Кредит от 2 минут без документовУзнайте сумму кредита от 2 минут без сбора документовДеньги на любые целиДеньги для бизнеса на любые целиУзнать сумму

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

PR


Успех бизнеса часто зависит от репутации. Создать нужный образ для клиентов, партнеров, инвесторов, представителей власти помогает PR.

Что такое PR

PR расшифровывается как public relations — связи с общественностью. PR помогает сформировать нужный имидж компании или человека в глазах всего общества или определенной группы.

Андрей — маркетолог, недавно открыл агентство digital-маркетинга. Он решает продвигать бизнес через личный бренд.

Андрей нанимает специалиста по PR, который занимается его имиджем: пишет статьи в отраслевые медиа, договаривается об участии в подкастах и конференциях. Постепенно эти шаги формируют образ Андрея как эксперта в своей области, которому можно доверить самый сложный проект. Эти действия привлекают новых клиентов.

В небольшом бизнесе за PR отвечает маркетолог или отдел маркетинга. В крупной корпорации этим может заниматься отдельная служба. Вот какие задачи выполняет PR-служба или PR-менеджер:

  • изучает аудиторию. На основе опросов, аналитики, данных из сторонних источников специалист делает выводы о настроениях, потребностях, интересах, поведении аудитории. Это нужно для построения PR-стратегии;
  • планирует и ведет PR-кампанию. То есть создает контент и подбирает каналы для публикаций. А после анализирует, как прошла кампания;
  • поддерживает коммуникацию со СМИ. PR-менеджер находит контакты редакций, которые могут опубликовать подготовленный контент — платно или бесплатно;
  • анализирует инфополе. Специалист постоянно мониторит СМИ и соцсети, чтобы понимать, как общество реагирует на действия компании или человека. Если какое-то событие вызвало негатив в соцсетях, PR прорабатывает антикризисную коммуникацию.

PR не поможет бизнесу быстро нарастить доходы. Но в долгосрочной перспективе проведение PR-мероприятий помогает увеличивать количество продаж и повышать средний чек.

Чем PR отличается от маркетинга и рекламы

Есть схожие понятия: маркетинг, реклама и PR, их часто путают. Объясним, чем эти термины отличаются.

Отличие от маркетинга. Маркетинг — это приемы, которые помогают продавать товары и удерживать клиентов. Например, такие приемы: контент-маркетинг, SMM, SEO-продвижение сайтов и PR. Маркетинг помогает разобраться, кто клиенты бизнеса, где они чаще покупают, какое рекламное предложение повысит продажи.

PR — это часть маркетинга: PR-методы также помогают повышать продажи. Имидж компании влияет на лояльность покупателей и в итоге на выручку бизнеса. Приведем пример, где PR работает как часть маркетинговой кампании.

Марка бутилированной воды «Аква N» поддерживает велозабег. PR-служба бренда широко освещает это в СМИ и соцсетях. Многие люди, которым нравится спорт, подсознательно начинают считать эту марку воды «своей». Когда такой человек увидит на полке в супермаркете несколько видов воды, он с большей вероятностью выберет из них Аква N.

Отличие от рекламы. Реклама — это коммуникация, которая помогает мотивировать людей купить продукт. Например, рекламный баннер рассказывает о скидках в магазине, ролик по телевизору показывает преимущества продукта и сценарии использования. Обычно рекламу размещают только платно.

Главная цель рекламы — повысить продажи. Основная цель PR — сформировать определенный имидж, на продажи он влияет косвенно.

Впрочем, некоторые виды рекламы, такие как нативная или имиджевая, похожи на PR-методы. Иногда их разграничение условно. Каждый бизнес сам решает, зачем ему то или иное мероприятие: повышать продажи или работать над имиджем.

Зачем нужен пиар

Главная цель PR — привлекать внимание общества и формировать нужный образ. Для этого PR может решать следующие задачи:

  • повысить узнаваемость. Например, чтобы потенциальные покупатели перестали путать продукты бизнеса с товарами конкурентов;
  • сформировать лояльность к продуктам или услугам. Иногда конкуренты производят идентичные продукты, тогда завоевать внимание аудитории помогают PR-технологии. К примеру, человеку приятно покупать печенья бренда «Рики», потому что владелец компании ведет интересный блог;
  • продвигать ценности бренда. Многим покупателям важно разделять ценности бренда. Например, если человек любит свой город, он наверняка запомнит бренд, который помогает реставрировать местные памятники архитектуры и озеленять улицы;
  • разрешать кризисные ситуации и конфликты. Если произошла неприятная ситуация и к ней подключились СМИ, PR-специалист поможет сохранить репутацию и клиентов. Например, в кафе отравились гости, и в соцсетях стали массово писать негативные комментарии. PR-служба поможет сгладить отрицательный эффект инцидента и восстановить доверие клиентов;
  • повысить авторитет бизнеса в отрасли. PR работает не только на потенциальных клиентов B2C, но и на профессиональных участников рынка — другие компании или представителей властей. Например, положительный имидж в индустрии помогает привлечь инвестиции или выиграть тендер.

PR-служба отдельной компании может выполнять одну из функций или совмещать несколько.

Инструменты пиара

С развитием соцсетей и веб-сервисов постоянно появляются новые инструменты PR-специалистов. К примеру, если запустили новую соцсеть, значит, нужно пробовать работать с аудиторией там. Но основными инструментами для поддержания связей с общественностью остаются следующие:

  • пресс-релизы для СМИ. В них PR-служба рассказывает о важных событиях в бизнесе, например о мероприятиях, новых продуктах, снижении цен. Если пресс-релиз заинтересует редакцию, СМИ напишет на основе него материал;
  • экспертные комментарии и статьи. С помощью специалистов компании PR-отдел готовит тексты в СМИ или интернет-медиа, например в отраслевые издания, на VC.ru или в блоги Бизнес-секретов;
  • исследования и рейтинги. Если компания проводит свои исследования рынка, аудитории, качества продукции, это можно публиковать. Такие материалы привлекают внимание СМИ и блогеров, то есть они могут использовать результаты исследований в своих материалах;
  • участие в публичных мероприятиях: конференциях, выставках, ярмарках, семинарах, хакатонах, круглых столах. PR-специалист отслеживает график их проведения, оценивает важность для PR-задач компании и вместе с экспертами готовит выступления;
  • подготовка собственных мероприятий. Компания может организовать собственные мероприятия для клиентов или бизнес-партнеров. Это помогает показать свою экспертность на рынке и усилить бренд.

PR-инструменты помогают укрепить имидж компании и повысить узнаваемость бренда.

Этапы PR-кампании

Чтобы PR-кампании были эффективными, нужно заранее планировать их по алгоритму. Вот какие этапы могут быть:

  1. Постановка целей. Они должны быть реальными и измеримыми. Например, могут быть такие цели: повысить узнаваемость бренда, разрешить кризисную ситуацию, вывести новый продукт на рынок. В идеале одна PR-кампания должна решать только одну цель.
  2. Определение аудитории. Целевой аудиторией кампании могут быть лояльные покупатели, потенциальные клиенты, инвесторы или органы власти. Лучше планировать одну PR-кампанию на одну-две группы целевой аудитории.
  3. Выбор инструментов и каналов распространения информации. Их подбирают в зависимости от аудитории: публикуют материалы там, где их увидят нужные люди.
  4. Составление бюджета. На этом этапе закладывают, сколько денег понадобится на создание материалов, на их размещение или проведение мероприятия. Эксперты советуют закладывать запас денег на случай, если что-то пойдет не так.
  5. Проведение самой кампании. На этом шаге непосредственно публикуют материалы или проводят мероприятие. Кампания может быть короткой и длиться несколько часов или длинной, которая продолжается несколько месяцев.
  6. Оценка эффективности. После всех мероприятий замеряют аналитические данные и сравнивают их с теми показателями, которые были до кампании. По результатам делают выводы, сработали ли выбранные инструменты.

Крупные компании могут создавать целые департаменты PR, малому бизнесу обычно удобнее обращаться в коммуникационные агентства. Специалисты помогут выстроить PR-стратегию или организовать мероприятие.

Что важно запомнить

  1. PR — это часть маркетинга, он направлен на формирование нужного имиджа компании или человека.
  2. Основное отличие от рекламы — в целях. Цель рекламы — повысить продажи, а PR — сформировать нужный образ.
  3. PR помогает с такими задачами: повысить узнаваемость продукта, сформировать лояльное отношение, сгладить конфликтные ситуации, увеличить авторитет в индустрии.
  4. PR-кампанию можно провести в шесть этапов: постановка целей, определение аудитории, подбор инструментов и каналов распространения информации, составление бюджета, реализация кампании и оценка эффективности результатов.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 429 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Как Head of SEO делегировать задачи SEO-агентству

Раздувать штат отдела маркетинга невыгодно даже крупным компаниям — руководители и стратеги должны быть внутри команды (это фундамент), а решение технических задач и периодический поиск и обновление экспертизы лучше поручить агентству на стороне

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации