Бесплатная рассылка «Бухгалтер маркетплейсов». Старт 15 апреля

Бесплатная рассылка «Бухгалтер маркетплейсов». Старт 15 апреля

Подписаться
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Биография: Александр Агапитов


«У меня есть принцип. Я очень люблю работать с признанными профессионалами в своем деле. Особенно если дело касается чего-то существенного».


«У меня есть принцип. Я очень люблю работать с признанными профессионалами в своем деле. Особенно если дело касается чего-то существенного».


Дата рождения:
06/06/1984

Бизнес
Сервис приема и обработки платежей в онлайн-играх Xsolla

Сфера бизнеса
Информационные технологии, венчурные инвестиции

Предыстория

По словам Александра Агапитова, он вырос в Пермской области в бедной семье: папа часто пил и работал с перерывами, а мама работала на Пермском пороховом заводе, на котором два года не платили зарплату. Мать Александра собиралась выйти на пенсию по истечении 12-летнего контракта — работала в противогазе на вредном производстве. В трудные моменты семья жила на пенсию бабушки. [Источник]

В детстве Александр осознал — чтобы зарабатывать, нужно получить образование:

«Наличие социальных, финансовых лифтов или даже интеллектуальных лифтов — я осознал, что они существуют, очень рано. Когда я встречал какого-нибудь одноклассника отца, который был чуть-чуть более успешным, чем он, я сразу же задавал вопрос [...]: „Папа, почему у него есть автомобиль «девятка», а у нас нет? Он хорошо учился?“» [Источник]

Александр пошел учиться в кадетский класс при ПТУ. Он считал, что в казарме лучше, чем дома, потому что его оденут так же, как остальных. Ближе к окончанию средней школы он понял, что хочет поступать в университет на мехмат:

«У меня получилось с математикой более-менее. Я пришел на день открытых дверей мехмата очень рано. Понимал, что мне нужно готовиться. То есть там были одиннадцатиклассники, а я был десятиклассником. [...] Мне сказали, что вам рано готовиться, идите в лицей. Так я узнал, что есть учебное заведение, до которого час двадцать на автобусе». [Источник]

В 2000 году Александр поступил в лицей Пермского университета. Агапитов заново пошел в 10‑й класс, но для него это был скачок вверх, другая социальная среда:

«В лицее было по 11 классов в параллели самых отобранных, элитных школьников. Конкурс — 60 человек на место. Большинство людей, которые поступали, были либо олимпиадниками, как я, либо могли себе позволить хороших репетиторов. Были люди, которые ездили уже в Америку по школьному обмену. Так я узнал, что существует Америка». [Источник]

После окончания школы Александру удалось поступить на мехмат Пермского государственного университета — снова благодаря олимпиадам. Университет он так и не окончил — отчислили из-за неуспеваемости:

«Не то чтобы я бросил мехмат ради видеоигр или ради великой идеи. Это не так гламурно, как многие считают. На мехмате было правило: либо ты учишься и работаешь, либо у тебя есть личная жизнь. [...] Я уже познакомился с моей будущей женой, ходил тусить с ребятами с эконома. Просто не успевал к восьми утра по субботам. [...] А в математике, если ты пропускаешь, то не складывается конструкция». [Источник]

Еще на первом курсе университета Александр с мамой взял в кредит компьютер. Он понимал, что с неоконченным высшим образованием у него мало шансов получить высокооплачиваемую работу, и решил научиться зарабатывать в интернете. С этого момента начался новый этап в его биографии.

Запуск и масштабирование бизнеса

Александр Агапитов решил зарабатывать на обмене денег на игровые валюты — он открыл сервис для оплаты онлайн-игр, начал участвовать в выставках игровой индустрии, заключил контракты с крупными компаниями и вышел на международный рынок.

Поиск идеи. На одном из форумов в интернете Александр нашел идею для бизнеса — переводить деньги с WebMoney на Яндекс Деньги и брать за это комиссию. Для реализации идеи нужны были деньги. Он решил попробовать: взял в кредит 700 000 ₽ под залог квартиры — под 3,5% в месяц у кредитно-потребительского кооператива, — положил капитал на кошелек WebMoney и вышел на форум: «Меняю 100 000 ₽ с WebMoney на 104 000 ₽ Яндекс Денег. Кому интересно?»

Александр стал получать странные звонки от незнакомых людей с требованиями перевести деньги и не понимал, как организовать сделку безопасно. Пришлось искать новую идею для бизнеса. Агапитову нужно было отдавать ежемесячно 24 500 ₽ за кредит, иначе он мог остаться без квартиры. [Источник]

В 2000‑е существовали игровые дилеры, которые помогали купить что-то внутри игры: бустеры, внешний вид персонажей. Они зарабатывали на комиссии с платежей через кошелек WebMoney, который не у всех был: игрок переводил им один евро на рублевый счет, дилеры перечисляли на игровой счет 0,95 евро со своего кошелька WebMoney, а 0,05 евро забирали себе и делились с создателями игр.

Александр решил стать игровым дилером. Через соцсеть ICQ он нашел все игры, которые набирали популярность, и начал с ними работать напрямую. Так Агапитов переключился на электронную валюту в играх.

Запуск. Александр Агапитов со временем создал обменную платформу для оплаты онлайн-игр — 2pay. Первую версию системы написал сам, использовав язык программирования Parser, который придумали в Студии Лебедева. Затем нанял двух программистов для улучшения алгоритма платформы.

Первое время Александр работал сам. Когда он только зарегистрировал себя как ИП и занял домен, он начал вручную проводить каждый платеж своей системы. Вскоре он понял, что так дело далеко не пойдет, поэтому арендовал офис и нанял в помощники четырех студентов. [Источник]

Развитие. Александр решил поставить кнопку сервиса 2pay в платежные терминалы QIWI, когда они появились в 2006 году. Для этого он открыл ООО и заключил договоры с сетями терминалов, а позже — с подразделениями СберБанка. Реквизиты пользователя в конкретной игре привязывались к семизначному номеру. Игрок нажимал в терминале кнопку 2pay, набирал свой номер и зачислял деньги на свой игровой счет. Агапитов получал с каждой такой операции 5%:

«Я рассказывал на выставках людям: „Знаете, у нас в России стоят такие банкоматы наоборот и люди там платят за игры“. Нигде такого больше не было. Терминалы — это русский феномен». [Источник]

К 2007 году Александр Агапитов заключил договоры с 120 играми. Через компанию 2pay ежемесячно проходили платежи на сумму 5 млн рублей. С помощью сервиса Агапитова можно было мгновенно пополнить игровой счет с банковской карты, телефона или через СМС — было более 40 способов оплаты. [Источник]

В 2009 году Александр впервые побывал в США, где посетил выставку Game Developers Conference. Он вспоминал, что смог заключить там контракты с несколькими немецкими компаниями, несмотря на плохое знание английского. После выставки с предложением сотрудничать к нему обратилась компания из Сиэтла Valve, которая создала интернет-магазин игр — Steam:

«Они хотели выйти на Россию, сделали локализованные цены и добавили локализованные способы оплаты. [...] До этого игры в России продавались по 59,99 доллара. В основном их пиратили». [Источник]

С помощью контракта с Valve Александр Агапитов серьезно повлиял на российский игровой рынок. Он добился того, чтобы игры в Steam начали продаваться по 600 ₽ в 2009 году. А для оплаты он подключил более 700 видов платежей: через 2pay можно было пополнять игровой счет со счета интернет-провайдера или с карточки Starbucks.

Ребрендинг. В 2010 году Александр Агапитов задумался о выходе на международный рынок и решил выкупить домен 2pay.com, но у него не получилось. Тогда Александр решился на ребрендинг компании:

«Когда я стал ездить на выставки, я представлялся так: „Я Шурик from Perm. Моя компания называется 2pay“. Мало того что perm — это „завивка“, так 2pay еще и созвучно toupee, а это „парик“. Как-то не очень. К тому же домен 2pay.com нельзя было купить. Мы зарабатывали уже 100 000 $ в месяц. Я предложил владельцам [домена] 50 000 $ — они сказали, что им это неинтересно. И я решил потратить эти деньги на ребрендинг». [Источник]

Александр написал Артемию Лебедеву, которого считал авторитетом в дизайне. Тот согласился помочь с ребрендингом и предложил новое название — Xsolla. Александр доверился Артемию и переименовал компанию.

Выход на международный рынок. В 2010 году Александр решил эмигрировать в США и перенес штаб-квартиру компании в Лос-Анджелес. По его словам, на решение переехать и вести бизнес из-за границы повлияла трагедия в пермском клубе «Хромая лошадь». Там в результате пожара погибло 155 человек, в их числе сотрудница компании Александра:

«В 2009 году случилось событие в Перми, после которого я решил уехать. [...] [пострадавшим] нужно было получить вентиляцию легких. Приехали все скорые помощи, которые в Перми были. Их девять. А с вентиляцией легких — четыре. [...] Из-за такой фигни американцы не умирают. Мне тогда казалось, что я должен свою семью перевезти в Лос-Анджелес, где на входе перед заведениями висят номерки, сколько человек сейчас находится в заведении. Каждый раз я вижу этот номерок и вспоминаю [пермскую трагедию]». [Источник]

После переезда Александр начал активно осваивать международный игровой рынок. Он заключил договоры о партнерстве с крупными игровыми сервисами и компаниями: Ubisoft, Twitch, Epic Games, Gaijin, Xiaomi, Neople, PUBG Corporation. За 10 лет он интегрировал свою систему оплаты более чем в 3000 онлайн-игр. [Источник]

Рост во время пандемии. Мировой рынок игровой индустрии — растущий. Во время кризиса люди чаще используют игры как источник удовольствия. Например, за первую половину 2020 года, в разгар пандемии, выручка разработчика игр Take-Two увеличилась на 54% и составила 831,3 млн долларов. [Источник]

В постковидные времена Александр стал миллиардером. К 2020 году выручка компании Xsolla составила 67 млн долларов. В 2021 году инвестиционный банк Goldman Sachs включил Xsolla в число 12 крупнейших глобальных цифровых компаний с российскими корнями. По прогнозу инвестбанкиров, при продаже Xsolla стоит около 3 млрд долларов. [Источник] [Источник]

Что сейчас

На начало 2021 года у компании Xsolla три офиса в разных странах: США, Корее и России. 50 человек работает в Лос-Анджелесе, 12 человек — в Сеуле и около 400 человек — в Перми.

В феврале 2022 года Александр Агапитов ушел с должности гендиректора Xsolla. Его место занял Константин Голубицкий, который до этого работал главным техническим директором. По словам Александра, ему не хочется быть директором публичной компании:

«Мне важно быть правдивым. Я ценю это больше всего в людях и в компаниях. А когда ты представляешь интересы акционеров, [...] если берешь деньги у публики, ты должен уметь отвечать перед ней за свое поведение, за свои интервью, за свои действия. Где-то казаться лучше, чем ты есть на самом деле, где-то меньше лукавить, публично выступать, когда у тебя нет желания публично выступать». [Источник]

После ухода с должности гендиректора Александр сфокусировался на инвестировании в развитие игровых стартапов. Он вложил 2,25 млн долларов в игровое издательство OnlySpace, пользователи которого могут зарабатывать криптовалюту. Соосновательница венчурного фонда The Games Fund Мария Кочмола отмечает, что это первый шаг Александра в сторону криптоигр. [Источник]

Фото: личный архив

Индивидуальные условия для среднего и крупного бизнеса

Предложение Тинькофф

Индивидуальные условия для среднего и крупного бизнеса

  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
  • Кредиты до 200 млн рублей по специальным ставкам
  • Биржевой овернайт — размещайте свободные деньги на ночь на бирже, возвращайте утром с процентами
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Личный опыт
Ксения Лурье
Ксения Лурье

С какими проблемами сталкиваетесь при оплате игровых сервисов?


Больше по теме