Когда бизнес выходит на маркетплейсы, начинает принимать оплату безналичными или сдает отчеты в электронном виде, все это — цифровизация.
В статье рассказали, чем цифровизация отличается от автоматизации, какие преимущества и недостатки есть у цифровизации для бизнеса.
Что такое цифровизация
Цифровизация — внедрение современных технологий в бизнес-процессы. Цифровизацию применяют в бизнесе, образовании, здравоохранении, транспорте, государственном управлении.
Примеры цифровизации: магазин переходит с оплаты наличными на безналичные платежи, или логистическая компания — с бумажного на электронный документооборот.
Цель цифровизации — решать привычные задачи быстрее, удобнее и эффективнее. Например, сократить бумажный документооборот с контрагентами или перейти с бумажной на электронную отчетность и тем самым снизить затраты на бумагу, картриджи, принтеры.
Чем цифровизация отличается от автоматизации
Цифровизация и автоматизация — два похожих процесса, но у них разные цели, масштабы, технологические уровни и степень влияния на бизнес.
Если обобщить, то цифровизация помогает решать стратегические задачи, а автоматизация — делает процессы более эффективными. Например, если пиццерия перевела учет с 1С на ERP-систему — это автоматизация. А если решила создать ИТ-систему для приготовления пиццы, чтобы делать ее в больших количествах, доставлять оперативнее, чем конкуренты, это уже цифровизация с перестройкой бизнес-процессов самой пиццерии.
Основные направления цифровизации
Цифровизацию применяют в таких сферах:
- бизнес;
- экономика;
- образование;
- здравоохранение;
- промышленность;
- транспорт.
Бизнес. Внедряют CRM- или ERP-системы, развивают электронную коммерцию — выходят на маркетплейсы или открывают интернет-магазин, осуществляют цифровые платежи.
Экономика. Переходят на электронные кошельки, подают бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронном виде, внедряют онлайн-услуги и сервисы для граждан, например Госуслуги.
Образование. Внедряют платформы для онлайн-обучения, применяют электронные учебники и конспекты, ведут учет успеваемости в электронных дневниках.
Здравоохранение. Проводят онлайн-консультации, дистанционно записывают на прием и ведут электронные карточки пациентов.
Промышленность. Используют устройства интернета вещей для контроля и автоматизации, например датчики освещенности для автоматического включения и отключения света. На рабочих местах устанавливают камеры, с их помощью ведут учет рабочего времени сотрудников.
Транспорт. Покупают электронные билеты, оплачивают проезд банковской картой, отслеживают местонахождение транспорта с помощью приложений и сервисов, внедряют беспилотные модели транспорта.
Как повысить продажи перед Новым годом
Цифровизация бизнеса
Бизнес может применять цифровизацию:
- для управления процессами;
- обработки данных;
- проведения финансовых операций;
- контроля и безопасности.
Управление процессами. Программы и сервисы помогают упростить и ускорить прием заказов, обработку заявок, общение с клиентами. Например, в CRM-системе можно собирать данные о клиентах, историю общения, заказы. Это удобно, когда любой менеджер видит все точки контакта с клиентом.
Обработка данных. Бизнес может использовать центры обработки данных — ЦОД — или искусственный интеллект. Например, в ЦОД можно обрабатывать данные и статистику, настраивать каналы IP-телефонии или VPN, резервное копирование информации.
Проведение финансовых операций. Безналичные расчеты, облачная касса, интернет-банкинг.
Контроль и безопасность. Камеры наблюдения, датчики движения, умные замки помогают контролировать процессы. Например, камеры в пунктах выдачи заказа фиксируют действия сотрудников и клиентов. Запись может пригодиться для решения спорных ситуаций при выдаче заказов.
Плюсы и минусы цифровизации
Бизнес может получить такие преимущества от цифровизации:
- повысить эффективность — цифровые технологии ускорят внутренние процессы, снизят издержки и минимизируют человеческие ошибки;
- улучшить клиентский опыт — CRM, чат-боты позволят лучше понимать потребности клиентов и персонализировать услуги;
- найти новые каналы продаж — платформы электронной коммерции и диджитал-инструменты откроют доступ к новым клиентам и регионам;
- повысить конкурентоспособность — компании, которые применяют цифровизацию, более привлекательны для клиентов и бизнес-партнеров.
Недостатки цифровизации для бизнеса:
- дорогое внедрение — стоимость оборудования, программ и сервисов для небольшого бизнеса может быть существенной;
- нужно обучать персонал — следует обучить всех работать по-новому, в это время некоторые бизнес-процессы могут замедлиться или остановиться;
- зависимость от технологий — сбои в системе или санкции могут усложнить доступ бизнеса к технологиям, которые он использует;
- дополнительные риски — если бизнес работает с сетевыми технологиями, растет риск кибератак, данные могут похитить злоумышленники или перехватить конкуренты.
Цифровизация помогает бизнесу оставаться конкурентоспособным, но несет определенные риски. Важно взвесить все преимущества и недостатки цифровизации для бизнеса перед внедрением какой-то технологии.
Тренды цифровизации
В разных сферах для цифровизации применяют такие решения:
- Искусственный интеллект и машинное обучение — внедряют в аналитические системы. Например, чтобы прогнозировать ключевые показатели бизнеса — объем производства, рентабельность, — создают чат-боты и таким образом автоматизируют общение с клиентами.
- Big data и аналитика — обрабатывают большие массивы данных, например, в маркетинге, перевозках, автомобилестроении, науке.
- Интернет вещей — интегрируют умные устройства в промышленность, сельское хозяйство. С их помощью можно следить за перемещением автомобилей, товаров и людей.
- Метавселенные и виртуальная реальность — проводят обучения, мероприятия, разрабатывают новые продукты и улучшают пользовательский опыт.
- Блокчейн — используют, например, чтобы сделать банковские транзакции прозрачными и безопасными.
Многие современные технологии находят применение в бизнесе, но кроме преимуществ есть и риски.
Что важно запомнить
- Цифровизация — процесс внедрения новых технологий в разные сферы жизни человека и бизнеса.
- Цифровизация, как правило, затрагивает бизнес, экономику, образование, здравоохранение, промышленность, транспорт.
- В бизнесе цифровизация помогает управлять процессами, обрабатывать данные, проводить финансовые операции, усиливает безопасность.
- У цифровизации есть недостатки: дорогое внедрение, нужно обучать персонал, возникает зависимость от технологий, появляются дополнительные риски.