Актуальное

Школа Бизнеса для начинающих предпринимателей

Школа Бизнеса для начинающих предпринимателей

Учиться бесплатно →

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Глоссарий Редактор: Светлана Ульянченко

Инвентаризация

Проверка активов и обязательств компании — все ли на месте и в каком состоянии

Сопоставить данные бухгалтерского учета с реальностью можно только с помощью инвентаризации. Проводить ее по закону обязаны компании, а ИП делают это по желанию.

Федеральный закон о бухучете

Во время инвентаризации проверяют активы компании и финансовые обязательства: кредиты, займы, резервы, кредиторскую задолженность. Комиссия проверяет, чтобы данные бухучета совпадали с тем, что есть в реальности.

Что проверяют во время инвентаризации

Под проверку попадают:

  1. Нематериальные активы — например, товарные знаки и патенты.
  2. Основные средства — объекты дороже 100 000 ₽ за единицу, которые используются более 12 месяцев, например недвижимость, оборудование, компьютеры.
  3. Финансовые вложения. К ним относят инвестиции компании, например купленные ценные бумаги.
  4. Товарно-материальные ценности — запасы сырья для производства товаров, топливо, запасные части или готовая продукция, товары для перепродажи.
  5. Незавершенное производство — продукция, которая не прошла все стадии технологического процесса, испытаний и приемки. Например, в швейном цеху раскроили и сметали платья. Их стоимость отнесут к незавершенному производству — это еще и не готовые изделия, и не просто сырье.
  6. Расходы будущих периодов. Обычно это стоимость лицензионного ПО, которую списывают на затраты постепенно.
  7. Деньги и денежные документы — например, топливные карты.
  8. Резервы предстоящих расходов — запас средств, чтобы оплатить отпуска сотрудников, капитальный ремонт или ежегодные премии.
  9. Дебиторская задолженность — она возникает, когда, например, компания уже оказала услугу, но не получила оплату. В дебиторскую задолженность также входит переплата налогов, сборов и взносов, долги работников перед компанией.

Под проверку на инвентаризации подпадают и обязательства компании — долги, которые должны быть оплачены, например кредит.

Как проводят инвентаризацию

Правила собраны в официальном документе Минфина — Методических указаниях по инвентаризации.

Методические указания по инвентаризации

Есть два основных вида инвентаризации в зависимости от того, что проверяют:

  • сплошная — когда проверяют все активы и обязательства организации, обычно ее проводят перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • выборочная — объекты проверяют частично. Например, могут пересчитать только товары и прочие ценности на складе, когда меняется материально ответственное лицо — кладовщик.

Инвентаризацию проводят в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Разберем, что делают на каждом из них.

Подготовительный этап. Руководитель компании утверждает приказ о проведении инвентаризации, формирует инвентаризационную комиссию, определяет сроки проведения и виды активов или обязательств, которые будут проверять.

Если инвентаризация проводится ради годовой отчетности, начать ее надо не раньше 1 октября и закончить до 31 декабря.
Инвентаризацию перед реорганизацией или ликвидацией компании нужно закончить до запланированной даты соответствующего события.
Если меняется материально ответственное лицо, имущество, за которое сотрудник отвечает, нужно проверить строго в его последний рабочий день.

В комиссию включают кого-то из руководителей компании и сотрудников бухгалтерии. По желанию можно пригласить еще и других специалистов, кроме тех, кто отвечает за активы либо обязательства, которые проверяют. Например, сверяют остатки товаров в продуктовом магазине в конце месяца. В комиссию не могут входить продавцы, которые работали в течение месяца.

Основной этап. На этом этапе происходит главное — проверяют активы и обязательства. Имущество считают, взвешивают и измеряют, если нужно. Например, в фитнес-клубе пересчитывают тренажеры, в фитнес-баре взвешивают порошки для протеиновых коктейлей и фиксируют остатки.

По результатам комиссия составляет инвентаризационные описи, в которых фиксируют результаты проверки.

Инвентаризационная опись по форме ИНВ-3

Потом описи сравнивают с данными бухучета и, если есть расхождения, составляют сличительные ведомости по формам ИНВ-18 и ИНВ-19. В них описывают, чем реальные данные отличаются от учетных.

Сличительные ведомости

Заключительный этап. Инвентаризационная комиссия передает руководителю сличительные ведомости, а он составляет приказ об утверждении результатов инвентаризации. В приказе нужно написать, как будут устранены расхождения, если они есть. Например, если чего-то не хватает, надо назначить комиссию, которая выяснит причины пропажи и примет решение, виновен материально ответственный сотрудник или нет. После этого все документы передают в бухгалтерию.

Несоответствия, которые нашли во время проверки, отражают в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, когда проводили проверку. Если это годовая инвентаризация, ее результаты нужно отразить в годовой бухотчетности.

Когда проводить инвентаризацию

Каждая компания сама выбирает период, в законе нет ограничений. Обычно инвентаризацию проводят раз в год ради годовой отчетности, а остальные проверки проводят по мере необходимости.

Ситуации, когда необходимо провести инвентаризацию:

  • компания передает недвижимость в аренду или продает. Нужно установить состояние имущества перед сделкой;
  • меняются материально ответственные лица. Например, продавец увольняется;
  • выявлены факты хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • после стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
  • предстоит реорганизация или ликвидация компании.

Руководитель устанавливает график, прописывает в нем сроки инвентаризации и список того, что нужно проверить.

Что будет, если не делать инвентаризацию

Отдельного наказания, если не проводить инвентаризацию в компании, не будет. Но без нее в бухгалтерской отчетности, скорее всего, будут искажения, а за это уже может быть наказание.

ст. 15.11 КоАП РФ — штраф за искажение бухотчетности

Кроме того, если, например, налоговая выявит недостачу товаров, то без инвентаризации и решений по ее итогам просто посчитает эти товары проданными. Соответственно, доначислит налог на доходы, а если компания на ОСН, еще и НДС.

Что важно запомнить

  1. Инвентаризация — проверка активов и обязательств бизнеса, чтобы сверить бухгалтерскую отчетность с реальностью.
  2. Инвентаризация бывает сплошная — когда проверяют все активы и обязательства и выборочная — когда проверяют только часть объектов.
  3. Обычно инвентаризацию проводят раз в год для годовой отчетности, в остальных случаях — по необходимости.
  4. Во время инвентаризации проверяют нематериальные активы, основные средства, финансовые вложения, ценности, незавершенное производство, расходы будущих периодов, деньги, резервы предстоящих расходов и дебиторскую задолженность.
  5. Инвентаризацию проводят в три этапа. Первый — подготовительный: руководитель утверждает приказ о проведении инвентаризации, формирует комиссию, определяет сроки и список имущества, которое нужно проверить. Второй — основной: сама проверка. Третий — заключительный: комиссия передает руководителю сличительные ведомости, а он составляет приказ об утверждении результатов инвентаризации. В приказе указывают, что делать с расхождениями, которые обнаружили во время проверки.
Расчетный счет в Тинькофф Предложение Тинькофф

Расчетный счет в Тинькофф

  • До 4 месяцев бесплатного обслуживания
  • До 500 000 ₽ на сервисы партнеров
  • Бесплатная онлайн-бухгалтерия
Подробнее

Сейчас читают

Будьте в курсе событий бизнеса

Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности