сверхурочной работе и другие нарушения.

Если человек получил травму на работе, то вред его жизни и здоровью, кроме морального вреда, компенсирует ФСС. А вот компенсацию морального вреда, если работник того потребует, должен выплатить работодатель.

Размер компенсации морального вреда должен быть обоснован степенью вины работодателя в несчастном случае.

Клиенты. Покупатели могут требовать компенсации морального вреда, если продавец или исполнитель нарушил их права. Тогда суд может взыскать с нарушителя компенсацию за моральный ущерб вместе с применением иных мер ответственности.

Размер компенсации морального вреда не зависит от стоимости товаров, работ, услуг или суммы подлежащей взысканию неустойки.

Предприниматели. Люди со статусом ИП и без него могут требовать компенсации морального вреда, если кто-то посягнул на принадлежащие им нематериальные блага или личные неимущественные права. Например, если кто-то разбил витринное стекло в магазине, владелец может не только потребовать компенсировать установку нового, но и отсудить деньги за полученный моральный вред.

Кто должен выплачивать компенсацию

Виновное лицо не единственный возможный ответчик по делу о компенсации морального вреда.

Если вред истцу причинил работник при исполнении трудовых обязанностей, то взыскать компенсацию можно с его работодателя.

Если вред нанес исполнитель по гражданско-правовому договору, который должен был действовать по заданию заказчика или под его контролем, — отвечать за ущерб придется заказчику.

Если вред причинен источником повышенной опасности для окружающих, то компенсацию можно потребовать у владельца источника.

Например, если в результате ДТП с участием такси пострадал автомобиль другого человека, то он может потребовать компенсацию морального ущерба не у водителя, а у таксопарка — владельца автомобиля.

Владелец источника повышенной опасности обязан компенсировать моральный вред, даже если не виноват в случившемся.

Можно ли компенсировать моральный вред деловой репутации

Пленум ВС разъяснил, что правила о компенсации морального вреда не применяются к защите деловой репутации компаний и индивидуальных предпринимателей.

Сроки исковой давности

Сроки давности для требований о компенсации морального вреда зависят от сроков исковой давности для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение этого вреда.

Например, работника незаконно уволили по статье за прогул. По закону он может обратиться в суд в течение месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Одновременно он вправе заявить требование о компенсации причиненного ему морального вреда.

Если работник не потребовал компенсации морального вреда сразу, но выиграл дело, он может подать иск о взыскании компенсации в течение трех месяцев после вступления в силу решения суда, которым его восстановили на работе.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 58 829 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Новости

Больше по теме