Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

«Внезапно сайт перестал работать, и мы потеряли канал продаж»: история кафе вьетнамской кухни

19 января старый сайт кафе перестал работать, а 25 января уже приняли первый заказ с нового сайта. Рассказываем, как предпринимательница решила проблему


Нгуен Тху Нга

Нгуен Тху Нга

Соосновательница кафе вьетнамской кухни Cyclo

Чан Нгок Фу приехал из Вьетнама в Россию получать образование и остался здесь. Со студенческих времен он мечтал открыть кафе вьетнамской кухни в России. Через несколько лет после вуза ему это удалось.

Кафе открылось, и с первого дня появились гости. Одни посетители приходили с улицы, другие — по рекомендации друзей, а кто-то находил сайт и заказывал уже с него.

В один из дней сайт перестал работать, и кафе внезапно потеряло наработанный канал продаж. Чем закончилась история, рассказывает жена Чан Нгок Фу и его партнер по бизнесу — Нгуен Тху Нга.

Гостям было неудобно заказывать из соцсетей и по телефону

Мы с мужем открыли кафе в 2018 году. Нашли место в торговом центре и решили, что нам подойдет. Часть гостей кормили прямо в зале, а остальным развозили заказы на дом.

Сперва открыли доставку через агрегатор Delivery Club, но не задалось. Почему-то они не возили в районы, где жили наши клиенты, поэтому доставка как бы была, но в реальности не работала. Как-то получили только один заказ за весь месяц.

Чаще всего доставку оформляли по телефону. Для нас это было даже выгоднее, потому что мы не платили посреднику. Но вот для гостей это не лучший вариант. Клиентам неудобно заказывать по телефону. Не сразу вспоминаешь названия вьетнамской кухни, да еще и не так просто их произнести.

Из-за схемы с телефоном мы теряли часть клиентов, которые отвыкли звонить для доставки еды.

Приведу пример. Мы выложили новое меню в Инстаграме*, гости стали звонить и спрашивать о составе, ингредиентах и калориях. Тогда у нас один сотрудник принимал заказы и на кассе, и по телефону. В итоге образовалась очередь, и гостям приходилось ждать, пока сотрудник отвечает на звонок. На мой взгляд, это непрофессионально и невежливо с нашей стороны.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и условиями передачи информации

У нас небольшой семейный бизнес, но мы с мужем все равно хотим предоставить удобный и современный сервис. Поэтому я предложила сделать сайт, чтобы гости могли заказывать еду с телефона или компьютера в одно касание, как привыкли это делать в популярных заведениях.

Сначала беспокоились, что сайт выйдет дорогим и не получится его быстро запустить. Пока искала варианты, наткнулась на истории, как сайт делали без разработчиков через специальные конструкторы. Решила, что тоже смогу сама собрать сайт.

Сфотографировала нашу первую точку в день открытия в 2018 году. Это очень памятный день для нас с мужем
О новом меню рассказываем в Инстаграме*. К каждому блюду добавляла описания, но все детали все равно не помещались в один пост. Поэтому вопросы всегда есть, и мы на них отвечаем в комментариях или директе

Сделали сайт для заказов онлайн

Я нашла сервис для создания сайтов в конце 2018 года. Мне не очень понравился набор опций и дизайн, все выглядело скучно. Но зато можно было быстро запуститься. По крайней мере, так казалось.

Сайт и правда собрала за полчаса, но запустили только через две недели. Процесс затянулся из-за подключения интернет-эквайринга: пришлось ехать в банк и заполнять документы, а потом ждать их оформления.

«Мы защитили себя от мошенников»

«Мы защитили себя от мошенников»

Сайт часто ломался, а поддержка не помогала

Мы подключили наш первый сайт и стали принимать заказы, но сразу начались проблемы. Это раздражало.

Сайт периодически не работал. Например, он не открывался или открывался, но не работал выбор блюд или что-нибудь еще.

К счастью, мы не останавливали доставку на время поломок. Большинство гостей постоянно у нас заказывали, поэтому, если сайт не работал, они звонили. Я не получала жалоб от гостей, но считала такой сервис недопустимым. Гостям удобнее выбирать и платить на сайте, а не мучиться со звонками.

Пример нашей жалобы в техподдержку сервиса. За два-четыре дня сайт чинили, и мы могли опять принимать заказы через интернет

Гости не находили сайт из-за плохой индексации. Для продвижения мы разместили QR-код с адресом на видном месте у кассы, делали рекламу в соцсетях, добавили карточки в Яндекс. Карты, Google Maps и другие справочники. Эти шаги помогали привлекать клиентов в онлайн.

Теряли заказы, потому что не приходили уведомления на почту. Процесс должен был выглядеть так: гость оформляет заказ, мы получаем об этом письмо и начинаем готовить.

Получали на почту такое письмо о новом заказе, и повара начинали готовить

Однажды позвонил мужчина и спросил, где его обед. Я зашла на почту — письма нет, зашла в личный кабинет — заказ лежит. Оставалось только извиниться, взяться за заказ и подарить его. Тогда я подумала, что это случайная ошибка.

Заказ опять потеряли. Казалось бы, должна помочь поддержка, но нам просто ничего не ответили. Мне было стыдно перед клиентами, поэтому заказы я проверяла вручную. Я нервничала, что пропущу заказ, поэтому каждые 15 минут проверяла сама и просила сотрудников подстраховывать меня.

Несколько раз писали в поддержку, просили решить проблему, но нам не отвечали. На редкость молчаливая поддержка

Через какое-то время мы догадались, почему заказы терялись. Все дело в способе оплаты. Если клиент выбирал оплату наличными, уведомление не приходило. Если картой, все работало.

Через пару месяцев ошибок я отключила оплату наличными. Некоторые клиенты жаловались и говорили, что мы ограничиваем их права. Но другого выбора не было, ведь служба поддержки не решала проблему, а терять заказы и дальше я не хотела.

После мытарств из-за заказов решили с мужем, что пора переезжать на другой конструктор. Но вопрос так и откладывали из-за более срочных задач.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение Тинькофф

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Внезапно сайт перестал работать

Мы сделали сайт и запустили доставку в конце 2018 года, тогда кафе работало почти год. Несмотря на проблемы, сайт выполнял свои задачи: гости могли посмотреть меню с любого устройства, сделать заказ за пять минут или посмотреть наши акции.

Внезапно сайт сломался. Я написала в службу поддержку, и о чудо — мне ответили. Хотя лучше бы не отвечали. Оказалось, что компания больше не поддерживает сайт. Новость стала сюрпризом: нас никто не предупреждал ни по телефону, ни по почте. Поэтому пришлось быстро искать новый сервис и делать сайт с нуля.

Я не смогла открыть сайт в январе 2020 года. И все, что получила от поддержки, — это ответ, что сайт и дальше не будет работать

В моменте мы не потеряли много денег, потому что клиенты уже привыкли звонить в случае неполадок с сайтом. Казалось бы, все не так страшно.

Проблема все равно оставалась. Заказывать блюда по телефону не слишком удобно, а терпение у покупателей не такое уж безграничное. Мы не хотели рисковать потоком заказов.

Думаю, что если бы затянули с решением проблемы, то начали бы терять и постоянных, и потенциальных новых клиентов.

Собрала второй сайт на конструкторе Тинькофф

У нас расчетный счет в Тинькофф Бизнесе, и нам с мужем нравилась его поддержка.

Приведу пример. Мы пробовали открыть счет через другие банки, но ничего не выходило. Одни банки нам отказывали. Насколько поняли, из-за того, что муж — иностранец. Другие предлагали сложный и долгий процесс, хотя мы уже собрали все нужные документы. В Тинькофф нам открыли расчетный за 15 минут.

Раз нам нравился Тинькофф, мы решили попробовать его конструктор сайта.

Я искала простой конструктор. У меня не было времени смотреть получасовое видео с объяснением или изучать основы дизайна. Поэтому нужен был вариант, где я смогу сама разобраться за пару часов. Конструктор Тинькофф показался простым: кнопок мало, все выглядело интуитивно понятно, а еще помогали короткие инструкции.

Расскажу, как сама собрала сайт.

Выбрала шаблон для ресторанов. В конструкторе можно собирать с чистого листа или использовать шаблон под свой бизнес.

У меня не было времени придумывать сайт с нуля, поэтому выбрала шаблон для общепита. Это действительно сэкономило мне время.

В конструкторе есть шаблон для кафе, и я его решила использовать. Все, что потребовалось от меня, — заменить картинки из шаблона на свои. То же самое с заголовками разделов, ценниками и другими элементами
Так стала выглядеть страница меню, когда я заполнила шаблон. Вполне современно и понятно для гостей
В шаблоне — четыре варианта дизайна. Казалось бы, это немного и хорошо бы дать выбор побольше. Но на деле так даже лучше. Я быстро выбрала цвета и шрифты, а не перебирала комбинации часами

Добавила фотографии. Почти все фото у нас от профессионалов. Большая часть досталась нам от Delivery Club. Компания за свой счет организует съемку для своих партнеров, так что я сэкономила.

Правда, использовать фото Delivery на другом ресурсе бесплатно незаконно. Зато можно выкупить фото. Я заплатила 12 000 ₽ за все снимки. Это дешевле, чем заново готовить блюда из меню и организовывать для них съемку.

Периодически я сама снимаю новые блюда. Вроде они не сильно выбиваются из общей картины, но если присмотреться, видно, что снимал любитель.

Левую фотографию сделал фотограф, а правую — сама на смартфон. На моих фотографиях картинка более плоская, а цвета тусклые. Блюда на профессиональных фото яркие и объемные — выглядят как в жизни
На фото мой муж. Это мы участвуем в фестивале вьетнамской кухни, откуда получили яркие репортажные фотографии для раздела сайта «О нас»

Написала заголовки и рассказ о блюдах. В шаблоне сайта есть место для картинок и текста. По пустым местам понятно, где и что размещать.

К сожалению, я не сохранила текст с первого сайта, поэтому пришлось писать с нуля. Если бы сохранила описания, сделала бы сайт за час. А так просидела полночи.

Я сделала чек-лист, чтобы привести описание к единому стилю. В каждой карточке указывала:

  • категорию блюд, например суп или салат;
  • краткое описание;
  • подробное описание;
  • цену;
  • фото;
  • КБЖУ.

Еще нужно было прописать SEO-заголовки в настройках страницы, чтобы поисковые системы проиндексировали сайт. Их я заполнила за несколько минут по подсказкам конструктора.

В конструкторе есть простые пояснения терминов. Это помогало не отвлекаться на поиск значения в интернете и работать быстрее
Это пример карточки блюда. Я заполняла одну около 20 минут, а всего заполнила почти 200 штук. Теперь на всякий случай дублирую важные тексты в облако, чтобы не делать этого снова

Настроила прием платежей через интернет-эквайринг. В прошлый раз пришлось ждать две недели, а в этот раз управилась за 10 минут.

При подключении интернет-эквайринга появлялись вопросы — например, как вернуть деньги, если гость отказался от заказа. Я переживала, что не разберусь и затяну старт на несколько дней. Оказалось, все не так страшно. После подключения на почту пришло письмо с ответами на частые вопросы. Этой информации хватило, чтобы разобраться без помощи менеджера

Поменяла домен. У конструктора Тинькофф свой бесплатный домен — tb.ru. Мы бы его и выбрали, но у нас еще действовал cafecyclo.ru, который брали несколько лет назад на всякий случай. Решила использовать его.

Для замены домена я зашла в настройки сайта, пара кликов, и готово. Сделала это за пять минут.

Протестировала сайт. Мы торопились, но все равно выделили время, чтобы все проверить.

С тестом попросила помочь сотрудников. Они прошли весь путь гостя и убедились, что все опции работают как надо. Например, можно заменить ингредиенты, удалить из корзины. Так что мы все проверили боем.

Еще хотела убедиться, что сайт работает и выглядит красиво на всех устройствах: на ноутбуке, смартфоне или планшете. Конструктор Тинькофф работает так, что сайт автоматически адаптируется под разные устройства, поэтому все сразу работало как надо.

Так выглядит сайт кафе с ноутбука. Видны все разделы, и легко выбрать блюда
Так сайт выглядит со смартфона. Мне нравится, что дизайн получился современным. Еще большой плюс — это чат. Его тоже предоставляет Тинькофф

За месяц доработали сайт

Я закончила первую рабочую версию сайта за пару дней. Как пошли первые заказы, взялась за доработку. Вот что я делала для этого.

Изучала советы в чате. В Телеграме есть чат, где предприниматели обсуждают опции конструктора, делятся контактами дизайнеров и программистов. Наши сообщения еще читают менеджеры Тинькофф и помогают советом.

По умолчанию менеджеры Тинькофф отвечают с 10 до 19 по Москве. На деле помогают и ночью, и рано утром. Это выручает, когда все сломалось в нерабочее время, а сайт нужен прямо сейчас
Это пример диалога в чате, где общаются владельцы сайтов на конструкторе Тинькофф. Через полгода я уже сама помогаю разобраться в вопросах, например рассказываю о работе с плагинами

Подключила Яндекс.Метрику, чтобы собирать информацию о заказах. Иначе пришлось бы наугад менять настройки, подключать виджеты и все остальное.

Я думала, что придется нанимать маркетолога, чтобы наладить Яндекс. Метрику. Оказалось, нужно только указать номер счетчика в настройках сайта.

Яндекс.Метрика помогает определиться с доработками. Например, я думала опубликовать истории вьетнамской кухни или о наших сотрудниках. Казалось, это привлечет внимание. На деле ничего такого гости и не ищут.

Большинство посетителей сразу заходят в меню и читают описание блюд. Поэтому я подробно прописываю состав и не ленюсь считать КБЖУ.

Постепенно усложнила сайт. Чтобы быстрее запуститься, на старте я собрала простенький сайт. И только когда пошли заказы, добавила разделы и опции. Так из лендинга вырос интернет-магазин.

Первый сайт состоял из одной страницы и напоминал лендинг. Сейчас — 50 страниц

Запустила приложение. Я подумала, что постоянным гостям будет удобнее заказывать с телефона, и стала изучать вопрос. Оказалось, разработка стоит от 250 000 ₽, а это дорого для такого маленького бизнеса, как наш.

Случайно увидела рекламу конструктора приложений и поняла: вот оно — решение. Там все просто: выбираешь шаблон, заполняешь под себя — готово. Приложение обходится недорого. Мы платим 4% с каждого заказа, зато за разработку и техническую поддержку платить не надо.

Я хотела упростить использование приложения. Поэтому решила сделать так, чтобы приложение можно скачать сразу с сайта. С этим выручил сотрудник конструктора приложения.

Это скриншот с сайта. Когда гость первый раз заходит на страницу, появляется реклама приложения. И тут же его можно скачать, и не надо вручную искать название в App Store или Google Store
Скриншот страницы, когда заходишь с телефона. В этом случае тоже можно скачать приложение без захода в стор
Один из экранов приложения, которое я собрала на конструкторе. В нем все устроено как в более крупном общепите и магазинах. Клиенты и даже конкуренты передавали мне: они были уверены, что мы разработали его с нуля

Сначала гости и повара путались в составе заказа, но Тинькофф доработал конструктор

Я начинала работать на конструкторе Тинькофф в январе 2020 года. Он был намного удобнее первого сервиса для сайтов, которым мы пользовались, но некоторых функций мне не хватало.

Одна из сложностей в старом конструкторе была связана с карточкой товара: я не могла добавить опции к одному товару.

Приведу пример.

Гость хочет заказать жареный рис с соевым соусом и дополнительной порцией овощей. Для этого он сначала открывает страницу с рисом, выбирает рис. Потом открывает страницу с овощами, выбирает там две порции. И так далее.

После того как гость соберет заказ, он переходит в корзину. Но в корзине он видит не готовое блюдо — рис + овощи, а список ингредиентов. То есть отдельно рис, овощи и соус.

Ситуация осложнялась, когда гость заказывал блюда на несколько человек. Один мог заказать рис с морепродуктами без соуса, а второй — лапшу с говядиной и соусом. Тогда из состава корзины клиентам было непонятно, кто что в итоге заказал. Их заказ выглядел как общий список блюд: рис, морепродукты, лапша, говядина, соус.

Повара тоже путались. Для них было не очевидно, что к рису нужно добавить морепродукты, к лапше — говядину и к какой порции добавить соус.

В какой-то момент стало понятно, что заказы по одному ингредиенту мешают работе. Я написала в поддержку конструктора и попросила разобраться с особенностями заказа.

Разработчики Тинькофф и правда изменили процесс. Теперь гость выбирает в меню блюдо и в этом же окне добавляет опции, если это нужно. Больше никаких переходов и путаницы в корзине.

Новый процесс оформления помогает быстрее обновлять сайт. Если раньше приходилось заполнять десятки страниц и следить за корректным описанием, то сейчас все в одной карточке.

Когда появилась функция «Варианты товара», я стала быстрее обновлять меню. Например, чтобы добавить соус к блюду, я захожу в настройки карточки → «Варианты товара» и вписываю название соуса. Это занимает несколько минут
Сайт с Тинькофф получился красивее и удобнее, чем первый. Я провела опрос среди подписчиков Cyclo в Инстаграме*, какой сайт лучше — старый или новый, и большинство проголосовали за новый

Результат: новый сайт собрала за час и продажи не остановились

С момента отключения первого сайта и до запуска нового прошло пять дней.

Мы с мужем не потеряли доверие гостей. Я это сужу по потоку заказов, плюс нет негативных комментариев. А как только рассказали в соцсетях, что запустили новый сайт, гости снова стали заказывать онлайн.

Сколько времени вложила в запуск нового сайта через Тинькофф

За 1 часСделала основу сайта: выбрала шаблон и разобралась в основных функциях
За 10 часовПодготовила описания блюд
За 10 минутПривязала домен к сайту
За 10 минутПодключила интернет-эквайринг
За 1 деньПротестировала сайт

Еще один результат работы с конструктором Тинькофф — лучшая индексация в поисковиках. Раньше мы не попадали на первые страницы, теперь — на первой-второй странице выдачи, а по некоторым запросам попадаем в топ.

Пример аналитики с сайта, она помогает разобраться, как нас находят посетители. Большинство — это желтая часть диаграммы — попадает на сайт через поиск. Еще часть — серый сектор — заходит из Инстаграма* и других соцсетей. Для меня это подтверждение, что я не зря занимаюсь сайтом и соцсетями

* Соцсеть «Инстаграм» принадлежат компании Meta, ее деятельность признана экстремистской и запрещена на территории России.

Личный опыт

Больше по теме